4.2.1. Описание основных узлов и механизмов
Блок цилиндров и его внутренние компонентыШатунно-поршневая сборка
1 — Поршневые кольца
|
6 — Вкладыши
|
Головка цилиндров и компоненты клапанного механизма
Схема функционирования гидравлического толкателя
1 — Стержень клапана
|
5 — Поршень
|
Схема привода ГРМ
Блок цилиндров
Блок цилиндров отлит из чугуна. Общий вид и порядок установки компонентов блока
цилиндров представлены на сопроводительной иллюстрации. Непосредственно в теле
блока проточены цилиндры. В нижней части блока выполнены пять постелей коренных
подшипников коленчатого вала. Крышки подшипников крепятся к блоку специальными
болтами М10х65. Шайбы под головки болтов не устанавливаются.
Осевой люфт коленчатого вала контролируется упорными полукольцами, устанавливаемыми
на третьем коренном подшипнике.
Коленчатый вал
Коленчатый вал откован из стали и состоит из пяти коренных и четырех шатунных
шеек. На передней цапфе вала закреплена шестерня привода масляного насоса и
предусмотрен паз под установку сегментной шпонки под посадку зубчатого колеса
ремня привода ГРМ. На заднем торце вала оборудован фланец под установку маховика.
Шатунно-поршневая группа
Кованые шатуны имеют двутавровое сечение и прямой разрез нижней головки. В верхнюю
головку запрессована бронзовая втулка, которая затем протачивается до требуемого
диаметра (17.6 мм). Нижняя головка разрезана посередине, а затем проточена до
диаметра 50.6+0.01 (без вкладышей). Правильное взаимное положение крышки шатуна
и вкладышей шатунного подшипника обозначено специальными метками. Кроме того,
на головке выбивается также номер цилиндра, которому соответствует данный шатун.
Крышка шатунного подшипника крепится к нижней головке болтами М8х1 типа TORX.
В процессе выполнения капитального ремонта принято производить замену болтов
крышек шатунных подшипников. Компоненты шатунно-поршневой сборки представлены
на иллюстрации.
Поршни отливаются из алюминиевого сплава и имеют вогнутое днище, полость которого
отчасти формирует объем камеры сгорания. При установке поршень должен разворачиваться
меткой на днище в сторону расположения привода ГРМ. Имеющий плавающую посадку
поршневой палец фиксируется в сборке двумя стопорными кольцами. При посадке
на шатун поршень разогревается до 60°С, после чего в него заправляется поршневой
палец. На каждый из поршней устанавливаются по два компрессионных и по одному
маслосъемному кольцу.
Головка цилиндров и газораспределительный механизм
В головке цилиндров размещены имеющие рядное расположение клапаны. Схема расположения
в головке компонентов клапанного механизма показана на иллюстрации.
Головка цилиндров крепится к блоку десятью специальными болтами М11х1.5 типа
TORX. Уплотнительная прокладка головки имеет металлическую окантовку отверстий
под цилиндры, а по периметру покрыта силиконовым уплотняющим слоем. Правильное
положение прокладки на блоке обеспечивается двумя установочными штифтами, посаженными
в сопрягаемую поверхность блока цилиндров.
Порядок затягивания болтов крепления головки цилиндров показан на иллюстрации. |
Впускные и выпускные каналы выведены по разные стороны головки. В тело головки запрессованы седла и направляющие втулки клапанов, а также сформированы опоры распределительного вала. Крышки подшипников распределительного вала крепятся в головке болтами М7. Внутрь корпусов крайних подшипников посажены сальники.
Привод клапанов производится непосредственно от распределительного вала через оборудованные гидравлическим компенсаторами толкатели. Гидрокомпенсаторы обеспечивают беззазорный привод клапанов. Схема функционирования гидравлического толкателя представлена на иллюстрации.
Усилие натяжения ремня регулируется автоматически с помощью гидравлического натяжителя. Схема привода ГРМ представлена на иллюстрации.
Водяной насос
Неразборный центробежный водяной насос крепится к блоку цилиндров двумя болтами М8. Соединение герметизируется резиновым уплотнительным кольцом. Насос приводится в действие зубчатым газораспределительным ремнем. В случае отказа производится замена насоса в сборе.
Впускной трубопровод и выпускной коллектор
Впускной трубопровод изготовлен из пластмассы и разделен на четыре канала, соединяющихся со впускными отверстиями головки цилиндров. Место стыка герметизируется уплотнительным кольцом. Внутри впускного трубопровода размещены расходомер и датчики температуры всасываемого воздуха, а также воздушный термостат. Снаружи к трубопроводу подсоединена трубка системы улавливания топливных испарений.
Выпускной коллектор посажен на шпильки и крепится к блоку посредством гаек М8. Между коллектором и головкой установлен армированная металлом уплотнительная прокладка. При установке выпускного коллектора на двигатель замена прокладки и крепежных гаек производится в обязательном порядке.