4.2. Ремонт без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.6 л
Правила пользования материалом Главы
Данная Часть Главы посвящена ремонту двигателя 1.6 л, не связанному с извлечением
его из автомобиля (in situ).
Описание большей части рассматриваемых процедур составлено, исходя из предположения
о том, что силовой агрегат остается на своем штатном месте в двигательном отсеке
автомобиля. Ввиду сказанного, в случае если двигатель уже демонтирован и установлен
на верстак или монтажный стенд, многие из описываемых шагов должны быть опущены.
Заметим, что несмотря на физическую возможность выполнения ремонта in situ таких
компонентов, как шатунно-поршневые группы, подобного рода работы обычно производятся
после разборки двигателя ввиду необходимости проведения некоторых вспомогательных
процедур, не говоря уже о требованиях к соблюдению чистоты деталей и абсолютной
проходимости маслотоков.
Общее описание двигателя
Рассматриваемый двигатель относится к семейству 4-цилиндровых бензиновых двигателей
с рядным размещением цилиндров и верхним расположением распределительного вала
(OHC). Двигатель установлен поперечно в передней части автомобиля. Сборки трансмиссии
и сцепления находятся в левой части силового агрегата. По конструкции двигатель
сходен с рассмотренным выше двигателем 1.3 л.
Блок цилиндров изготовлен из чугунного литья, головка - из алюминиевого сплава.
Внутрь головки установлен распределительный вал, привод которого осуществляется
зубчато-ременной передачей от коленчатого вала. В запрессованные в тело головки
направляющие втулки посажены впускные и выпускные клапаны. Закрывание каждого
из клапанов происходит за счет усилия, развиваемого единственной винтовой пружиной.
Кулачки распределительного вала воздействуют на клапаны непосредственно через
гидравлические толкатели, посаженные в индивидуальные гнезда. Подача масла в
гидрокомпенсаторы и для смазки толкателей осуществляется через отлитые в теле
головки маслотоки.
Коленчатый вал установлен в пяти коренных подшипниках. Подшипник, установленный
между вторым и третьим цилиндрами, является упорным и контролирует осевой люфт
вала.
Циркуляция охлаждающей жидкости происходит за счет функционирования водяного
насоса, приводимого в действие от газораспределительного ремня. Подробности
по принципу функционирования системы охлаждения могут быть почерпнуты из материалов
Главы
Системы охлаждения, отопления.
Принудительная система смазки двигателя организована посредством насоса, приводимого
в действие индивидуальной цепной передачей от коленчатого вала. Забор масла
из поддона картера осуществляется через оборудованный сетчатым фильтром маслозаборник.
Перед подачей в контур смазки двигателя масло прогоняется через устанавливаемый
снаружи полнопоточный масляный фильтр сменного типа. Пройдя через фильтр, масло
поступает в головку цилиндров, где используется для смазывания подшипниковых
шеек распределительного вала и гидравлических толкателей клапанов, и далее,
в картер двигателя, к коренным и шатунным подшипникам, поршневым пальцам и зеркалам
цилиндров.
Список ремонтных процедур, выполнение которых не требует
извлечения двигателя из автомобиля
Ниже перечислены процедуры ремонта и обслуживания двигателя, выполнение которых
может производиться in situ:
a) Снятие и установка ремня привода вспомогательных агрегатов;
b) Снятие и установка распределительного вала;
c) Снятие и установка сальника распределительного вала;
d) Снятие установка зубчатого колеса распределительного вала;
e) Снятие и установка водяного насоса (см. Главу
Системы охлаждения,
отопления);
f) Замена сальников коленчатого вала;
g) Снятие и установка зубчатого колеса коленчатого вала;
h) Снятие и установка головки цилиндров;
i) Проверка состояния и замена опор подвески силового агрегата;
j) Снятие и установка сборки масляного насоса с маслозаборником;
k) Снятие и установка поддона картера;
l) Снятие, проверка состояния и установка ремня привода ГРМ с зубчатыми колесами
и передней крышкой.