Автомобили ВА3-2113, -2114, -2115 созданы на базе моделей ВА3-2108, -2109, -21099 соответственно. Новая
передняя светотехника, форма капота и передних крыльев, передний и задний бамперы и спойлер-антикрыло на
крышке багажника (двери задка) улучшили внешний вид и аэродинамику кузовов. Пластмассовые детали внешней
отделки защищают панели кузова от повреждений и коррозии. Дополнительный сигнал торможения, встроенный в
спойлер, и новая задняя светотехника автомобиля ВА3-2115 повышают безопасность при движении. Измененная
форма крышки багажника и задней панели ВА3-2115 позволили уменьшить погрузочную высоту. ВА3-2113 -
трехдверный хэтчбек, ВА3-2114 - пятидверный хэтчбек, ВА3-2115 - четырехдверный пятиместный легковой
автомобиль с кузовом «Седан».
Кузова автомобилей несущей конструкции, цельнометаллические, сварные. Все автомобили с передним поперечным
расположением двигателя, пятиступенчатой коробкой передач и приводам на передние колеса. Автомобили
комплектуются четырехцилиндровыми, рядными. четырехтактными, бензиновыми двигателями рабочим объемом 1,5
л, с системами распределенного впрыска топлива и электронным управлением. На часть автомобилей
устанавливается система выпуска с нейтрализатором отработавших газов. Автомобили комплектуются современной
эргономичной панелью приборов модели 2114. Комбинация приборов с электронными тахометром и спидометром
снабжена жидкокристаллическими дисплеями одометра, термометра и часов.
Система питания
Схема подачи топлива двигателя с системой впрыска топлива:
1 - форсунки; 2 - пробка штуцера для контроля давления топлива; 3 - рампа форсунок; 4 - кронштейн
крепления топливных трубок; 5 - регулятор давления топлива; 6 - адсорбер с электромагнитным клапаном; 7 -
шланг для отсоса паров бензина из адсорбера; 8 - дроссельный узел ; 9 - двухходовой клапан; 10 -
гравитационный клапан; 11 - предохранительный клапан; 12 - сепаратор; 13 - шланг сепаратора; 14 - пробка
топливного бака; 15 - наливная труба; 16 - шланг наливной трубы; 17 - топливный фильтр; 18 - топливный
бак; 19 - электробензонасос; 20 - сливной топливопровод; 21 - подающий топливопровод
Топливо подается из бака, установленного под днищем в районе заднего сиденья. Топливный бак - стальной,
состоит из двух сваренных между собой штампованных частей. Заливная горловина соединена с баком резиновым
бензостойким шлангом, закрепленным хомутами. Пробка герметичная. Бензонасос - электрический, погружной,
роторный, установлен в топливном баке. Развиваемое давление - не менее 3,2 бар (320 кПа).
Бензонасос включается по команде контроллера системы впрыска (при включенном зажигании) через реле. Для
доступа к электрическому разъему насоса под задним сиденьем в днище автомобиля имеется лючок. От насоса по
гибкому шлангу топливо под давлением подается к фильтру тонкой очистки и далее - через стальные
топливопроводы и резиновые шланги - к топливной рампе. Фильтр тонкой очистки топлива - неразборный, в
стальном корпусе, с бумажным фильтрующим элементом. На корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна
совпадать с направлением движения топлива.
Топливная рампа служит для подачи топлива к форсунками закреплена на впускном коллекторе. С одной стороны
на ней находится штуцер для контроля давления топлива, с другой регулятор давления. Последний изменяет
давление в топливной рампе - от 2,8 до 3,2 бар (280-320 кПа) - в зависимости от разрежения в ресивере,
поддерживая постоянный перепад между ними. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками.
Регулятор давления топлива представляет собой топливный клапан, соединенный с подпружиненной диафрагмой.
Под действием пружины клапан закрыт.
