3.5.1. Техническая характеристика
ДВИГАТЕЛЬ
Код двигателя (находится на блоке цилиндров рядом со щупом) |
STR, N-STR, SFA, SF, 4AB, 4BA, 4CA
|
Количество цилиндров |
4 в ряд
|
Порядок работы цилиндров |
1–3–4–2
|
Диаметр цилиндра |
94,00 мм
|
Ход поршня |
90,0 мм
|
Рабочий объем |
2499 см3
|
Степень сжатия |
23,0
|
Давление при проворачивании двигателя стартером |
20 – 25
|
Мощность кВт/л.с.: | |
– двигатель STR |
51/69 при 4200 об/мин.
|
– двигатель SFA |
68/92 при 4150 об/мин.
|
– двигатель SF |
85/115 при 4200 об/мин.
|
Максимальный крутящий момент: | |
– двигатель STR |
148 Нм при 2000 об/мин.
|
– двигатель SFA |
201 Нм при 2000 об/мин. |
– двигатель SF |
270 Нм при 2200 об/мин. |
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Головка выполнена из легкого сплава со вставленными камерами сгорания, седлами и направляющими клапанов.
Высота головки блока цилиндров |
90 ± 0,15 мм
|
Максимальное уменьшение высоты головки при обработке |
0,5 мм
|
Максимальная неплоскостность нижней плоскости головки блока цилиндров |
0,15 мм
|
Диаметр оси рычагов |
18,96 – 19,00 мм
|
Прокладка головки блока цилиндров
Прокладки головки блока цилиндров изготавливались из синтетического материала и имели первоначально две толщины, а затем три толщины. Толщина прокладки подбирается в зависимости от выступания поршней над верхней плоскостью блока цилиндров двигателя. Толщина прокладки идентифицируется по числу вырезов на ее кромке.
Выступание поршней
|
Толщина прокладки
|
от 0,69 до 0,79 мм |
1,53 мм (обозначение: 2 выреза)
|
от 0,79 до 0,89 мм |
1,63 мм (обозначение: 3 выреза)
|
более 0,89 мм |
1,73 мм (обозначение: 4 выреза)
|
В качестве запасных частей изготавливаются прокладки только нового типа (три толщины).
Камеры сгорания
Вихревые камеры сгорания, стальные, вставленные в головку блока цилиндров и зафиксированные при помощи шарика.
Тип камеры сгорания |
вихревая Ricardo Comet Mark V
|
Диаметр шарика |
3 мм
|
Выступание вихревых камер от нижней плоскости головки блока цилиндров |
0 – 0,03 мм
|
Седла клапанов
Седла клапанов впрессованы в головку блока цилиндров.
Угол рабочей фаски седла клапана: | |
– впускного |
120°
|
– выпускного |
90°
|
Ширина рабочей фаски |
2,2 – 2,5 мм
|
Направляющие клапанов
Направляющие клапанов запрессованы в головку блока цилиндров и одинаковы как
для впускных, так и для выпускных клапанов.
Наружный диаметр: | |
– номинальный |
14,048 – 14,059 мм
|
– первый ремонтный |
14,280 – 14,290 мм
|
– второй ремонтный |
14,579 – 14,590 мм
|
Внутренний диаметр |
8,520 – 8,542 мм
|
Длина |
55 мм
|
Расстояние между направляющей и нижней плоскостью головки блока цилиндров |
27,95 – 28,05 мм
|
Клапаны
Клапаны установлены в головке блока цилиндров вертикально и параллельно друг другу (под прямым углом к нижней плоскости головки блока цилиндров).
Угол рабочей фаски: | |
– впускного клапана |
120°
|
– выпускного клапана |
90°
|
Рабочий зазор клапанов на холодном двигателе (через четыре часа после последнего запуска): | |
– двигатель без наддува: | |
впускной клапан |
0,30 – 0,35 мм
|
выпускной клапан |
0,30 – 0,35 мм
|
– двигатель с турбонаддувом: | |
впускной клапан |
0,10 – 0,20 мм
|
выпускной клапан |
0,20 – 0,30 мм
|
Высота подъема клапанов: | |
– впускной клапан |
8,95 (Turbo 8,48) мм
|
– выпускной клапан |
8,22 (Turbo 8,27) мм
|
Расстояние от нижней плоскости головки блока цилиндров до тарелки клапана: | |
– впускной клапан |
0,75 – 1,25 мм
|
– выпускной клапан |
1,05 – 1,45 мм
|
Размеры клапанов
Впускной клапан: | |
– длина |
116,25 мм
|
– диаметр тарелки клапана |
42,5 мм
|
– диаметр стержня |
8,473 – 8,495 мм
|
– толщина рабочей кромки тарелки клапана |
2,2 – 2,5 мм
|
Выпускной клапан: | |
– длина |
116,25 мм
|
– диаметр тарелки клапана |
35,5 мм
|
– диаметр стержня |
8,453 – 8,475 мм
|
– толщина рабочей кромки тарелки клапана |
2,2 – 2,5 мм
|
Максимально допустимый зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой |
0,15 мм
|
Пружины клапанов
Длина пружины в свободном состоянии: | |
– внешней |
44,6 мм
|
– внутренней |
41,0 мм
|
Диаметр проволоки пружины: | |
– внешней |
4,6 мм
|
– внутренней |
2,4 мм
|
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Блок цилиндров двигателя изготовлен из чугуна.
