11.3. Прокачка гидравлической системы
|
Гидравлическая жидкость является высокотоксичным веществом
- старайтесь не допускать попадания ее на открытые участки кожи и в глаза.
Случайные брызги немедленно смывайте обильным количеством чистой воды.
Помните, что попадание даже незначительного количества тормозной жидкости
в пищеварительный тракт чревато самыми серьезными последствиями, вплоть
до летального исхода. Некоторые типы гидравлических жидкостей являются
также горючими и могут воспламениться при контакте с разогретыми до достаточно
высокой температуры поверхностями - соблюдайте соответствующие меры пожарной
безопасности. Наряду с токсичностью, тормозная жидкость отличается повышенной
химической агрессивностью и способна легко повредить лакокрасочное покрытие
кузовных панелей автомобиля. При попадании жидкости на элементы кузова
немедленно смывайте ее следы обильным количеством воды. Наконец, следует
обратить внимание читателя на высокую гигроскопичность тормозной жидкости.
Последнее означает способность впитывать из воздуха содержащуюся в нем
влагу, что говорит о недопустимости использования долго хранившейся в
негерметично закрытой таре жидкости. Доливайте в систему только свежую
гидравлическая жидкость требуемого сорта.
На моделях, оборудованных ABS, перед рассоединением гидравлических тормозных
линий в обязательном порядке отключайте аккумуляторную батарею. Подключать
батарею следует только после подсоединения всех гидравлических линий тормозного
тракта. Нарушение данного требования чревато попаданием в гидравлический
модулятор воздуха, удаление которого в процессе обычной прокачки системы
не представляется возможным и требует использования специального электронного
тестера (VAG 1552).
|
Общая информация
Добиться исправности функционирования любой гидравлической системы можно только,
полностью удалив из ее тракта воздушные пробки. Удаление воздуха из тормозной
системы производится путем ее “прокачки”.
В процессе выполнения прокачки тормозной системы доливайте в нее только свежую
гидравлическую жидкость требуемого сорта. Слитая из системы жидкость повторному
употреблению не подлежит. Прежде чем приступать к выполнению процедуры удостоверьтесь
в наличии достаточного запаса свежей тормозной жидкости.
При наличии малейших подозрений на присутствие в системе некачественной тормозной
жидкости гидравлический тракт должен быть тщательно промыт свежей жидкостью требуемого
сорта. Кроме того, необходимо заменить все используемые в компонентах и линиях
системы манжеты и уплотнительные кольца.
В случае утраты гидравлической жидкости или попадания в систему воздуха в результате
развития утечек, перед прокачкой следует устранить все имеющие место дефекты.
Загоните автомобиль на эстакаду/смотровую яму, заглушите даль, взведите стояночный
тормоз и включите первую или заднюю передачу, затем подоприте клиньями задние
колеса. Альтернативно автомобиль может быть поддомкрачен и установлен на надежные
подпорки (с целью облегчения доступа снимите колеса).
Проверьте надежность крепления штуцерных соединений тормозных линий и вентилей
прокачки суппортов/колесных цилиндров. Тщательно протрите снаружи вентили и окружающие
их поверхности.
Снимите крышку и долейте в резервуар ГТЦ свежую гидравлическую жидкость, доведя
ее уровень до отметки МАХ. Вновь свободно наверните крышку. Помните, что в процессе
выполнения прокачки системы уровень жидкости в резервуаре не должен опускаться
ниже отметки MIN, в противном случае в цилиндр может попасть воздух и все предпринятые
усилия пойдут насмарку.
В настоящее время в магазинах автомобильных аксессуаров всегда можно приобрести
специальные наборы, позволяющие произвести прокачку тормозной системы автомобиля
силами одного человека. Использование такого рода набора в значительной мере упрощает
процедуру прокачки и снижает риск засасывания обратно уже выкачанных из нее гидравлической
жидкости и воздуха. Если специального набора под рукой не имеется, следует прибегнуть
к помощи ассистента. Описание процедур прокачки тормозной системы силами одного
и двух человек изложено ниже в соответствующих подразделах.
При выполнении прокачки гидравлического контура с применением спецнабора автомобиль
должен быть подготовлен к процедуре в соответствии с приведенными выше указаниями.
Далее следует действовать в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к набору.
Общий принцип пользования такого рода наборами изложен ниже в соответствующих
подразделах.
Вне зависимости от того, какой метод прокачки будет избран, последовательность
выполнения процедуры должна оставаться неизменной, являясь залогом полноты удаления
воздуха из гидравлического тракта.
Последовательность выполнения прокачки
|
1. Если прокачка системы производится с целью удаления воздуха,
попавшего в тракт в результате отсоединения компонентов лишь одной
из частей гидравлического контура, достаточно будет прокачать только
данный конкретный тормозной механизм.
2. В случае необходимости удаления воздушных пробок из всей системы,
последовательность выполнения прокачки должна быть следующей:
a) Тормозной механизм правого заднего колеса;
b) Тормозной механизм левого заднего колеса;
c) Тормозной механизм правого переднего колеса;
d) Тормозной механизм левого переднего колеса.
|
|
Базовый метод выполнения прокачки тормозной системы силами
двух человек
|
1. Приготовьте подходящую сливную емкость с прозрачными стенками,
отрезок пластмассовой трубки или резинового шланга, плотно садящегося
на вентиль прокачки, и накидной ключ для поворачивания вентиля.
