4.6.6. Снятие и установка головки цилиндров
Снятие
 
 | 
 Головка цилиндров снимается только с остывшего двигателя. Впускной трубопровод и выпускной коллектор можно не отсоединять. 
  | 
 Компоненты сборки головки цилиндров
 
 | 
| 
 | 
 | 
| 
 | 
- Отсоедините отрицательный провод от батареи. 
 
-  Снимите крышку с расширительного бачка системы охлаждения, стравив тем самым давление в системе. 
 
-  Снимите воздушный фильтр и шланг подачи воздуха. 
 
-  Слейте охлаждающую жидкость (см. Главу 
Настройки и текущее обслуживание автомобиля). 
 
-  На 
турбодизеле
 выверните болты крепления и снимите держатель всасывающей трубы и трубы нагнетаемого воздуха на головке и блоке цилиндров. Снимите направляющую трубку щупа уровня двигательного масла из блока цилиндров. 
 
 
 
 | 
 Закройте открытые присоединительные фланцы на турбонагнетателе
  | 
 
 
-  Снимите зубчатый ремень с зубчатых колес ТНВД и распределительного вала (см. Раздел 
Снятие и установка ремня привода ГРМ). 
 
-  Выверните болты крепления зубчатого колеса распределительного вала. Выверните стопорный болт положения ВМТ из зубчатого колеса распределительного вала и снимите зубчатое колесо 
 
 
 Болты крепления зубчатого колеса распределительного вала
 
 
 | 
 
 
-  Выверните верхние болты крепления задней крышки зубчатого ремня. 
 
-  Выверните болты крепления и снимите приемную трубу системы выпуска с коллектора и с держателя на промежуточном фланце, на 
турбодизеле
 - с соединительного патрубка турбонагнетателя. 
 
-  Выверните болты крепления и снимите термозащитный экран с выпускного коллектора. 
 
-  На 
турбодизеле
 выверните полый болт напорного маслопровода на турбонагнетателе. 
 
-  Снимите топливные магистрали с форсунок и с ТНВД, не изменяя их формы. 
 
-  Снимите шланг с возвратного топливопровода. 
 
-  Отсоедините жгут электропроводки от впускного трубопровода. 
 
-  На 
турбодизеле
 снимите напорный шланг у впускного трубопровода. 
 
-  Отсоедините электропроводку контактной шины свечей накаливания. 
 
-  Разъедините разъем Д/B температуры охлаждающей жидкости и датчика температуры. 
 
-  Отсоедините шланги системы охлаждения от корпуса термостата. 
 
-  На 
двигателе без наддува
 отсоедините трубу системы охлаждения с выпускного патрубка. На 
турбодизеле
 отожмите присоединительный патрубок нижнего шланга системы охлаждения от трубы. 
 
-  Отдайте болты крепления головки цилиндров снаружи внутрь сначала на четверть, а затем на пол-оборота. Затем полностью выверните болты. 
 
 
Порядок отдавания болтов крепления головки цилиндров 
 
 
 
 | 
  Выворачивать болты следует только при остывшем двигателе.
  | 
 
 
-  Отожмите немного в сторону заднюю крышку зубчатого ремня и приподнимите головку цилиндров с впускным трубопроводом и выпускным коллектором.
 
 
 | 
 
 
 | 
 Описание процедуры разборки головки цилиндров в случае необходимости проведения ее восстановительного ремонта, приведено в Части 
Общий и капитальный ремонт двигателя настоящей Главы.
Подготовка к установке
| 
 | 
- Тщательно зачистите и насухо протрите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров. Используйте твердый пластиковый или деревянный скребок для удаления всех следов материала старой прокладки и нагара. Также очистите днища поршней. Будьте предельно осторожны - поверхности легко повредить. Помните, что грязь не должна попасть в маслотоки, водяные галереи каналы и резьбовые отверстия - закупорьте их пробками или заклейте скотчем. Для предотвращения попадания нагара в зазоры между поршнями и цилиндрами, набейте последние густой смазки, которую по завершении процедуры очистки легко будет удалить жесткой кистью. По завершении чистки протрите все поверхности чистой сухой ветошью. 
 