Количество коренных шеек |
5
|
Диаметр цилиндра: | |
– номинальный класс А |
94,000 – 94,015 мм
|
– номинальный класс B |
94,015 – 94,030 мм
|
– ремонтный 1 класс С |
94,200 – 94,215 мм
|
– ремонтный 1 класс D |
94,215 – 94,230 мм
|
– ремонтный 2 класс Е |
94,400 – 94,415 мм
|
– ремонтный 2 класс F |
94,415 – 94,430 мм
|
– ремонтный 3 класс G |
94,600 – 94,615 мм
|
– ремонтный 3 класс H |
94,615 – 94,630 мм
|
– ремонтный 4 класс S |
94,800 – 94,815 мм
|
– ремонтный 4 класс K |
94,815 – 94,830 мм
|
Диаметр гнезда толкателя: | |
– номинальный |
24,00 – 24,03 мм
|
– ремонтный |
24,20 – 24,23 мм
|
Зазор между толкателем и гнездом |
0,04 – 0,08 мм
|
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Коленчатый вал
Число коренных шеек |
5
|
Осевой люфт коленчатого вала |
0,08 – 0,29 мм
|
Фиксация от осевого перемещения |
упорными полукольцами
|
Толщина упорных полуколец: | |
– номинальная |
2,30 – 2,33 мм
|
– ремонтная |
2,50 – 2,53 мм
|
Зазор в коренных подшипниках |
0,040 – 0,098 мм
|
Диаметр коренных шеек: | |
– стандартная |
59,994 – 60,021 мм
|
– уменьшенная на 0,30 мм |
59,694 – 59,721 мм
|
– уменьшенная на 0,50 мм |
59,494 – 59,521 мм
|
– уменьшенная на 0,80 мм |
59,194 – 59,221 мм
|
Длина шейки: | |
– передней |
38,40 – 38,55 мм
|
– промежуточной |
30,4 – 30,6 мм
|
– центральной |
37,76 – 37,81 мм
|
– задней |
37,84 – 38,04 мм
|
Зазор в шейках |
0,040 – 0,098 мм
|
Диаметр шатунных шеек: | |
– номинальный |
54,994 – 55,021 мм
|
– ремонтный (-0,3) |
54,694 – 54,721 мм
|
Длина шейки |
36,0 – 36,1 мм
|
Ширина шатунного вкладыша |
29,0 мм
|
Максимальное усилие проворачивания коленчатого вала |
60 Нм
|
Коренные вкладыши
Это тонкостенные вкладыши с оболочкой из стального листа и антифрикционным материалом из цинко-алюминиевого сплава.
Ширина вкладышей: | |
– переднего, среднего и заднего |
29,80 мм
|
– промежуточных |
21,80 мм
|
Шатуны
Отверстие головки шатуна: | |
– верхней (под втулку) |
32,975 – 33,000 мм
|
– нижней |
58,737 – 58,750 мм
|
Втулка шатуна: | |
– внутренний диаметр |
30,007 – 30,020 мм
|
– наружный диаметр |
33,000 – 33,025 мм
|
Осевой зазор на шейке коленчатого вала |
0,10 – 0,25 мм
|
Зазор между вкладышем и шатунной шейкой |
0,040 – 0,092 мм
|
Поршневые пальцы
Палец изготовлен из стали и поверхностно закален. Палец вращается в поршне и втулке головки шатуна (так называемый плавающий палец) и фиксируется от продольного перемещения двумя пружинными стопорными кольцами.
Диаметр пальца: | |
– двигатель STR |
29,994 – 30,000 мм
|
– двигатель SFA |
32,000 мм
|
Поршни
Поршни изготовлены из алюминиево-кремниевого сплава. Максимальная разница масс
комплекта поршней двигателя не должна превышать 5 г.
