4.2. Проверка компрессионного давления в цилиндрах и параметров двигательного масла
Проверка компрессионного давления в цилиндрах
Результаты проверки компрессионного давления в цилиндрах позволяют определить общее состояние компонентов верхней части двигателя (поршней, поршневых колец, клапанов, прокладок головки цилиндров и т.п.) и качественно оценить степень их износа. Что особенно важно, анализ полученной в результате проверки информации позволяет сузить спектр возможных причин падения компрессии в цилиндрах, достаточно точно привязав отказ к нарушениям функционирования вполне конкретных компонентов, будь то поршневые кольца, клапаны, их седла или прокладка головки.
|
Двигатель должен быть прогрет до нормальной рабочей температуры, а аккумуляторная батарея полностью заряжена.
|
|
- Начните с прочистки свечных ниш (продуйте их сжатым воздухом, в качестве источника которого в данном случае отлично подойдет обыкновенный велосипедный насос). Основной задачей является предотвращение попадания мусора в цилиндры в ходе выполнения измерений.
- На
двигателях DOHC 1.0
и
1.2 л
разъедините оба разъема блока управления двигателем и снимите модуль зажигания.
|
При этом зажигание должно быть выключено.
|
- На
двигателях DOHC 1.4
и
1.6 л
снимите крышку ВВ проводов. Для этого снимите крышку маслозаливной горловины и затем снова установите ее.
- Разъедините разъемы свечей зажигания. Для двигателей
OHC 1.2
и
1.4 л
используются специальные щипцы (например, HAZET 1849). При разъединении разъемов следует браться только за сами разъемы, но ни в коем случае не за проводку. На двигателях
DOHC 1.4
и
1.6 л
разъемы свечей зажигания разъединяются с помощью специального инструмента, находящегося на одном из разъемов. Выверните свечи специальным свечным ключом.
- На
двигателе C14NZ
разъедините многоконтактный разъем катушки зажигания.
Многоконтактный разъем катушки зажигания на двигателе C14NZ
- На всех двигателях, кроме
C14NZ X10XE и X12XE
разъедините многоконтактный разъем модуля зажигания DIS.
- На
бензиновых двигателях 1.2, 1.4 и 1.6 л
извлеките реле топливного насоса (стрелка). Тем самым исключается ситуация, при которой во время запуска двигателя впрыскиваемое топливо в несгоревшем виде может поступить в каталитический преобразователь. Реле находится в салоне за облицовкой стойки A, справа внизу. На дизельных двигателях отсоедините электропроводку от выключателя на ТНВД.
Извлечение реле топливного насоса позволит обесточить систему питания бензинового двигателя
- Проверните двигатель стартером, чтобы удалить остатки воздушно-топливной смеси и сажу.
|
Предварительно переведите коробку передач в нейтральное положение и взведите стояночный тормоз. При этом не нагибайтесь над двигателем, чтобы не получить травму от выброса частиц сажи.
|
- Установите компрессиометр в свечное отверстие первого цилиндра, - предпочтительно использовать для подключения компрессиометра насадку резьбового, а не прижимного типа. Не забудьте во время проверки открыть до упора дроссельную заслонку.
|
В дизельных двигателях степень сжатия гораздо выше, чем в бензиновых, поэтому для проверки компрессионного давления потребуется специальный компрессиометр с диапазоном измерения не менее 40 атм. Компрессиометр своей переходной насадкой вворачивается в отверстие свечи накаливания.
|
- Попросите помощника нажать на педаль газа и удерживать ее в процессе проведения проверки.
- Прокрутите стартер в течение 4 с или столько, сколько необходимо для того, чтобы на компрессиометре не было скачков давления. На исправном двигателе давление должно нарастать достаточно быстро. Низкое давление на первом такте, сопровождающееся постепенным его повышением на последующих, говорит об износе поршневых колец. Если при дальнейшем проворачивании вала давление не поднимается, это можно расценивать как свидетельство утечек клапанов или нарушения герметичности прокладки головки цилиндров (не исключена также вероятность наличия трещин в головке). Скопление отложений на рабочих фасках тарелок клапанов также может привести к снижению компрессионного давления. Запишите максимальное показание компрессиометра.
