3.1.2.7. Головка блока цилиндров
Предупреждение
В пункты ремонта изготовителем
в запчасти поставляются новые и ремонтные головки блока цилиндров. Из-за того,
что для процедур разборки и проверки понадобится специализированный инструмент,
а запасные части найти иногда нелегко, более целесообразным представляется приобретение
новой головки блока, чем разборка, проверка и ремонт головки бывшей в эксплуатации.
Разборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Для разборки головки блока
цилиндров необходимо снять впускной и выпускной клапаны и сопутствующие
детали. При описании предполагается, что распредвалы и толкатели уже
сняты (см. подраздел 3.1.1.9). |
|
2. Перед снятием клапанов позаботьтесь об
их маркировке, или приготовьте место, чтобы уложить вместе все детали
клапана и впоследствии установить на прежнее место. |
|
3. Сожмите пружину первого клапана с помощью
подходящего приспособления и снимите сухари при помощи небольшой магнитной
отвертки или специальных плоскогубцев. Осторожно освободите пружину
клапана, снимите тарелку пружины, пружину и опорную шайбу (если имеется).
|
Предупреждение
При сжатии
пружин не поцарапайте или не повредите внутренние отверстия под
толкатели.
Если у насадки
приспособления для сжатия пружин отсутствует боковое окно для снятия
сухарей, то в продаже имеется переходник, используемый со стандартным
приспособлением.
|
4. Достаньте клапан из направляющей
втулки, затем снимите маслосъемный колпачок. Если извлечение клапана
из направляющей втулки затруднено (клапан плохо проталкивается), то
втолкните его обратно в направляющую втулку и слегка обработайте надфилем
или бруском участок стержня около проточки под сухари. |
5. Повторите те же действия для
остальных клапанов. Помните, что надо уложить вместе все детали клапана,
чтобы впоследствии установить на прежнее место, не нарушая порядка.
|
6. После снятия клапанов и их рассортировки
вместе с деталями, надо тщательно очистить головку блока цилиндров
и проверить ее состояние. Если проводится полный капитальный ремонт
двигателя, то перед тем как начать очистку и проверку головки блока
завершите все операции по разборке двигателя. |
|
Тщательная очистка головки (или головок) блока цилиндров и деталей клапанного
механизма с последующей проверкой позволит оценить объем работ по ремонту клапанов
и механизма привода клапанов при капитальном ремонте двигателя.
Предупреждение
Если двигатель часто перегревался,
то головка цилиндров может быть сдеформирована (см. ниже)
Очистка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Удалите с разъемных поверхностей головки
блока с блоком цилиндров, всасывающим и выпускным коллекторами все
остатки материала прокладок, соблюдая осторожность, чтобы не повредить
поверхности. Пользуйтесь для этой цели имеющимися в продаже специальными
растворителями, растворяющими материал уплотнений и облегчающими труд.
|
2. С каналов системы охлаждения удалите накипь.
|
3. Удалите из масляных каналов все отложения
с помощью жесткого проволочного ершика. Если каналы системы охлаждения
сильно поражены ржавчиной, то головку надо сдать на очистку в специализированную
мастерскую. |
4. Прогоните резьбу в каждом резьбовом отверстии
с помощью метчика, чтобы удалить следы коррозии и герметика. Если
имеется сжатый воздух, продуйте все каналы и отверстия, чтобы удалить
остатки материала после прогонки резьб. |
5. Очистите резьбы шпилек крепления всасывающего
и выпускного коллекторов с помощью жесткой проволочной щетки. |
6. Промойте головку блока цилиндров растворителем
и тщательно просушите. Применение сжатого воздуха ускорит сушку и
позволит очистить все каналы, скрытые полости и отверстия. |
Предупреждение
При очистке
головки блока и деталей клапанного механизма очень хорошие результаты
дает применение растворителей нагара. Это очень едкие жидкости и
пользоваться ими надо с соблюдением мер предосторожности. Изучите
инструкцию по применению на этикетке.
|
7. Тщательно очистите толкатели, промыв их растворителем
и просушив. Применение сжатого воздуха ускорит сушку и позволит очистить
масляные каналы. Не перепутайте толкатели в процессе очистки, храните
их в кассе с пронумерованными ячейками. |
8. Промойте растворителем все пружины клапанов,
сухари, тарелки и опорные шайбы, тщательно просушите эти детали. Промывайте
детали только одного клапана, чтобы не перепутать их. |
9. Соскребите все отложения с клапанов. Затем
проволочной щеткой, насаженной на электродрель, счистите нагар с головок
и стержней клапанов. Не забудьте принять меры, чтобы не перепутать
детали. |
|
Проверка
Предупреждение
Перед тем как сделать вывод
о необходимости перешлифовки деталей в мастерской обязательно выполните все
описываемые ниже процедуры. Составьте список того, что требует особо пристального
внимания. Процедура проверки толкателей и распредвалов описана в (см.
подраздел 3.1.1.9).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Головка цилиндров |
1. Внимательно осмотрите головку,
проверьте наличие трещин, следов проникновения охлаждающей жидкости
и других повреждений. При обнаружении трещин проверьте головку цилиндров
в мастерской на предмет возможности ремонта. Если ремонт невозможен,
то головку замените. |
|
2. Проверьте отклонение разъемной поверхности
головки блока цилиндров от плоскости с помощью щупа и калибровочного
бруска. При измерениях используйте щуп с толщиной, соответствующей
нормативному отклонению от плоскости. Если искривление превышает предел,
указанный в подразделе 3.1.2.1, то головку
следует перешлифовать в в мастерской автосервиса. |
3. Проверьте состояние седел клапанов
в каждой камере сгорания. При наличии питтинга (ямок), трещин, следов
прогара потребуется ремонт головки в мастерской автосервиса, в домашних
условиях ремонт невозможен и в данном руководстве не описывается.
|
|
4. Проверьте зазор между стержнями клапанов
и направляющими втулками. Измерение проводится с помощью калибра малого
диаметра и микрометра, или индикаторного нутромера для малых отверстий.
