Автомобили ВАЗ-1111 «Ока» и их модификации - переднемоторные, с поперечным расположением двигателя,
переднеприводные четырехместные. Кузов - двухобъемный, несущей конструкции, цельнометаллический, сварной.
Двигатели - двухцилиндровые, рядные, четырехтактные, карбюраторные, объемом 0,65 л (в настоящее время не
выпускаются) и 0,75 л, мощностью по ГОСТ 14846-81 (нетто) от 25,9 до 33,0 л.с. Двигатели модели ВАЗ-1110
были выпущены небольшой партией. Автомобили выпускались Камским (КамАЗ) и Серпуховским (СеАЗ)
автозаводами. В настоящее время производство автомобилей «Ока» осталось только на Серпуховском автозаводе,
который выпускает также модификации для инвалидов. Модель и номер автомобиля, модель двигателя и номер для
запасных частей указаны в заводской табличке, закрепленной на верхней поперечине рамки радиатора.
Система зажигания
Датчик момента искрообразования:
1 - держатель переднего подшипника валика; 2 - опорная пластина датчика; 3 - экран; 4 - пружина грузика
центробежного регулятора; 5 - грузик регулятора, 6 - ведущая пластина центробежного регулятора; 7-
сальник; 8 - валик; 9 - муфта; 10 - втулка заднего конца валика; 11 - ведомая пластина центробежного
регулятора; 12 - вакуумный регулятор; 13 - штуцер для подвода разрежения; 14 - тяга; 15 - бесконтактный
датчик (датчик Холла); 16 - корпус; 17 - колодка проводов датчика Холла; 18 - крышка; а - схема работы
центробежного регулятора; ἁ - угол опережения зажигания.
Детали датчика момента искрообразования:
1 - муфта; 2 - корпус; 3 - вакуумный регулятор угла опережения зажигания; 4 - сальник; 5 - бесконтактный
датчик (датчик Холла); 6 - ведущая пластина центробежного регулятора; 7 - грузик центробежного регулятора;
8 - валик ведущей пластины; 9 - пружина; 10 - ведомая пластина центробежного регулятора с экраном; 11 -
стопорная шайба; 12 - опорная пластина датчика с подшипником; 13 - стопорная пластина подшипника; 14 -
держатель переднего подшипника; 15 - крышка.
Система зажигания - бесконтактная. Состоит из датчика момента искрообразования, коммутатора, катушки
зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения. Датчик момента
искрообразования - типа 5520.3706 (до 1989 года устанавливался датчик типа 55.3706) с встроенными
вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. Он задает момент искрообразования в
зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель.
Считывание управляющих импульсов основано на эффекте Холла. На каждый оборот коленчатого вала приходится
один импульс (на каждый оборот распределительного вала - два). Начальный угол опережения зажигания для
двигателя ВАЗ-1111 - 1±1° до ВМТ, для ВАЗ-11113- 4±1° до ВМТ. Проверить работоспособность датчика Холла
можно вольтметром, подключив его между выводами зеленого и бело-черного проводов. Медленно вращая валик
датчика момента искрообразования, следим за показаниями вольтметра. Напряжение должно резко меняться от
минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более чем на 3 В меньше напряжения питания). Если
стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при
вращении валика, а также после частичной разборки датчика момента искрообразования), проверьте осевой люфт
валика (не более 0,35 мм, регулируется подбором шайб) и посадку экрана на валике.
При необходимости замените узел в сборе. Неисправный датчик Холла ремонту не подлежит и должен заменяться
новым (за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика момента
искрообразования). Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле. На
заведенном двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору. Если теперь
создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты мотора должны возрасти, а при снятии разрежения вновь
снизиться. Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг.
Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик момента
искрообразования (см. «Снятие и разборка датчика момента искрообразования», с. 86) и подавая разрежение к
впускному штуцер у регулятора. При этом экран датчика момента искрообразования должен поворачиваться на
угол 10±1°, а при снятии разрежения - без заедания возвращаться обратно. Точную проверку и настройку
вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах. В домашних
условиях это делать не рекомендуется. При выходе из строя вакуумного регулятора его за меняют, при
неисправности центробежного - заменяют датчик момента искрообразования.
Коммутатор типа 3620.3734, или 36.3734, или HIM-52 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания. Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике, при подозрении на неисправность (перебои в работе двигателя, выстрелы в глушитель) замените его заведомо исправным. Запрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании - это может повредить его (равно как и другие компоненты системы зажигания). Катушка зажигания - двух выводная, сухая , типа 29.3705 - с разомкнутым магнитопроводом, или типа 3012.3705 - с замкнутым магнитопроводом. Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25° С - (0,5±0,05) Ом , вторичной - (11 ±1,5) кОм. Сопротивление изоляции на массу - не менее 50 МОм. Свечи зажигания - типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или их импортные аналоги (с помехоподавительными резисторами сопротивлением 4-10 кОм). Зазор между электродами должен быть в пределах 0,7-0,8 мм (проверяется круглым проволочным щупом).
Высоковольтные провода - типа ПВВП-8 с распределенным сопротивлением (2000±200) Ом/м или ПВППВ-40 с
распределенным сопротивлением (2550±270) Ом/м. Запрещается прикасаться к высоковольтным проводам на
работающем двигателе - это может привести к электротравме. Запрещается также запускать двигатель или
позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами) - это может привести к
прогару изоляции выходу из строя электронных компонентов системы зажигания. Выключатель зажигания типа
2108-3704005-40 или KZ813 с противоугонным запорным устройством, блокировкой против повторного включения
стартера без предварительного выключения зажигания. При повороте ключа в положение «зажигание» подается
напряжение на управляющий вход дополнительного реле типа 113.3747-10, которое, в свою очередь, подает
напряжение на катушку зажигания и коммутатор. Таким образом, разгружаются контакты выключателя зажигания
(см. также «Электрооборудование»).
Схема бесконтактной системы зажигания:
1 - реле выключателя зажигания; 2 - выключатель зажигания; 3 - блок предохранителей; 4 - коммутатор; 5 -
датчик момента искрообразования; 6 - катушка зажигания; 7 - свечи зажигания.
Книга из серии полноцветных иллюстрированных руководств по ремонту автомобилей своими силами. В руководстве приведены особенности конструкции узлов и систем автомобилей «Ока» ВАЗ-1111, -11113, а также их модификации для водителей-инвалидов. Подробно описаны основные неисправности, их причины и способы устранения. Процессы разборки и ремонта проиллюстрированы и снабжены комментариями. Отдельный раздел посвящен уходу за автомобилем. В Приложениях представлены инструменты, смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, манжетные уплотнения, подшипники, моменты затяжки резьбовых соединений, а так же схема электрооборудования. Книга предназначена для водителей, желающих ремонтировать автомобиль самостоятельно, а также для работников СТО.
|