3.3.23. Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установка коленчатого вала является первым шагом собственно сборки двигателя. Подразумевается, что на данном этапе коленчатый вал и блок двигателя уже должным образом вычищены, проверены и восстановлены.
2. Переверните двигатель вверх дном.
3. Отдайте крепежные болты и снимите крышки коренных подшипников и/или сборку их моста (4-цилиндровые двигатели).
4. Если еще не проделали этого, извлеките из своих постелей в блоке и крышках старые вкладыши коренных подшипников. Протрите постели чистой неворсящейся ветошью - они должны быть безукоризненно чистыми.

Проверка рабочих зазоров коренных подшипников

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Старайтесь не прикасаться к поверхностям новых вкладышей голыми руками во избежание нежелательного контакта подшипников со всегда присутствующими на пальцах следами масла и химически агрессивных веществ.

1. Протрите спинки новых вкладышей коренных подшипников и вложите оборудованные масляной канавкой (если таковая предусмотрена) половинки в свои постели в блоке. Оставшиеся половинки вкладышей вложите в соответствующие крышки подшипников. Проследите, чтобы язычки вкладышей вошли в ответные посадочные пазы в постелях блока и крышек. Масляные отверстия в блоке должны также оказаться правильным образом совмещены с отверстиями во вкладышах.

Ни в коем случае делайте попыток застучать неподдающийся установке вкладыш в свою постель молотком. Ничем не смазывайте подшипники на данном этапе!

2. При работе на двигателе V6 помните, что упорные вкладыши (шайбы) устанавливаются на третий подшипник. На 4-цилиндровых двигателях упорным является подшипник № 4.
3. Протрите поверхности подшипников в блоке и коренные шейки коленчатого вала чистой неворсящейся ветошью. Проверьте проходимость масляных отверстий вала, в случае необходимости прочистите их. Любые содержащиеся в маслотоках посторонние частицы в конце концов неизбежно попадают в подшипники.
4. Тщательно протертый коленчатый вал аккуратно уложите в коренные подшипники блока.
5. Прежде чем устанавливать вал окончательно, необходимо проверить величины рабочих зазоров в его коренных подшипниках.

6. Нарежьте калиброванную пластмассовую проволоку из измерительного набора Plastigage отрезками, длиной чуть короче ширины вкладышей, и уложите по одному кусочку проволоки вдоль каждой из коренных шеек вала, параллельно их оси.

7. Протрите поверхности вкладышей в крышках и установите последние и/или сборку их моста на свое штатное место. Постарайтесь не сдвигать уложенные вдоль шеек вала отрезки калиброванной проволоки. Слегка смажьте маслом резьбу крепежных болтов и вверните их, зафиксировав крышки.

8. В указанном на одной из сопроводительных иллюстраций порядке в три этапа затяните болты крепления крышек и/или их моста с требуемым усилием.

Не допускайте проворачивания вала в процессе затягивания крепежа!

9. Выверните болты и осторожно снимите крышки коренных подшипников и/или сборку их моста. Сложите снятые крышки в порядке расположения их на двигателе. Постарайтесь не повредить расплющенную калиброванную проволоку и не проворачивайте вал. Если какая-либо из крышек не поддается снятию, аккуратно обстучите ее для освобождения молотком с мягким бойком.

10. По ширине расплющенных нитей, из меренной по шкале, нанесенной на упаковку набора Plastigage, определите величину рабочих зазоров подшипников. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций.

11. Если величина зазора выходит за допустимые пределы, возможно, были установлены вкладыши не того типоразмера (см. Раздел Проверка состояния и подбор вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала). Прежде чем подыскивать новые вкладыши, удостоверьтесь, что под вложенные на данном этапе не попали грязь или масло. Если калиброванная проволока расплющена с одного конца больше чем с другого, это свидетельствует о наличии конусности шейки (см. Раздел Проверка состояния коленчатого вала).
12. Осторожно удалите калиброванную проволоку с шеек, соскоблив все ее следы каким-нибудь не слишком прочным инструментом (например, краем старой кредитной карточки). В крайнем случае, можно воспользоваться собственным ногтем, - главное, чтобы на поверхности шеек/вкладышей не осталось царапин и задиров.

Окончательная установка коленчатого вала

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Осторожно извлеките коленчатый вал из двигателя. Протрите поверхности подшипников в блоке и равномерно смажьте их тонким слоем молибденсодержащей сборочной двигательной смазки. Не забудьте также смазать упорные шайбы.

Старайтесь не допустить попадания смазки на спинки вкладышей!

2. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты шеек коленчатого вала, затем смажьте (той же смазкой) контактирующие с сальниками поверхности цапф и аккуратно уложите вал в блок.
3. Протрите и смажьте поверхности вкладышей в блоке и крышках.
4. Развернув блок валом вверх, заправьте в него шатунно-поршневые сборки (см. Раздел Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала).

НА 4-цилиндровых двигателях установите на место крышки коренных подшипников и притяните их болтами, не устанавливая пока соединительный мост. Затяните крепеж с усилием приблизительно 14 ÷ 27 Нм (если болты слишком длинны для притягивания одних крышек, подложите под их головки шайбы). Посадка крышек поможет зафиксировать вал на время установки шатунно-поршневых сборок. Затем крышки следует вновь демонтировать, после чего переходить к выполнению процедуры параграфа 5.

5. Установите на двигатель крышки коренных подшипников и сборку их соединительного моста. Помните, что отлитые на крышках стрелки должны указывать вперед по двигателю.

Не забудьте установить также упорные шайбы.

6. Слегка смажьте маслом резьбовую часть и нижние поверхности головок крепежных болтов, затем вверните последние и затяните их от руки. Постучите по торцам цапф вала молотком через латунную или свинцовую выколотку с целью выравнивания упорных шайб и усадки вала перед окончательным затягиванием крепежа. Затяните болты крышек и соединительного моста с требуемым усилием.
7. Несколько раз проверните коленчатый вал вручную, проверяя свободу его вращения.
8. В заключение при помощи щупа лезвийного типа или измерителя DTI определите величину осевого люфта вала (см. Раздел Снятие коленчатого вала). Если упорные поверхности вала не изношены и не повреждены, а подшипники заменены на новые, осевой люфт не должен выходить за пределы допустимого диапазона.
9. Установите новый задний сальник коленчатого вала и приболтите к блоку его держатель (см. Раздел Установка заднего сальника коленчатого вала).


 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su

Карта Сайта