3.2. Двигатель DOHC
Двигатель – бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, водяного охлаждения, имеет два распределительных вала в головке блока цилиндров, установлен продольно впереди автомобиля.ДВИГАТЕЛЬ
Основные параметры
Двигатель |
2,0 DОНС
|
2,0 DОНС
|
2,0 DОНС
|
2,0 DОНС
|
Тип двигателя |
N8B
|
N8D
|
N9B
|
N9D
|
Диаметр цилиндра, (мм) |
86,00
|
86,00
|
86,00
|
86,00
|
Ход поршня, (мм) |
86,00
|
86,00
|
86,00
|
86,00
|
Объем, (см3) |
1998
|
1998
|
1998
|
1998
|
Степень сжатия |
10,3
|
10,3
|
10,3
|
10,3
|
Давление сжатия, (МПа) |
1,1 – 1,3
|
1,1 – 1,3
|
1,1 – 1,3
|
1,1 – 1,3
|
Номинальная мощность: | ||||
– кВт при об/мин |
77 при 5600
|
80 при 5600
|
92 при 5500
|
88 при 5500
|
– л.с. при об/мин |
105 при 5600
|
109 при 5600
|
125 при 5500
|
120 при 5500
|
Максимальный крутящий момент, (Нм при об/мин) |
168 при 3000
|
174 при 3000
|
168 при 3000
|
171 при 2500
|
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Головка выполнена из специального алюминиевого сплава и имеет стальные вставные седла клапанов.
Перешлифование нижней плоскости головки блока цилиндров не предусмотрено.
Обозначение |
20
|
Диаметры отверстий гнезд подшипников распределительного вала |
26,000 – 26,030 мм
|
Прокладка головки блока цилиндров
Марка: Reinz.
Направляющие клапанов
Направляющие клапанов выполнены из чугуна и запрессованы в головке блока цилиндров
под углом 20°.
Номинальный диаметр: 7,063–7,094 мм.
Клапана
Клапана установлены в головке блока цилиндров и наклонены под углом 20° к оси
цилиндра и приводятся в действие от кулачков распределительных валов через гидравлические
толкатели. Рабосий зазор клапанов регулируется автоматически.
Размеры клапанов
Клапан впускной: | |
– длина клапана |
108,24 – 108,70 мм
|
– диаметр тарелки |
42,50 – 42,70 мм
|
– диаметр стержня: | |
номинальный |
7,025 – 7,043 мм
|
ремонтный размер +0,2 |
7,225 – 7,243 мм
|
ремонтный размер +0,4 |
7,425 – 7,443 мм
|
ремонтный размер +0,6 |
7,625 – 7,643 мм
|
ремонтный размер +0,8 |
7,825 – 7,843 мм
|
– зазор стержня в направляющей |
0,020 – 0,069 мм
|
– угол рабочей фаски |
90°
|
Клапан выпускной: | |
Длина клапана |
108,71 – 109,17 мм
|
– диаметр тарелки |
37,90 – 38,10 мм
|
– диаметр стержня | |
номинальный |
6,999 – 7,017 мм
|
ремонтный размер +0,2 |
7,199 – 7,217мм
|
ремонтный размер +0,4 |
7,399 – 7,417 мм
|
ремонтный размер +0,6 |
7,599 – 7,617 мм
|
ремонтный размер +0,8 |
7,799 – 7,817 мм
|
– зазор стержня в направляющей |
0,046 – 0,095 мм
|
– угол рабочей фаски |
90°
|
Пружины клапанов
Применены по две пружины на клапан.
Пружины впускных клапанов: | |
– диаметр пружины |
24,00 мм
|
– диаметр проволоки пружины |
4,5 мм
|
– число витков |
6,1
|
– свободная длина |
46,80 мм
|
Пружины выпускных клапанов: | |
– диаметр пружины |
17,5 мм
|
– диаметр проволоки пружины |
2,5 мм
|
– число витков |
8,0
|
– свободная длина |
48,20 мм
|
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна. Цилиндры выполнены непосредственно в блоке цилиндров.