Диафрагма делит полость регулятора на две изолированные камеры - «топливную» и «воздушную». «Воздушная»
соединена вакуумным шлангом с ресивером, а «топливная» - непосредственно с полостью рампы. При работе
двигателя разрежение, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть диафрагму, открывая клапан. С
другой стороны на диафрагму давит топливо, также сжимая пружину. В результате клапан открывается, и часть
топлива стравливается через сливной трубопровод обратно в бак. При нажатии педали «газа» разрежение за
дроссельной заслонкой уменьшается, диафрагма под действием пружины прикрывает клапан - давление топлива
возрастает. Если же дроссельная заслонка закрыта, разрежение за ней максимально, диафрагма сильнее
оттягивает клапан - давление топлива снижается. Перепад давлений задается жесткостью пружины и размерами
отверстия клапана; регулировке не подлежит. Регулятор давления - неразборный, при выходе из строя его
заменяют.
Форсунки крепятся к рампе через уплотнительные резиновые кольца. Форсунка представляет собой
электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче на него напряжения и запирающийся под действием
возвратной пружины при обесточивании. На выходе форсунки имеется распылитель, через который топливо
впрыскивается во впускной коллектор. Управляет форсунками контроллер системы впрыска. При обрыве или
замыкании в обмотке форсунки следует заменить форсунку. При засорении форсунок их можно промыть без
демонтажа на специальном стенде СТО.
В системе впрыска с обратной связью применяется система улавливания паров топлива. Она состоит из
адсорбера, установленного в моторном отсеке, сепаратора, клапанов и соединительных шлангов. Пары топлива
из бака частично конденсируются в сепараторе, конденсат сливается обратно в бак. Оставшиеся пары проходят
через гравитационный и двухходовой клапаны. Гравитационный клапан предотвращает вытекание топлива из бака
при опрокидывании автомобиля, а двухходовой препятствует чрезмерному повышению или понижению давления в
топливном баке. Затем пары топлива попадают в адсорбер, где поглощаются активированным углем. Второй
штуцер адсорбера соединен шлангом с дроссельным узлом, а третий - с атмосферой. Однако на выключенном
двигателе третий штуцер перекрыт электромагнитным клапаном, та к что в этом случае адсорбер не сообщается
с атмосферой. При запуске двигателя контроллер системы впрыска начинает подавать управляющие импульсы на
клапан с частотой 16 Гц.
Клапан сообщает полость адсорбера с атмосферой и происходит продувка сорбента: пары бензина отсасываются
через шланг в ресивер. Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов
и тем интенсивнее продувка. В системе впрыска без обратной связи система улавливания паров топлива состоит
из сепаратора с двухходовым обратным клапаном. Трубка, сообщающая бак с атмосферой, выведена в полость
заднего правого крыла. Воздушный фильтр установлен в передней левой части моторного отсека на трех
резиновых держателях (опорах). Фильтрующий элемент - бумажный. После фильтра воздух проходит через датчик
массового расхода воздуха и попадает во впускной шланг, ведущий к дроссельному узлу.
Дроссельный узел закреплен на ресивере. Нажимая педаль «газа», водитель приоткрывает дроссельную заслонку,
изменяя количество поступающего в двигатель воздуха, а значит, и горючей смеси, - ведь подача топлива
рассчитывается контроллером в зависимости от расхода воздуха. Когда двигатель работает на холостом ходу и
дроссельная заслонка закрыта, воздух поступает через регулятор холостого хода - клапан, управляемый
контроллером. Изменяя количество подаваемого воздуха, контроллер поддерживает заданные (в программе
компьютера) обороты холостого хода. Регулятор холостого хода - неразборный, при выходе из строя его
заменяют.
Книга из серии полноцветных иллюстрированных руководств по ремонту автомобилей своими силами. В руководстве приведены особенности конструкции узлов и систем автомобилей ВАЗ-2113, -2114, -2115 c двигателем -2111, оснащенным системой распределенного впрыска топлива. Подробно описаны основные неисправности, их причины и способы устранения. На цветных фотографиях, снабженных комментариями, детально изображены все операции по обслуживанию и ремонту. Изложены рекомендации по тюнингу автомобиля. В Приложениях приведены инструменты, смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, лампы, манжетные уплотнения, подшипники, моменты затяжки резьбовых соединений, а также схемы электрооборудования. Книга предназначена для водителей, желающих обслуживать и ремонтировать автомобиль самостоятельно, а также для работников СТО.
|