- Повторите процедуру для оставшихся цилиндров двигателя. Сравните результаты с нормативными требованиями (см. Главу
Двигатели). Число оборотов коленчатого вала при проверке должно быть
не менее 300 об/мин
для бензиновых двигателей и
не менее 200 об/мин
для дизельных.
- При чрезмерно низких результатах измерения залейте в каждый из цилиндров через свечное отверстие немного двигательного масла (две-три чайных ложки) и повторите проверку.
- Если добавление масла приводит к повышению давления, это говорит об износе поршневых колец. Если компрессия не увеличивается, причиной ее снижения являются утечки клапанов или нарушение герметичности прокладки головки. Утечки клапанов могут быть связаны с прогоранием их седел, либо деформацией/прогоранием или механическими повреждениями рабочих фасок.
- Если давление сжатия одинаково занижено в двух соседних цилиндрах, то с высокой степенью вероятности можно говорить о нарушении целостности прокладки головки в пределах ее перемычки между данными цилиндрами. Присутствие охлаждающей жидкости в двигательном масле подтвердит данное предположение.
- Если давление в одном из цилиндров примерно на 20% ниже, чем в прочих и это сопровождается нарушением стабильности оборотов холостого хода, следует оценить степень износа кулачков привода соответствующих клапанов на распределительном вале.
- Необычное завышение компрессионного давления обычно является следствием чрезмерного нагарообразования в камерах сгорания. В этом случае головка цилиндров должна быть снята с целью проведения декарбонизации.
- При чрезмерно низких результатах измерений, а также в случае нарушения равномерности распределения давления между цилиндрами полезно будет провести тестирование двигателя на утечки в условиях мастерской автосервиса. Такая проверка позволит точно определить источник утечки и оценить степень ее серьезности.
- После окончания измерений установите все свечи зажигания/накаливания и подсоедините к ним электропроводку.
- Установите все снимавшиеся компоненты в порядке, обратном порядку их снятия.
|
|
Проверка блока на утечки
В ходе данной проверки определяются скорость выхода из цилиндров закачанного в них сжатого воздуха и непосредственно места утечек. Данная проверка является альтернативой проверке компрессии. Более того, с многих точек зрения, она гораздо эффективнее, поскольку визуально выявить источник утечки проще, чем осмыслять результаты измерения компрессии.
Оборудование, необходимое для проверки на утечки, не относится к числу общедоступного, поэтому выполнение данной проверки придется доверить специалистам сервисного центра.
Измерение температуры двигательного масла
Для выполнения различных регулировочных работ важное значение имеет определение температуры двигательного масла. Температуру следует измерять на расстоянии 1 см над поддоном картера.
|
- Для измерения температуры вставьте в направляющую щупа уровня двигательного масла измерительный зонд, уприте его в поддон картера, а затем поднимите на 1 см.
- Чтобы исключить засасывание воздуха через направляющую щупа, уплотните ее отверстие резиновой пробкой.
- Температура масла 80 град. и выше соответствует рабочей температуре двигателя.
|
|
|
При перегрузке двигателя температура масла может достигнуть значения 150 град.
|
Проверка давления масла
|
- Прогрейте до рабочей температуры.
- Выключите зажигание и отсоедините электропроводку от Д/В давления двигательного масла.
- Выверните Д/В давления масла. Он расположен:
- на бензиновых двигателях
DOHC 1.0 и 1.2 л
– сверху головки цилиндров, над водяным насосом;
- на бензиновых двигателях
1.2, 1.4 и 1.6 л
– сбоку от масляного насоса, над датчиком CKP
- на дизельных двигателях – на торцевой стороне двигателя, рядом с масляным фильтром.
Д/В давления масла бензиновых двигателей
- Вверните в резьбовое отверстие Д/В давления масла манометр. СТО фирмы Opel применяют для этого шланг КМ-135 с манометром КМ-498-В.
- Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах.
- Считайте показания манометра и сравните их с требованиями Спецификаций в Главе
Двигатели. При необходимости проверьте масляный контур на утечки.
Выверните манометр, установите новый Д/В давления двигательного масла с новой медной прокладкой и затяните его с усилием
30 Нм.
Подсоедините к датчику электропроводку.
|
|