Обозначение |
20
|
Ширина опорного подшипника |
27,17 – 27,22 мм
|
Внутренние диаметры коренных подшипников (измерено по вертикали): | |
– номинальный |
55,001 – 55,038 мм
|
– ремонтный размер -0,05 |
54,951 – 54,988 мм
|
– ремонтный размер -0,25 |
54,751 – 54,788 мм
|
– ремонтный размер -0,50 |
54,501 – 54,538 мм
|
– ремонтный размер -0,75 |
54,251 – 54,288 мм
|
Диаметры отверстий гнезд коренных подшипников в блоке цилиндров: | |
– номинальный размер |
59,287 – 59,300 мм
|
– ремонтный размер +0,4 |
59,687 – 59,700 мм
|
Диаметры цилиндров: | |
– диаметры номинальные стандартные: | |
группа 1 |
86,000 – 86,100 мм
|
группа 2 |
86,100 – 86,200 мм
|
– 1 ремонтный размер +0,15: | |
группа А |
86,150 – 86,160 мм
|
группа В |
86,160 – 86,170 мм
|
– 2 ремонтный размер +0,50 |
86,500 – 86,510 мм
|
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Коленчатый вал
Стальной коленчатый вал опирается на пять подшипников.
Маховик
Маховик закреплен на фланце коленчатого вала шестью болтами, расположенными на разном расстоянии один от другого.
Шатуны
Шатуны выкованы из стали и в сечении имеют двутавровый профиль. В нижней части
шатуна имеется распылитель масла для смазки и охлаждения поршней. Поршневой
палец запрессован в головке шатуна.
Диаметр отверстия головки шатуна |
20,589 – 20,609 мм
|
Натяг пальца в головке шатуна |
0,018 – 0,039 мм
|
Температура нагрева головки шатуна в процессе установки пальца |
250 – 300° С
|
Диаметр отверстия основания шатуна |
53,890 – 53,910 мм
|
Внутренние диаметры отверстий шатунных вкладышей: | |
– номинальный размер |
55,001 – 55,038 мм
|
– ремонтный размер -0,05 |
54,951 – 54,988 мм
|
– ремонтный размер -0,25 |
54,751 – 54,788 мм
|
– ремонтный размер -0,50 |
54,501 – 54,538 мм
|
– ремонтный размер -0,75 |
54,251 – 54,288 мм
|
Зазор в шатунных подшипниках |
0,006 – 0,060 мм
|
Предупреждение Измерение проводить при помощи измерительных стержней Plastigage. | |
Допустимая неперпендикулярность оси отверстий относительно оси шатуна: | |
– отверстие головки |
0,10 мм
|
– отверстие основания |
0,15 мм
|
Поршни
Поршни изготовлены из легкого сплава, без канавок на проводящей части, с залитым инварным кольцом, ограничивающим тепловые изменения размеров. В верхней части находятся три канавки для поршневых колец. Ось отверстия поршневого пальца смещена относительно оси поршня. Поршни поставляются в комплектах вместе с пальцами и шатунами.
Метод установки: стрелка на дне поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя (в сторону привода системы газораспределения).
Размеры поршней
Двигатель |
2,0 дм3
|
Диаметры номинальные стандартные: | |
– группа 1 |
85,970 – 85,980 мм
|
– группа 2 |
85,980 – 85,990 мм
|
Диаметры ремонтных размеров: | |
– стандартный |
85,980 – 86,000 мм
|
– с допуском 0,15 |
86,130 – 86,150 мм
|
– с допуском 0,50 |
86,470 – 86,490 мм
|
Зазор новых поршней в цилиндрах |
0,020 – 0,040 мм
|
Поршневые пальцы
Пальцы, изготовлены из стали, и подвергнуты термической обработке, запрессованы в головках шатунов (горячий монтаж при температуре головки 250–300° С) и проворачиваются в ступицах поршня.
Длина |
63,40 мм
|
Диаметр: | |
– обозначение белым цветом |
20,622 – 20,625 мм
|
– обозначение красным цветом |
20,625 – 20,628 мм
|
– обозначение голубым цветом |
20,628 – 20,631 мм
|
– обозначение желтым цветом |
20,631 – 20,634 мм
|
Зазор в ступицах поршня |
0,008 – 0,014 мм
|
Натяг в головке шатуна |
0,018 – 0,039 мм
|
Поршневые кольца
Каждый поршень имеет три кольца: два уплотнительных (верхнее квадратного сечения, среднее конического сечения) и одно маслосъемное.