Метод установки в цилиндре: углубления на дне поршня (для тарелок клапанов и
камеры сгорания) должны быть со стороны топливного насоса.
Диаметр поршня (измерения производятся на расстоянии 15,8 мм от днища поршня перпендикулярно поршневому пальцу): | |
– номинальный класс А |
93,855 – 93,900 мм
|
– номинальный класс B |
93,900 – 93,915 мм
|
– ремонтный 1 класс С |
94,085 – 94,100 мм
|
– ремонтный 1 класс D |
94,100 – 94,115 мм
|
– ремонтный 2 класс Е |
94,285 – 94,300 мм
|
– ремонтный 2 класс F |
94,300 – 94,315 мм
|
– ремонтный 3 класс G |
94,485 – 94,500 мм
|
– ремонтный 3 класс H |
94,500 – 94,515 мм
|
– ремонтный 4 класс S |
94,685 – 94,700 мм
|
– ремонтный 4 класс K |
94,700 – 94,715 мм
|
Выступание поршня из блока цилиндров двигателя |
0,50 – 0,92 мм
(Turbo 0,40 – 0,87 мм) |
Поршневые кольца
На каждом поршне установлены два уплотнительных кольца и одно маслосъемное,
состоящее из трех деталей.
Поршневые кольца: | |
– уплотнительное верхнее |
хромированное, сферическое
|
– компрессионное |
с выемкой (вверх)
|
– маслосъемное |
U-образное
|
Зазоры замков поршневых колец (установленных в цилиндре): | |
– верхнее уплотнительное кольцо |
0,40 – 0,65 мм
(Turbo 0,25 – 0,50 мм) |
– компрессионное кольцо |
0,35 – 0,60 мм
(Turbo 0,20 – 0,40 мм) |
– маслосъемное кольцо |
0,15 – 0,30 мм
(Turbo 0,15 – 0,45 мм) |
Высота колец: | |
– уплотнительное верхнее |
1,978 – 1,990 мм
|
– компрессионное |
1,978 – 1,990 мм
|
– маслосъемное |
4,478 – 4,490 мм
|
СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Система газораспределения содержит распределительный вал, установленный в блоке цилиндров, толкатели, стержни толкателей, рычаги клапанов и клапана.
Распределительный вал приводится в действие двухрядной цепью от коленчатого вала.
Фазы газораспределения: | |
– открытие впускных клапанов |
8° перед ВМТ
|
– закрытие впускных клапанов |
40° после НМТ
|
– открытие впускных клапанов |
56° перед НМТ
|
– закрытие впускных клапанов |
12° после ВМТ
|
ВМТ и НМТ соответственно верхняя и нижняя мертвые точки.
Распределительный вал
Распределительный вал вращается в трех подшипниках с приводом цепью.
Диаметры шеек распределительного вала |
41,925 – 41,950 мм
|
Рабочий зазор шеек распределительного вала |
0,05 – 0,11 мм
|
Осевой люфт распределительного вала |
0,05 – 0,15 мм
|
СИСТЕМА СМАЗКИ
Смазку под давлением обеспечивает шестеренчатый масляный насос, приводимый в
действие от распределительного вала через угловую зубчатую передачу. Система
смазки имеет заменяемый фильтр и масляный радиатор.
Тип масляного насоса |
шестеренчатый
|
Объем моторного масла: | |
– без фильтра |
5,0 дм3
|
– с фильтром |
5,6 дм3
|
Тип моторного масла |
API SE/ CD или SF/ CD
|
Вязкость моторного масла при температуре: | |
– от 20° С до +30 °С |
SAE 10W-30
|
– выше -20° С |
SAE 10W-40/ 10W-50
|
– выше -15° С |
SAE 15W-40/ 15W-50
|
– ниже -20° С |
5W-30
|
Периодичность замены |
каждые 7500 км пробега либо раз в шесть месяцев
|
Датчик давления масла
Датчик давления масла расположен в держателе масляного фильтра.
Давление загорания контрольной лампочки |
0,08 – 0,10 МПа
|
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Замкнутый контур охлаждения с незамерзающей жидкостью, циркулирующей под давлением,
содержит радиатор, расширительный бачок и насос охлаждающей жидкости. Удаление
воздуха из системы происходит автоматически после запуска двигателя.