Заручитесь поддержкой товарища.
2. Снимите с вентиля прокачки соответствующего тормозного механизма
пылезащитный колпачок, наденьте на вентиль головку накидного ключа,
следом натяните шланг, второй конец которого следует опустить в
частично заполненную чистой тормозной жидкостью прозрачную емкость.
Срез шланга должен оказаться полностью погружен в жидкость.
3. Удостоверьтесь в достаточности уровня жидкости в резервуаре ГТЦ.
Помните, что в течение всего времени выполнения процедуры уровень
жидкости не должен опускаться ниже отметки MIN.
4. Попросите помощника несколько до упора выжать педаль ножного
тормоза с целью создания давления в системе. На последнем такте
педаль следует зафиксировать в нижнем положении.
5. При удерживаемой выжатой педали ножного тормоза отверните (примерно
на один оборот) вентиль прокачки и пронаблюдайте за выпусканием
через шланг в сливную емкость содержащей воздушные пузыри жидкости.
Помощник должен постоянно прижимать педаль до тех пор, пока она
не упрется в пол. Когда вытекание жидкости из шланга прекратится,
затяните вентиль прокачки и попросите помощника медленно отпустить
педаль. Сразу же проверьте уровень жидкости в резервуаре ГТЦ, в
случае необходимости произведите корректировку.
6. Повторяйте выполнение процедур параграфов 4 и 5 до тех пор, пока
из шланга не начнет выходить прозрачная, свободная от воздушных
пузырей жидкость. Если производится прокачка первого по порядку
тормозного механизма системы после опорожнения ГТЦ, пауза между
циклами должна составлять не менее пяти секунд, необходимых для
заполнения жидкостью внутренних полостей цилиндра.
7. Закончив прокачку, прочно затяните вентиль, снимите с него шланг
и накидной ключ и установите пылезащитный колпачок.
|
Не затягивайте вентиль чересчур туго.
|
8. В случае необходимости повторите процедуру, в требуемом порядке
прокачав тормозные механизмы оставшихся колес автомобиля с целью
полного удаления воздуха из гидравлического тракта.
|
|
Порядок выполнения прокачки тормозной системы с использованием
набора с односторонним клапаном
|
1. Как следует из названия набора, главным его компонентом является
односторонний клапан, вмонтированный в сливную трубку и обеспечивающий
ее одностороннюю проходимость. Прозрачная сливная емкость должна
быть установлена таким образом, чтобы свободно просматриваться с
водительского места в салоне автомобиля.
|
2. Сливная трубка одним концом одевается на вентиль прокачки,
который оставляется открытым на все время выполнения процедуры.
Далее оператор садится на водительское место и начинает плавными
равномерными движениями выжимать и отпускать педаль ножного
тормоза до тех пор, пока из трубки не начнет выходить прозрачная,
свободная от пузырей воздуха тормозная жидкость.
|
3. Не забывайте о необходимости поддержания уровня жидкости в резервуаре
ГТЦ.
|
|
Порядок выполнения прокачки тормозной системы с применением
набора с источником сжатого воздуха
|
1. В качестве автономного источника сжатого воздуха обычно используется
запасное колесо автомобиля, давление в котором следует сбросить
немного ниже нормального (см. инструкции изготовителей набора).
2. За счет подсоединения к резервуару ГТЦ заполненного гидравлической
жидкостью и подключенного к источнику сжатого воздуха контейнера
оператор освобождается от необходимости манипулирования педалью
ножного тормоза. Теперь достаточно просто открывать и закрывать
вентиль, наблюдая за вытесняемой из системы жидкостью.
3. Метод хорош тем, что наличие достаточного запаса гидравлической
жидкости в подсоединенном к резервуару ГТЦ контейнере позволяет
не беспокоиться о необходимости слежения за ее уровнем.
4. Данный метод оказывается особенно эффективным при прокачке трактов
с пониженной проходимостью, а также при замене тормозной жидкости
в ходе выполнения текущего обслуживания автомобиля.
|
|
Все методы
|
1. По завершении прокачки системы и восстановлении ощущения нормальной
твердости при выжимании педали ножного тормоза, проверьте надежность
затягивания вентилей прокачки, соберите ветошью следы пролитой жидкости
и удостоверьтесь, что не забыли надеть на вентили пылезащитные колпачки.
2. Проверьте уровень гидравлической жидкости в резервуаре ГТЦ, в
случае необходимости произведите соответствующую корректировку.
5. Слитая из системы гидравлическая жидкость повторному использованию
не подлежит и должна быть сдана в специальный приемный пункт по
утилизации токсичных отходов.
4. Удостоверьтесь в испрвности функционирования педали ножного тормоза.
Если ощущение мягкости при выжимании педали осталось, следовательно,
из системы удален не весь воздух и процедуру прокачки следует повторить.
Если удалить воздух из тракта и в ходе повторной прокачки не удается,
проверьте состояние уплотнительных манжет ГТЦ.
|
При появлении малейших сомнений в испрвности функционирования
тормозной системы на оборудованных ABS моделях автомобиль
следует без промедления отогнать на станцию техобслуживания
для выполнения диагностики состояния гидравлического модулятора
с применением специального тестера VAG 1552.
|
|
|