1. Cнимите с шатуна первого цилиндра
крышку подшипника (ориентируясь по меткам, нанесенным при разборке).
Снимите старые вкладыши шатунного подшипника и протрите посадочные
поверхности вкладышей в стержне шатуна и в крышке чистой тканью не
оставляющей ворса. Эти поверхности должны быть всегда абсолютно чистыми. |
|
2. Протрите тыльную поверхность верхнего
шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что
выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия
совпали. |
3. При установке вкладыша недопустимо
пользоваться молотком, надо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы
не повредить рабочую поверхность вкладыша. На данном этапе смазка
вкладыша не требуется. |
4. Протрите тыльную поверхность
нижнего вкладыша и вложите его в крышку шатуна. Снова убедитесь, что
выступ на вкладыше совпадает с выборкой на крышке шатуна, вкладыш
не смазывайте. Очень важно, чтобы сопрягаемые поверхности вкладыша
и шатуна в процессе сборки были абсолютно чистыми, без следов масла. |
5. Расставьте стыки поршневых колец
в соответствии с рис. Расстановка
стыков поршневых колец для двигателей 1,3 л, рис. Расстановка
стыков поршневых колец для двигателей 1,6 и 1,8 л. |
6. Наденьте на болты
крышек шатунов отрезки резиновых шлангов, что предохранит поверхность
цилиндра от повреждения. |
7. Смажьте поршни и кольца чистым
маслом для двигателя, оденьте на поршень оправку для обжатия колец.
Длина выступающего из приспособления участка юбки поршня должна быть
примерно 6,0 мм, чтобы обеспечить правильный вход поршня в цилиндр.
Кольца должны быть заподлицо с поверхностью поршня. |
8. Проверните коленчатый вал до
нижней мертвой точки в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом
для двигателя. |
|
9. Поверните поршень с шатуном так, чтобы
метки (1) на шатуне и (2) на днище поршня были обращены в сторону
передней части двигателя, осторожно введите поршень с шатуном в первый
цилиндр до упора приспособления для обжатия колец в блок цилиндров. |
10. Слегка постучите по верхнему
краю оправки, чтобы обеспечить равномерный контакт с плоскостью блока
цилиндров по всей окружности. |
|
11. Осторожно постучите деревянной рукояткой
молотка по днищу поршня, направляя шатун на соответствующую шейку
коленчатого вала. Поршневые кольца могут выскочить из оправки непосредственно
перед вхождением в цилиндр, поэтому, оправка всегда должна прижиматься
к блоку цилиндров. |
12. Выполняйте эту операцию осторожно,
немедленно прекратите вталкивание поршня при ощущении какого-либо
сопротивления при входе в цилиндр. Определите причину заедания поршня
и устраните ее, после чего продолжите установку поршня в цилиндр. |
Предупреждение
Не допускается
прилагать усилие при установке поршня в цилиндр, независимо от причины
вызвавшей сопротивление вхождению поршня. В противном случае можно
поломать кольца или поршень.
|
13. После установки поршня в цилиндр
надо измерить зазор между шатунным подшипниками и шейкой вала, и только
после этого окончательно установить крышку шатуна. |
Проверка зазоров
в шатунных подшипниках |
|
14. Приготовьте отрезок калибровочной пластмассовой
проволоки, длина которого немного меньше ширины шатунного подшипника,
и положите его на шатунную шейку (указана стрелкой) первого цилиндра
параллельно оси коленвала. |
15. Очистите поверхность крышки
шатуна, прилегающую к вкладышу, снимите шланги с болтов крепления
крышек и установите крышку. Убедитесь, что метки взаимной ориентации
на крышке и на шатуне находятся с одной стороны. Убедитесь, что передняя
метка на крышке направлена в сторону зубчатого ремня. |
|
16. Слегка смажьте внутренние поверхности
гаек, заверните гайки и затяните их с заданным моментом. Затягивайте
гайки торцовой головкой с подобранным наружным диаметром, что позволит
избежать неправильного показания момента затяжки в случае задевания
головки за крышку шатунного подшипника. |
17. Если головка начнет задевать
за крышку, то приподнимите головку так, чтобы обеспечить ее свободный
поворот. Вращение коленвала при затяжке гаек не допускается. |
Предупреждение
На двигателях
1,6 и 1,8 л после затяжки гаек доверните их на 90°.
|
18. Отверните гайки и осторожно
снимите крышки, не повредив пластмассовый калибр. |
|
19. Сравните толщину раздавленной калибровочной
проволоки со значением нанесенным на на упаковке калибра и определите
величину смазочного зазора (шкала проградуирована в милиметрах и в
дюймах). Сравните полученное значение с нормативным. |
20. Если зазор не соответствует
установленному, то причиной может быть неправильный подбор шатунных
подшипников (в этом случае подберите вкладыши подшипников). Перед
тем как прийти к решению о необходимости замены вкладышей убедитесь,
что при измерении зазора отсутствовали загрязнения или масло между
подшипниками и поверхностями шатунов и шатунных крышек. Проверьте
также диаметр шатунных шеек. Если ширина раздавленной калибровочной
проволоки по концам сильно отличается, то коренная шейка коленвала
имеет конусность (см. подраздел
3.1.2.13). |
Окончательная установка шатунов |
21. Осторожно удалите остатки калибровочного
материала с шатунных шеек коленвала и/ или с в поверхностей шатунных
подшипников. Не допускайте повреждения поверхностей шатунных подшипников,
соскабливайте указательным пальцем или краем пластика. |
22. Убедитесь в полной чистоте рабочих
поверхностей шатунных подшипников, нанесите на вкладыши подшипника
тонкий однородный слой консистентной смазки с дисульфидом молибдена
или масла для сборки двигателя. Для доступа к поверхности верхнего
шатунного вкладыша придется втолкнуть поршень в цилиндр, предварительно
одев на болты крышки отрезки шлангов. |
23. Притяните шатун к шейке коленчатого
вала, снимите шланги с болтов крышек, установите крышки и затяните
гайки с моментом, указанным в подразделе
3.1.2.1. |
24. Повторите описанную процедуру
для поршней и шатунов остальных цилиндров. В процессе сборки следите
за чистотой сопрягаемых поверхностей шатуна и наружных поверхностей
шатунных вкладышей. Следите за тем, чтобы каждый поршень в сборе с
шатуном соответствовал данному цилиндру. При установке поршня в цилиндр
выемка или стрелка должны быть обращены в сторону передней части двигателя.
Смажьте цилиндр свежим маслом. После измерения зазора смажьте рабочие
поверхности шатунных подшипников. |
25. После окончательной установки
поршней с шатунами, проверьте свободу вращения коленвала, провернув
его на несколько оборотов от руки. |
26. На последнем этапе сборки надо
проверить осевой люфт шатуна. Процедура проверки описана в подразделе
3.1.2.9. |
27.Сравните величину осевого люфта
со значением указанным вподразделе
3.1.2.1. Если осевой люфт соответствовал норме до разборки двигателя,
а в процессе ремонта установлены прежний коленвал и шатуны, то после
ремонта осевой люфт также должен быть в пределах нормы. Если установлены
новые шатуны и коленвал, то люфт может не соответствовать норме. В
этом случае шатуны надо снять и сдать в мастерскую автосервиса для
шлифовки. |