Зазор в направляющей втулке можно также определить по величине бокового
люфта стержня клапана вставленного в направляющую втулку так, чтобы
клапан выступал из седла примерно на 1,5 мм. |
5. Измерение люфта выполняется индикаторной
головкой. Для определения люфта полный ход клапана при покачивании
его в направляющей втулке и регистрируемый индикатором разделите пополам.
Если величина зазора превышает норму, то втулку замените. Если после
замера появится подозрение на повышенный износ направляющей втулки
и результат покажется сомнительным, то обратитесь в службу автосервиса,
где за умеренную плату выполнят более точный замер. |
Предупреждение
Большинство
автолюбителей не располагают точным нутромером для малых отверстий,
этот инструмент имеется в любой местной мастерской.
|
Клапаны |
6. Внимательно осмотрите клапаны,
проверьте наличие на фасках клапанов трещин, следов неравномерной
выработки, уноса металла и прогара. Проверьте наличие трещин на шейках
и стержнях. Проверьте наличие на стержнях признаков наволакивания
металла и сколов, а также изгиб стержней, поворачивая клапан в направляющей
втулке. Проверьте износ торцов стержней. Наличие любого указанных
дефектов указывает на необходимость ремонта клапанов в мастерской
автосервиса. |
|
7. Измерьте ширину a краевого пояска каждого
клапана (a) и сравните с нормативным значением. Если это расстояние
меньше нормы, то клапан подлежит замене. |
Детали клапанного механизма |
8. Проверьте наличие следов износа
и ямок на торцах каждой пружины клапана. |
|
9. Измерьте длину пружины в свободном состоянии
c помощью штангенциркуля, совмещенного с глубинометром или с индикаторной
головкой, и сравните ее с нормативным значением. Пружины с усадкой,
длина которых в свободном состоянии меньше заданной, подлежат замене.
|
10. Перед установкой пружин на отремонтированный
двигатель необходимо проверить их под нагрузкой на специальном стенде
(проверку следует выполнить в мастерской автосервиса). |
|
11. Установите пружину на плоскую ровную
поверхность и проверьте вертикальность. При обнаружении отклонения
пружины от вертикали и прогиба по длине пружину следует заменить.
|
12. Проверьте наличие видимых следов
износа и трещин на тарелках пружин и сухарях. Детали вызывающие какие-либо
сомнения следует заменить, поскольку поломка их во время работы двигателя
приведет к серьезным разрушениям. |
13. Если при проверке выяснится,
что детали клапана имеют повреждения или износ выше допустимого, то
эти детали замените. |
14. Если при проверке выяснится,
что износ деталей превышает допустимый и общее их состояние неудовлетворительное,
что как правило и наблюдается в двигателях, подвергнутых капитальному
ремонту, то соберите клапаны на головке цилиндров и руководствуйтесь
рекомендациями подраздела 3.1.2.8. |
|
Сборка
Перед началом сборки необходимо убедиться в чистоте головки блока, независимо
от того проводился ремонт этой детали в мастерской автосервиса или нет. Имейте
в виду, что в головке цилиндров конструкцией предусмотрено несколько съемных заглушек,
предназначенных для снятия напряжений в материале головки при тепловом расширении
(или сжатии). Эти заглушки подлежат замене как при капитальном ремонте двигателя,
так и при восстановлении головки цилиндров (процедура замены описана в
подразделе
3.1.2.11.
Если головка блока сдавалась в мастерскую для ремонта клапанов, то клапаны
уже будут установлены на место в сборе со всеми деталями. В этом случае сборку
начинайте с п. 7.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Напрессуйте на направляющие
втулки клапанов новые маслосъемные колпачки. |
Предупреждение
Маслосъемные
колпачки для впускных и выпускных клапанов различаются цветом, не
перепутайте эти детали при сборке!
|
|
2. Установите маслосъемный колпачок (указан
стрелкой) на направляющую втулку легкими ударами молотка по оправке.
|
Предупреждение
Не наносите
удары после полной запрессовки колпачка на втулку, в противном случае
колпачок можно повредить. Избегайте проворачивания колпачка при
напрессовке, следите за равномерностью его одевания на втулку, в
противном случае надежное уплотнение стержней клапанов не обеспечивается.
|
3. Смажьте стержень клапана маслом
для двигателя или смазкой на основе дисульфида молибдена и установите
первый клапан, начиная с любого края на головке цилиндров. |
4. Оденьте опорную шайбу пружины
(или шайбы), установите пружину клапана и тарелку. |
|
5. Сожмите пружину клапана с
помощью приспособления и установите сухари в канавку на стержне клапана.
Осторожно отпустите пружину, убедитесь что сухари зашли в верхнюю
канавку стержня клапана. При необходимости, перед освобождением пружины
клапана смажьте сухари консистентной смазкой для того, чтобы временно
закрепить на стержне клапана. |
6. Повторите все действия для остальных
клапанов. Следите за тем, чтобы весь комплект деталей клапана был
установлен на прежнее место, не перепутайте детали! |
7. После
установки клапанов проверьте высоту пружины в нагруженном состоянии
с помощью штангенциркуля с глубиномером или индикаторной головкой.
|
|