-  Обследуйте сопрягаемые поверхности головки и блока на наличие глубоких царапин, трещин и прочих повреждений. Небольшие дефекты можно устранить мелким шабером, в более серьезных случаях головку следует проточить, либо заменить. 
 
-  Удостоверьтесь в чистоте и сухости резьбовых отверстий, - на всякий случай продуйте их сжатым воздухом (можно воспользоваться велосипедным насосом). Присутствие в глухих отверстиях следов смазки может привести к разрушению блока при затягивании болтов в результате нарастания гидравлического давления. 
 
-  Болты крепления головки подлежат замене в обязательном порядке, вне зависимости от их текущего состояния. 
 
-  При помощи стальной линейки и щупа лезвийного типа проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности головки (см. Часть 
Общий и капитальный ремонт двигателя настоящей Главы). 
 
-  На данных двигателях величина зазора между головкой и поршнями регулируется толщиной прокладки. В качестве маркировки на узкой стороне прокладки имеются два или одно отверстие или отверстия может не быть. 
 
-  Если головка или блок цилиндров обрабатывались, либо устанавливались новые поршни, толщину уплотнительной прокладки необходимо определять снова. Для этого с помощью индикатора в трех точках поршня измеряется величина его превышения. Предварительно удалите остатки продуктов сгорания на днище поршня и блоке цилиндров. 
 
 
 Измерение величины выступания поршней на двигателях 1.7 л SOHC
 
 | 
 
 
 | 
 
 | 
 Если при измерении выступания поршня одно из 12 значений превышает верхнюю границу соответствующего диапазона на 0.05 мм, необходимо выбирать следующий класс толщины. 
  | 
Уплотнительная прокладка головки цилиндров
| 
 	Обозначение	
 
 | 
 	Толщина, мм	
 
 | 
 	При выступании поршня, мм	
  | 
| 	 Без отверстия	
  | 
 1,35	
 
 | 
 0.58 ÷ 0.64 
 
 | 
| 	 1 отверстие	
  | 
 1,40	
 
 | 
 0.65 ÷ 0.70 
 
 | 
| 	 2 отверстия	
  | 
 1,45	
 
 | 
 0.71 ÷ 0.78 
 
 | 
Установка
 
 
 | 
 Замена болтов крепления головки цилиндров производится в обязательном порядке, вне зависимости от их текущего состояния! 
  | 
| 
 | 
- Положите новую уплотнительную прокладку без герметика на обезжиренную сопрягаемую поверхность так, чтобы не перекрыть отверстия. Надпись «OBEN/TOP» не прокладке должна быть обращена вверх и в сторону зубчатого ремня двигателя. 
 
-  Установите головку цилиндров. 
 
 
 
 | 
 При этом ни один из поршней не должен находиться в положении ВМТ. Для этого предварительно проверните коленчатый вал вперед или назад на четверть оборота. 
  | 
 
 
-  Вверните равномерно новые болты крепления головки цилиндров в порядке, обратном 
указанному на иллюстрации. 
                   
 
 
 
 | 
 Применяйте обязательно новые болты. Болты необходимо затягивать в три приема: сначала с усилием 
40 Нм, затем дважды на угол 
60 ÷ 75 град.
  | 
 
 
-  Установите крышку головки цилиндров с новой прокладкой и затяните ее крепеж крест-накрест с усилием 
8 Нм.
 
-  Установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов. Затягивайте крепеж с требуемым усилием. Используйте новые уплотнения при установке направляющей трубки щупа измерения уровня двигательного масла, шлангов турбонагнетателя, приемной трубы системы выпуска отработавших газов. 
 
-  В завершение установки заправьте систему охлаждения, а также проверьте и, при необходимости, откорректируйте уровень масла в двигателе. Если двигатель снимался вследствие повреждения уплотнительной прокладки головки цилиндров, замените масло и масляный фильтр, т.к. в двигательном масле может находиться охлаждающая жидкость.
 
-  Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте число оборотов холостого хода и максимальное число оборотов.
 
 
 | 
 
 
 |