3.5.10.3. Вентилятор
Привод вентилятора охлаждения состоит из двух важных частей – электромагнитной
и фрикционной муфт. Электромагнитная муфта приводится в действие клиновым ремнем
и вращается на оси, которая опирается на два шариковых подшипника, установленных
в приливе крышки привода механизма газораспределения. На переднем конце этой
оси установлен шариковый подшипник, на котором свободно вращается фрикционная
муфта с лопастями вентилятора. Между электромагнитной и фрикционной муфтами
имеется воздушный зазор, если температура двигателя не превышает 71° С. Когда
температура охлаждающей жидкости поднимается выше 85° С, датчик, установленный
на радиаторе, подает напряжение на угольную контактную щетку и, через контактное
кольцо, на электромагнитную катушку. Под действием магнитного поля, фрикционная
муфта притягивается к электромагнитной, и лопасти вентилятора начинают вращаться
со скоростью вращения шкива. При уменьшении температуры охлаждающей жидкости,
электромагнит отключается, зазор восстанавливается и лопасти вентилятора замедляются,
вращаясь лишь под воздействием потока воздуха и инерции.
Для нормальной работы муфты натяжение ремня привода должно быть в норме, электрический
датчик исправен, угольная щетка не изношена, а контактное кольцо чистым.
Зазор между вентилятором и втулкой муфты – 0,5 мм на холодном двигателе. Перед
проверкой зазора необходимо снять лопасти вентилятора, отвернув гайки крепления.
Измерения производятся щупом в нескольких точках по окружности. Для проведения
регулировки необходимо ослабить контргайки регулировочных болтов и, вращая их,
установить требуемый зазор.