Насос охлаждающей жидкости
Центробежный насос охлаждающей жидкости, расположенный на передней стенке блока
цилиндров, приводится в действие клиновым ремнем. Насос охлаждающей жидкости
не ремонтируется и в случае неисправности его необходимо заменить.
Диаметр ротора |
60 мм
|
Термостат
Восковой термостат расположен в одном корпусе с насосом охлаждающей жидкости.
Марка |
Calorstat
|
Температура начала открытия |
72° С
|
Температура полного открытия |
81° С
|
Минимальный ход клапана |
7,5 мм
|
Охлаждающая жидкость
Количество |
9,5 дм3
|
Тип |
специальная незамерзающая жидкость Ford SQM 97 B 9103A
|
Периодичность обслуживания |
проверка уровня каждые 7500 км пробега (не требует периодической
замены охлаждающей жидкости)
|
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА
Топливная система содержит распределительный топливной насос CAV Roto Diesel.
Топливной насос
Роторный распределительный топливной насос Roto Diesel оборудован гидравлическим
устройством увеличения дозы топлива во время холодного запуска с автоматической
поддержкой повышенного числа оборотов холостого хода, управляемым термостатически,
и электромагнитным клапаном выключения двигателя (клапан STOP), прекращающим
подачу топлива.
Марка и тип |
Roto Diesel или Lucas Roto Diesel
|
Порядок впрыска (цилиндр №1 со стороны маховика) |
1–3–4–2
|
Начало нагнетания |
положение поршня 1-го цилиндра двигателя 2,85 мм перед
ВМТ или 18° перед ВМТ
|
Число оборотов холостого хода: | |
– без наддува |
800 об/мин.
|
– с турбонаддувом |
875 – 900 об/мин.
|
Число оборотов ускоренного холостого хода (холодного двигателя) |
880 – 930 об/мин.
|
Максимальное число оборотов (без нагрузки) |
4800 – 4850 об/мин.
|
Время уменьшения оборотов с максимальных до холостого хода |
5 секунд
|
Турбонагнетатель |
Garret AiResearch T03
|
Форсунки
Форсунки ввинчиваются в головку блока цилиндров.
Корпус форсунок |
Roto Diesel
или Bosch КСА 30 S 44 |
Давление открытия форсунки: | |
– без наддува |
11,5 ± 0,5 МПа
|
– с турбонаддувом |
13,0 ± 0,5 МПа
|
Свечи накаливания
Марка и тип |
Bosch, Beru, Lucas или Champion CH68
|
Контрольная температура нагрева свечей (в течение 7 секунд при окружающей температуре 20° С) |
850° С
|
Болты крепления головки блока цилиндров: | |
– 1 этап |
30 Нм
|
– 2 этап |
70 Нм
|
– 3 этап – отвинтить болты по порядку затягивания на 90° и повторно затянуть |
70 Нм
|
– 4 этап – после 10 минут работы двигателя при 3000 об/мин и остывания в течение 4 часов и перетянуть дважды (один раз *) (отвинтить на 90° и затянуть) |
70*/ 80 Нм
|
– 5 этап |
довернуть на 120°
|
Контргайки регулировочных болтов рычагов |
12,5 – 17,5 Нм
|
Крышка головки блока цилиндров |
3 – 4 Нм
|
Гайки внутренних стоек оси рычагов |
17 – 22 Нм
|
Крышка толкателей |
5 – 7,5 Нм
|
Маслосливная пробка |
7,5 – 12,5 Нм
|
Маслоприемник |
5 – 7,5 Нм
|
Труба измерителя уровня масла |
20 – 30 Нм
|
Крышки коренных подшипников |
100 – 120 Нм
|
Крышки шатунных подшипников |
53 – 62 Нм
|
Маховик: | |
– 1 этап |
15 Нм
|
– 2 этап |
95 Нм
|
Шкив коленчатого вала |
240 – 260 Нм
|
Масляный насос |
25 – 30 Нм
|
Пробки масляного насоса |
80 – 100 Нм
|
Крышка масляного насоса |
5 – 7,5 Нм
|
Скоба для подъема двигателя |
10 – 12 Нм
|
Пробка слива охлаждающей жидкости на блоке цилиндров |
20 – 30 Нм
|
Гайка крепления муфты вентилятора радиатора |
30 – 40 Нм
|
Крепление механизма натяжения ремня генератора |
21 –25 Нм
|
Свечи накаливания |
30 – 40 Нм
|
Коробка передач к двигателю: | |
– типа N |
40 – 50 Нм
|
– типа МТ-75 |
70 – 90 Нм
|
* Применяется только к болтам длиной 70 и 95 мм.