ДВИГАТЕЛЬ - ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Техническое состояние двигателя зависит от пробега автомобиля, своевременности проведения периодического технического обслуживания, качества применяемых эксплуатационных материалов, а также качества выполнения ремонта.
Рекомендация
Контролировать состояние двигателя следует регулярно, в процессе эксплуатации автомобиля. Признаками появления неисправностей могут быть: наличие масляных капель на месте стоянки автомобиля; загорание контрольной лампы неисправности двигателя или контрольной лампы аварийного давления масла, появление постороннего звука (шума, стука) при работе двигателя; дымный выхлоп; перемещение стрелки указателя температуры в красную зону; увеличенный расход масла, заметная потеря мощности. При выявлении хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо провести более детальную проверку.
Проверки технического состояния систем двигателя показаны в соответствующих разделах главы «Двигатель и его системы» (см. с. 27, «Система охлаждения - проверка технического состояния»; с. 35, «Система питания — проверка технического состояния»; с. 53, «Система управления двигателем - проверка технического состояния»; с. 63, «Система выпуска отработавших газов - проверка технического состояния»). Оценить техническое состояние двигателя с достаточной точностью можно по внешним признакам и с помощью доступного оборудования (компрессометра, манометра для проверки давления).
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. с. 5, «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. Осматриваем двигатель сверху и снизу (на смотровой яме или эстакаде). Подтеки масла могут свидетельствовать об износе сальников или уплотнительных прокладок поддона картера.
3. Запускаем двигатель, при этом контрольная лампа аварийного давления масла должна погаснуть. Если контрольная лампа загорается на холостом ходу после прогрева двигателя, и гаснет после увеличения частоты вращения коленчатого вала, то возможно изношены: шестерни масляного насоса, шейки коленчатого вала, вкладыши коренных и шатунных подшипников. Если лампа горит постоянно, то возможно неисправна система смазки или датчик аварийного давления масла. Проверяем давление масла в системе смазки двигателя с помощью манометра (см. с. 13, «Система смазки — проверка давления масла).
Предупреждение! Эксплуатация автомобиля с недостаточным давлением масла в системе смазки приводит к серьезному повреждению двигателя.
4. После прогрева двигателя прислушиваемся к его работе. Рекомендация Выполнять диагностику неисправностей двигателя на слух удобно с помощью технического стетоскопа. С его помощью можно достаточно точно определить источник постороннего шума.
Внимание! Во избежание получения травм, выполняя следующую операцию, не касайтесь подвижных деталей двигателя (шкивов, ремня) и не дотрагивайтесь до разогретых частей двигателя.
5. При появлении постороннего звука стетоскопом определяем зону, где этот звук наиболее слышим. По характеру звука и месту излучения звука определяем возможный источник звука и возможную неисправность.
6. Если увеличился расход масла, а следов утечки не обнаружено:
• Прогреваем двигатель до рабочей температуры.
• Отсоединяем шланг вентиляции картера от дроссельной заслонки.
• Подносим к картеру лист бумаги. Если на бумаге появляются масляные разводы, то изношена цилиндр-поршневая группа. Степень износа определяем по компрессии в цилиндрах (см. с. 13, «Компрессия в цилиндрах двигателя — проверка»). Если из системы вентиляции масляный туман не поступает, то причиной повышенного расхода масла может быть износ маслосъемных колпачков (см. с. 21, «Маслосъемные колпачки — замена»). При этом у автомобиля будет дымный выхлоп.
Особенности двигателя ВАЗ-11183 (1,6 i)
Двигатель 11183, с рабочим объемом 1,6 л, восьмиклапанный, создан на базе двигателя ВАЗ-2111. Он имеет увеличенный по высоте на 2,3 мм блок цилиндров и оригинальный коленчатый вал. Диаметр цилиндров оставлен прежний - 82 мм, ход поршня увеличен до 75,6 мм против 71 мм у базового двигателя. В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки. Масло из форсунок подается на внутренние поверхности поршней для их охлаждения. Часть масла попадает на верхние головки шатунов и через выполненные в них конические отверстия стекает на поршневые пальцы, смазывая их. Ресивер двигателя 11183 выполнен из пластмассы. На двигатель установлены оригинальные топливная рампа без регулятора давления и форсунки, отличные от тех, что применяются на двигатель 2111.
Эта книга будет вашим верным другом и надежным помощником в таком не простом занятии, как самостоятельный ремонт автомобиля. Большинство операций проиллюстрированы фотографиями, сопровождаются необходимыми комментариями и советами, позволяющими работать грамотно, качественно, быстро и с минимальным риском повреждения деталей. Инструмент можно увидеть только тот, который есть у любого уважающего себя умельца или который можно приобрести в ближайшем магазине автозапчастей. В книге доступно изложено описание работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей LADA 113, 114, 115 SAMARA (ВАЗ-2113, -2114, -2115) с использованием готовых запасных частей в условиях гаражной мастерской. Все рабочие операции сопровождаются фотографиями и подробными комментариями, что позволяет экономить время, силы и средства, а также свести к минимуму риск повреждения деталей автомобиля. Книга предназначена для автомобилистов, занимающихся самостоятельным обслуживанием и ремонтом автомобилей.
|