История автомобиля Daewoo «SENS» началась в 2001 году, когда СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» приступило к производству модели L-1300, которая основываясь на конструкции «Lanos», комплектовалась двигателем Мелитопольского моторного завода и частично деталями и сборочными единицами отечественного производства. Автомобиль предназначался для продажи на внутреннем рынке Украины. Под индексом L-1 300 автомобиль просуществовал до 2002, когда по результатам конкурса, проведенного среди автолюбителей, получил собственное имя «SENS».
LANOS 1.4i
На автосалоне SIA'2007 дистрибьюторская компания "УкравтоЗАЗ-Сервис" представила новую модель ЗАЗ Lanos 1.4i, которая уже с июля 2007 года начала продаваться в Украине и РФ и должна заменить популярный Daewoo Sens. Автомобиль получил новый мелитопольский двигатель 1,4 л (77 л.с.), польскую коробку передач и будет позиционироваться в сегменте Sens'a. Новый двигатель МеМЗ-317 имеет рабочий объем 1396 см³ и соответствует нормам токсичности Евро-2, с перспективой достижения норм Евро-3. Двигатель выдает 77 л.с. при 5200 об/мин. Крутящий момент 120 Нм. Модель «Lanos 1.4» с новым мелитопольским двигателем значительно расширит круг потенциальных покупателей ЗАЗовских машин и рассматривается в данном издании как логичное продолжение модели «Sens».
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ ДЛЯ УЗЛОВ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Следующие определения и сокращения приводятся для того, чтобы описывать явления, связанные с автоматической коробкой передач, на едином языке. Нижеприведенные термины используются в разделе 5 настоящего руководства по ремонту. Положения дроссельной заслонки (ДЗ)
• Минимальное открытие ДЗ - соответствует минимальному углу открытия ДЗ, позволяющему переключение коробки передач на соседнюю высшую передачу.
• Небольшое открытие ДЗ - соответствует приблизительно 1/4 хода педали акселератора (открытие ДЗ на 25%).
• Среднее открытие ДЗ - соответствует приблизительно 1/2 хода педали акселератора (открытие ДЗ на 50%).
• Сильное открытие ДЗ - соответствует приблизительно 3/4 хода педали акселератора (открытие ДЗ на 75%).
• Полное открытие ДЗ - соответствует полному ходу педали акселератора (открытие Д3 на 100%).
• Включение низшей ступени полным открытием ДЗ - быстрое и полное нажатие на педаль акселератора, приводящее к переключению коробки передач на соседнюю низшую передачу.
• Накат - движение автомобиля при включенном диапазоне D и полностью закрытой ДЗ (педаль акселератора отпущена).
• Торможение двигателем - движение автомобиля при полностью закрытой ДЗ, когда двигатель используется для торможения автомобиля посредством принудительного включения низшей передачи. Явления и состояния при переключении передач
• Удар - резкое и сильное включение фрикциона или ленточного тормоза коробки передач.
• Толчки - кратковременные продольные ускорения и замедления автомобиля, которые более всего заметны при заблокированном гидротрансформаторе. Такие толчки сходны с теми, которые могут наблюдаться при буксировке прицепа.
• Запаздывание - состояние, при котором ожидается переключение передачи, однако это переключение не происходит в течение какого-то промежутка времени. Запаздывание может происходить из-за медленного включения фрикциона или ленточного тормоза при частично или полностью открытой ДЗ или после включения вручную низшего фрикциона коробки передач.
• Двойной удар - два резких и сильных включения муфты или ленточного тормоза коробки передач.
• Опережение - переключение передач до того, как автомобиль достигнет необходимой скорости перехода на следующую передачу. Опережение вызывает перегрузку двигателя при переключениях на высшую передачу.
• Конечный удар - ощущение более жесткого переключения на конечной стадии процесса переключения передачи по сравнению с начальной стадией этого переключения.
• Жесткое переключение - ощутимое быстрое включение фрикционных элементов или тормоза коробки передач. Это явление считается нормальным для переключений при средней степени открытия ДЗ или полностью открытой ДЗ. Не путайте с термином "РЕЗКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ".
• Разрыв потока мощности - резкое увеличение частоты вращения двигателя вместе с кратковременной потерей вращательного момента. Данное состояние чаще всего возникает при переключении передач.
• Резкое переключение - более заметное включение фрикционных элементов или ленточного тормоза коробки передач, чем для термина «ЖЕСТКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ». Данное состояние является нежелательным при любой степени открытия ДЗ.
• Колебательные переключения - повторяющаяся быстрая последовательность переключений коробки передач вверх и вниз. Такие переключения вызывают значительные изменения в частоте вращения двигателя. В качестве примера можно привести последовательность переключений 4-3-4 передачи.
• Начальный удар - ощущение более жесткого переключения на начальной стадии процесса переключения передачи по сравнению с конечной стадией этого переключения.
• Позднее переключение - переключение передачи при частоте вращения двигателя большей, чем номинальная для осуществления данного переключения.
