Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование CHEVROLET LACETTI» содержит подробные цветные схемы электрооборудования автомобиля с четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом 1,4; 1,6 и 1,8 л. Кроме схем в книге представлены цветные фотографии с описанием операций по замене предохранителей, реле и свечей зажигания. Книга предназначена для водителей, желающих обслуживать и ремонтировать автомобиль самостоятельно, а также для работников СТО.
Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» — кузовом и силовым агрегатом автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается. На автомобиле установлена необслуживаемая свинцовая стартерная аккумуляторная батарея емкостью 55 А. ч. Генератор — синхронная электрическая машина переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Шкив генератора приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках генератора.
Подшипники закрытого типа, смазка, заложенная в них, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора, а в крышке установлен с небольшим натягом. Передний подшипник запрессован в переднюю крышку, а на валу ротора посадка подшипника скользящая. В статоре генератора расположена трехфазная обмотка. Вторые концы фазных обмоток припаяны к выводам выпрямительного блока, состоящего из шести кремниевых диодов (вентилей) — трех «положительных» и трех «отрицательных», запрессованных в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные на разных пластинах). Выпрямительный блок закреплен на задней крышке генератора. Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, а ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводиться через две щетки, которые установлены в щеткодержателе. Щеткодержатель и регулятор напряжения закреплены на задней крышке генератора. Регулятор напряжения — не разборный узел, при выходе из строя его заменяют. При работе генератора не следует отключать аккумуляторную батарею, так как возникающие при этом скачки напряжения могут повредить электронные компоненты схемы.
Стартер — четырех щеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двух обмоточным тяговым реле. К стальному корпусу стартера прикреплены постоянные магниты. Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. Вал якоря вращается в подшипниках скольжения. Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной и коронной (с внутренним зацеплением) шестерен и трех сателлитов на водиле (валу привода). На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение START напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). Якорь реле втягивается и перемещает рычаг привода, который передвигает муфту свободного хода с приводной шестерней по шлицам вала привода, вводя шестерню в зацепление с венцом маховика. При этом отключается втягивающая обмотка и замыкаются контакты тягового реле, включая электродвигатель стартера. После возвращения ключа в положение ON удерживающая обмотка тягового реле обесточивается и якорь реле под действием пружины возвращается в исходное положение — контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с маховиком. Неисправное тяговое реле заменяют. Неисправность привода стартера выявляется при осмотре после разборки стартера.
Система освещения и сигнализации включает в себя две блок-фары; противотуманные фары; боковые указатели поворотов; задние фонари; фонари освещения номерного знака; дополнительный сигнал торможения; плафоны освещения салона и багажного отделения; звуковой сигнал, а также выключатели всех этих потребителей. Блок-фары автомобилей с кузовом хэтчбек отличаются от блок-фар автомобилей с кузовами седан и универсал. В блок-фарах автомобилей с кузовами седан и универсал установлены: галогенная лампа ближнего света, галогенная лампа дальнего света, лампа габаритного света, лампа указателя поворота (оранжевого цвета) и исполнительный механизм (мотор-редуктор) регулятора направления пучков света фар. В отличие от них, в блок-фаре хэтчбека установлена двухнитевая галогенная лампа дальнего/ближнего света.
Противотуманные фары установлены в переднем бампере. В противотуманной фаре установлена галогенная лампа, направление пучка света которой регулируется винтом. Задние фонари автомобилей со всеми тремя типами кузовов отличаются друг от друга. В заднем фонаре установлены лампы: двухнитевая сигнала торможения и габаритного света; указателя поворота (оранжевого цвета); противотуманного света; света заднего хода. Фонари на автомобилях с кузовами седан и универсал установлены на задних крыльях. Задние фонари автомобиля с кузовом хэтчбек состоят из двух частей: одна установлена на заднем крыле, другая — на двери багажного отделения. В фонаре седана установлены две двухнитевые лампы (21/5 Вт): одна сигнала торможения и габаритного света, вторая — габаритного света, но в ней включается только нить 5 Вт при включении габаритного света.
Автомобиль укомплектован подушками безопасности водителя и переднего пассажира. Подушка безопасности водителя расположена на рулевом колесе. Подушка безопасности переднего пассажира установлена в панели приборов. Часть автомобилей комплектуется боковыми подушками безопасности водителя и переднего пассажира, которые установлены в спинках передних сидений со стороны дверей. Блок управления подушками безопасности расположен в салоне автомобиля под облицовкой туннеля пола между передними сиденьями. Этот блок управляет также преднатяжителями ремней безопасности водителя и переднего пассажира. Для электрического соединения подушки безопасности, выключателей звукового сигнала и блока управления головным устройством системы звуковоспроизведения со жгутом проводов панели приборов вместо обычного скользящего контакта (во избежание искрообразования и непреднамеренного срабатывания подушки) применено барабанное устройство со спиральным кабелем, работающее по принципу рулетки. Барабанное устройство прикреплено к соединителю подрулевых переключателей.
В цилиндрическом пластмассовом корпусе устройства спирально уложены несколько витков металлопластиковой ленты, которая является электрическим проводником. Один конец ленты, через провода с колодками соединяется со жгутом проводов панели приборов. Другой конец ленты соединен проводами с колодками с подушкой безопасности, блоком управления головным устройством системы звуковоспроизведения и выключателями звукового сигнала. Поводок барабана входит в отверстие ступицы рулевого колеса. При вращении колесо за поводок поворачивает барабан, а с ним и ленту, которая располагается в цилиндрическом корпусе либо на большем, либо на меньшем радиусе. От своего среднего положения барабан может поворачиваться в каждую сторону до упора на 3,25 оборота. Это предотвращает обрыв ленты при вращении рулевого колеса от нейтрального положения до упора в каждую сторону.
Замки всех дверей блокируются электроприводами. Снятие электроприводов замков дверей показано в гл. «Кузов». В зависимости от комплектации автомобиль может быть оборудован электростеклоподъемниками только передних дверей, либо всех дверей. Снятие электростеклоподъемников показано в гл. «Кузов». Мотор-редуктор стеклоподъемника состоит из червячного редуктора и реверсивного электродвигателя постоянного тока. На выходном валу редуктора установлен барабан с тросом. На тросе закреплен ползун, перемещающийся по направляющей. К ползуну двумя винтами крепятся держатели стекла. Очиститель ветрового стекла установлен под облицовкой ветрового окна.
Электродвигатель очистителя трех щеточный, двухскоростной, с возбуждением от постоянных магнитов. Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, форсунок на капоте и соединительных шлангов. Бачок омывателя расположен за левым передним крылом. Заливная горловина бачка выведена в моторный отсек. Автомобили с кузовами хэтчбек и универсал комплектуются очистителем и омывателем стекла двери багажного отделения. Очиститель установлен внутри двери багажного отделения. Электродвигатель очистителя двух щеточный с возбуждением от постоянных магнитов.
|