Зазор замка уплотнительных колец (установленных в цилиндре): | |
– верхнее |
0,30 – 0,60 мм
|
– среднее |
0,50 – 0,80 мм
|
Зазор замка маслосъемного кольца |
0,40 – 1,50 мм
|
Расположение замков колец: | |
– уплотнительных |
по 150° (в противоположные стороны) относительно замка
маслосъемного кольца
|
– маслосъемного |
замок распирающей пружины устанавливается в соответствии
с направлением стрелки на дне поршня замки верхней и нижней пластин устанавливаются
по 25 мм вправо и влево от направления стрелки
|
СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Распределительные валы расположены в головке блока цилиндров, приводят в движение клапана непосредственно через толкатели и приводятся в действие однорядной цепью.
Фазы распределения
Двигатель
|
N8B
|
N9B
|
OZD
|
13° перед ВМТ
|
13° перед ВМТ
|
ZZD
|
39° после НМТ
|
51° после НМТ
|
OZW
|
43° перед НМТ
|
43° перед НМТ
|
ZZW
|
13° после ВМТ
|
13° после ВМТ
|
OZD и ZZD – соответственно открытие и закрытие впускного клапана.
OZW и ZZW – соответственно открытие и закрытие выпускного клапана.
ВМТ и НМТ – соответственно верхняя и нижняя мертвые точки.
Приводная цепь
Приводная цепь – однорядная, роликовая размером 3/8 дюйма.
Натяжение цепи производится гидравлическим натяжителем.
Распределительные валы вращается в пяти подшипниках.
Диаметры подшипников распределительных валов |
25,960 – 25,980 мм
|
Осевой люфт распределительного вала |
0,020 – 0,260 мм
|
Подъем кулачков: | |
– впускного, двигатель N8B |
10,5 мм
|
– впускного, двигатель N9B |
11,1 мм
|
– выпускного |
10,9 мм
|
СИСТЕМА СМАЗКИ
Смазку под давлением обеспечивает шестеренчатый масляный насос с приводом цепью от коленчатого вала, в корпусе которого находится перепускной клапан.
Минимальное давление масла (при температуре 80° С): | |
– при 750 об/мин |
0,16 МПа
|
– при 2000 об/мин |
0,37 – 0,46 МПа
|
Давление открытия перепускного клапана (при 1000 об/мин) |
0,37 – 0,46 МПа
|
Давление загорания контрольной лампочки давления масла |
0,03 – 0,06 МПа
|
Об уменьшении уровня моторного масла сигнализирует контрольная лампочка на комбинации приборов.
Объем моторного масла в двигателе, дм3: | |
– с заменой фильтра |
4,50
|
– без замены фильтра |
4,00
|
Масляный насос
Шестеренчатый масляный насос, с внутренним расположением зубьев, приводится в действие цепью от коленчатого вала и расположен в передней части двигателя.
Зазор шестерни с внутренним расположением зубьев относительно корпуса |
0,150 – 0,301 мм
|
Зазор между зубьями шестерен |
0,05 – 0,20 мм
|
Осевой зазор шестерен |
0,039 – 0,104 мм
|
Масляный фильтр
Полнопроточный масляный фильтр со сменным фильтрующим элементом.
Марка: Motorcraft. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Замкнутый контур охлаждения с незамерзающей жидкостью содержит радиатор, расширительный бачок, насос охлаждающей жидкости, термостат и вентилятор.
Радиатор и расширительный бачок
Радиатор с поперечным потоком имеет бачки из искусственного материала.
Расширительный бачок изготовлен из прозрачного материала и имеет обозначения
максимального и минимального уровней охлаждающей жидкости.
Давления открытия клапана избыточного давления в пробке расширительного бачка:
120 – 140 кПа.
Насос охлаждающей жидкости
Центробежный насос охлаждающей жидкости, расположенный на передней стенке блока
цилиндров, приводится в действие клиновым ремнем вместе с генератором.
Вентилятор
Вентилятор с электрическим приводом от термодатчика расположенного в сливной
пробке радиатора.
Термостат
Температура начала открытия: 85–89° С.
Температура полного открытия: 102 ±3° С.
Охлаждающая жидкость
Количество: | |
– двигатель N8B |
7,9 дм3
|
– двигатель N9B |
7,3 дм3
|
Тип |
смесь специальной незамерзающей жидкости Ford SSM 97
B 9103 A и дистиллированной воды (по 50%) образуют защиту до -30° С
|
Периодичность замены |
каждые 60 000 км пробега автомобиля или раз в два года
|
Моменты затягивания