• Тряска - повторяющиеся интенсивные продольные толчки, похожие на описанные в пункте «ТОЛЧКИ», но более сильные и резкие. Данное состояние обычно более всего заметно на определенном диапазоне скоростей автомобиля.
• Буксование - заметное повышение частоты вращения двигателя, не сопровождающееся соответствующим ростом скорости автомобиля. Буксование обычно происходит в процессе начальной фазы переключения передачи или включения ленточного тормоза или после ее завершения.
• Вялое переключение - медленное, почти незаметное переключение коробки передач или включение ленточного тормоза с чувством очень медленного переключения.
• Волнообразное переключение - сопровождается незначительными повторяющимися ускорениями/замедлениями автомобиля, менее интенсивными, чем при толчках.
• Переключения с перекрытием передач - состояние, когда два противоположных фрикционных или тормозных элемента пытаются включиться одновременно. Данное явление вызывает значительное падение частоты вращения двигателя. Шум коробки передач
• Шум цепной передачи - воющий или грохочущий шум, уровень которого увеличивается или уменьшается при изменении частоты вращения вала двигателя. Такой шум незаметен при разгоне автомобиля с небольшим углом открытия ДЗ или при неподвижном автомобиле с включенными диапазонами D (движение) или R (задний ход) коробки передач.
• Шум главной передачи - гул, уровень которого зависит от скорости движения автомобиля. Такой гул более всего заметен при разгоне автомобиля с небольшим углом открытия ДЗ или во время движения накатом при отпущенной педали акселератора.
• Шум планетарной передачи - воющий шум, который сильнее всего проявляется на 1-й передаче и передаче заднего хода и зависит от скорости автомобиля. Шум планетарной передачи может уменьшиться или пропасть при переключении коробки передач на высшую передачу.
• Шум гидравлического насоса трансмиссии - воющий шум высокого тона, который увеличивается с возрастанием частоты вращения двигателя и может быть слышен на всех диапазонах.
• Шум гидротрансформатора - воющий шум, который обычно заметен на неподвижном автомобиле при включении диапазона D (движение) или R (задний ход) коробки передач. Шум гидротрансформатора увеличивается с ростом частоты вращения вала двигателя. Для дальнейшей информации см. главу «Проверка технического состояния гидротрансформатора» в этом разделе.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Устройство 4Т40-Е предназначено для переднеприводных автомобилей и представляет из себя автоматическую коробку передач с электронно-гидравлическим управлением. Данная коробка передач обеспечивает 4 передачи переднего хода, включая ускоряющую (повышающую) передачу, и одну передачу заднего хода. Управление коробкой передач осуществляет БУТ с помощью двух исполнительных ЭМК переключения передач. Гидравлическая система трансмиссии питается от лопастного насоса. Давление рабочей жидкости в системе регулируется блоком управления трансмиссией (БУТ) с помощью электромагнитного клапана регулятора давления (ЭМК РД). Коробка передач может работать в одном из следующих 7 диапазонов:
• Р (стоянка) - Диапазон Р (стоянка) предотвращает самопроизвольное движение автомобиля как вперед, так и назад. (С точки зрения безопасности, применяйте стояночный тормоз в дополнение к диапазону Р (стоянка)).
• R (задний ход) - Диапазон R (задний ход) позволяет управлять автомобилем при движении в обратном направлении.
• N (нейтраль) - Диапазон N (нейтраль) позволяет запустить двигатель и управлять автомобилем в процессе движения. При необходимости, данный диапазон можно использовать при запуске заглохшего двигателя на движущемся автомобиле.
• D (движение) - Диапазон D (движение) - ускоряющая (повышающая) передача - используется во всех обычных условиях движения автомобиля. Он обеспечивает автоматическое переключение всех передач переднего хода и управление блокировкой гидротрансформатора. Для выполнения безопасных обгонов и проездов применяется включение пониженной передачи при полном нажатии на педаль акселератора.
• 3 - Данный диапазон применяется при поездках по городу, при движении по холмистой местности или при буксировке прицепа. Диапазон обеспечивает автоматическое переключение 1-й, 2-й и 3-й передач и препятствует включению 4-й передачи. Также, как и на диапазоне D (движение), применяется включение пониженной передачи при полном нажатии на педаль акселератора.
• 2 - Диапазон ручного включения 2-й передачи. Данный диапазон обеспечивает включение только 1-й и 2-й передачи (в большинстве случаев управления автомобилем). Она используется для интенсивного разгона и интенсивного торможения двигателем. Диапазон 2 может быть включен на любой скорости автомобиля, однако коробка передач не переключится вниз на 2-ю передачу до тех пор, пока скорость автомобиля не упадет ниже приблизительно ниже 100 км/час.
• 1 - Диапазон ручного включения 1-й передачи. Данный диапазон обеспечивает максимальное торможение двигателем. Он может быть использован на любой скорости автомобиля, однако коробка передач не переключится вниз на 1-ю передачу до тех пор, пока скорость автомобиля не упадет приблизительно ниже 60 км/час.
|