4.1. Общая информация

Модельный ряд Opel Corsa/Combo и Tigra отличается чрезвычайной широтой спектра предлагаемых вниманию потребителей двигателей. Полный список применяемых для комплектации рассматриваемых моделей двигателей приведен в Спецификациях в начале настоящей Главы. Ввиду ограниченности места и скупости источников информации, в настоящем Руководстве вниманию читателей предложены лишь некоторые, наиболее типичные представители каждого класса применяемых двигателей. В начале Главы Двигатели приведены Спецификации с изложением подробных технических характеристик перечисленных двигателей.

Бензиновые двигатели

Рядные бензиновые двигатели установлены поперечно в передней части автомобиля. Трансмиссионная сборка расположена слева от двигателя и передает развиваемый последним крутящий момент на передние колеса автомобиля.

Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава и оборудован гильзами сухого типа.

Соблюдайте предписанные усилия затягивания резьбовых соединений, так как алюминиевое литье относится к категории мягких материалов и затягивание крепежа компонентов с чрезмерным усилием может привести к повреждению резьбовых отверстий!

Коленчатый вал вращается в оборудованных подшипниками скольжения коренных опорах. Регламентирующие осевой люфт вала упорные полукольца установлены на центральной опоре вала.

Шатуны посажены на рабочие шейки коленчатого вала оборудованными подшипниками скольжения и горизонтально разрезанными нижними головками. К поршням шатуны крепятся посредством посаженных внатяг в их верхние головки поршневых пальцев, - в поршнях пальцы имеют плавающую посадку. Отлитые из алюминия поршни оборудованы тремя поршневыми кольцами, - двумя компрессионными и одним (нижним) маслосъемным.

Распределительный вал вращается в постели, укрепленной сверху головки цилиндров, и приводится во вращение от коленчатого вала посредством резинового зубчатого ремня (тот же ремень используется для привода водяного насоса). На двигателях DOHC используется два распределительных вала, также приводящихся резиновым зубчатым ремнём. Эксцентриковые кулачки распределительного вала воздействуют на рычаги привода клапанов, рабочие концы которых упираются в торцы продетых в направляющие втулки и оснащенных маслоотражательными колпачками стержней подпружиненных клапанов. Противоположные концы рычагов опираются в гидравлические компенсаторы, осуществляющими автоматическую выборку клапанных зазоров.

Система смазки двигателя работает от шестеренчатого масляного насоса, приводимого во вращение от цапфы коленчатого вала. Масло забирается через оборудованный сетчатым фильтром маслозаборник из поддона картера двигателя и фильтруется полнопоточным сменным масляным фильтром. Масло движется по предусмотренным в литье блока маслотокам и раздается по двум главным направлениям: к подшипникам коленчатого и распределительного валов. В подшипники масло подается под давлением через специальные сверления в телах валов. Смазывание кулачков распределительного вала и клапанных компонентов, равно как и прочих внутренних компонентов двигателя осуществляется методом разбрызгивания.

Общая схема функционирования системы смазки двигателей

1 — Шестеренчатый (роторный) масляный насос
2 — Маслозаборник
3 — Поддон картера
4 — Полнопоточный масляный фильтр
5 — Редукционный клапан

6 — Главный маслоток
7 — Коренная шейка коленчатого вала
8 — Шатунная шейка коленчатого вала
9 — Маслоток вертикальной подачи масла
10 — Шейка распределительного вала

Вывод из блока двигателя картерных газов осуществляется при помощи системы вентиляции полузакрытого типа. Газы выводятся через крышку газораспределительного механизма и по специальному шлангу поступают во впускной трубопровод.

Дизельные двигатели SOHC

Двигатели 4-цилиндровые рядные, 8-клапанные, с одним распределительный валом верхнего расположения (SOHC), установлены поперечно в передней части автомобиля. Трансмиссионная сборка крепится к двигателю слева и осуществляет передачу крутящего момента на передние колеса.

Блок цилиндров изготавливается методом чугунного литья с отформованными непосредственно в его теле цилиндрами (блок с сухими гильзами).

Коленчатый вал вращается в пяти оборудованных подшипниками скольжения коренных опорах. Регламентирующие осевой люфт вала упорные полукольца посажены в верхнюю половину центральной (третьей) опоры.

Шатуны посажены на вал своими нижними горизонтально разрезанными головками, оборудованными подшипниками скольжения. Литые алюминиевые поршни соединены с шатунами посредством поршневых пальцев, свободно плавающих в верхних головках шатунов и закрепленных в бобышках поршней стопорными кольцами. Каждый поршень оборудован тремя поршневыми кольцами - двумя компрессионными и одним (нижним) маслосъемным.

Впускные и выпускные клапаны подпружинены и двигаются в запрессованных в головку цилиндров направляющих втулках.

Распределительный вал приводится от коленчатого вала посредством зубчатого ремня и вращается непосредственно в головке блока. Привод клапанов осуществляется от распределительного вала при помощи установленных непосредственно под кулачками приводных рычагов. Выборка клапанных зазоров производится автоматически за счет оснащения опорных стоек приводных рычагов гидравлическими компенсаторами.

Система смазки организована аналогично описанной выше для бензиновых двигателей, с той лишь разницей, что с целью повышения интенсивности охлаждения днищ поршней в основание каждого из цилиндров блока установлено по масляному распылителю. Для поддержания нормальной температуры масла при повышенных нагрузках двигатель дополнительно оборудован маслоохладителем.

Все двигатели

Перечень ремонтных работ выполняемых без извлечения двигателя из автомобиля

Перечисленные ниже следующие ремонтные работы могут производиться без снятия двигателя с автомобиля:

  1. Проверка компрессии;
  2. Снятие и установка крышки газораспределительного механизма;
  3. Снятие и установка крышки привода ГРМ;
  4. Снятие и установка компонентов привода ГРМ (ремень/цепи, зубчатые колеса/звездочки);
  5. Снятие и установка распределительного вала(ов) и рычагов привода клапанов/толкателей);
  6. Снятие и установка головки цилиндров;
  7. Снятие и установка поршней с шатунами*;
  8. Снятие и установка поддона картера;
  9. Снятие, восстановительный ремонт и установка масляного насоса;
  10. Снятие и установка маслоохладителя (при соответствующей комплектации);
  11. Замена сальников коленчатого вала;
  12. Проверка состояния и замена опор подвески силового агрегата;
  13. Снятие, проверка состояния и установка маховика/приводного диска.

* Хотя после снятия головки блока и поддона (не снимая двигатель) появляется возможность демонтажа шатунно-поршневых сборок, не следует злоупотреблять такой возможностью ввиду сложностей, связанных с необходимостью соблюдения чистоты и проведения ряда подготовительных процедур. Ввиду сказанного, описание данной процедуры приведено в Части Общий и капитальный ремонт двигателя.

Перед началом работ произведите тщательную чистку двигательного отсека и наружных поверхностей силового агрегата с применением одного из широкого спектра специальных растворителей. Такая обработка позволит избежать попадания грязи внутрь двигателя.

В случае необходимости, определяемой характером предстоящей работы, можно снять капот с целью обеспечения свободы доступа к подлежащим обслуживанию компонентам (см. Главу Кузов), - во избежание случайного повреждения лакокрасочного покрытия прикройте крылья автомобиля специальными чехлами, либо просто старыми одеялами.


 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su

Карта Сайта