4.4.8. Снятие и проверка состояния коленчатого вала
Сборка коленчатого вала - общие сведения
Коленчатый вал откован из стали. Вал имеет три коренных и четыре шатунных
шейки. Кривошипы с шатунными шейками первого и второго цилиндров расположены между
первой и второй коренными шейками вала; между второй и третей коренными шейками
расположены кривошипы третьей и четвертой шатунных шеек.
а - Ширина коренной шейки
b - Ø шатунной шейки
А - Ø коренной шейки
С целью снижения нагрузки, приходящейся на коренные подшипники кривошипы оснащены
коваными противовесами, уравновешивающими центробежные силы, возникающие между
двумя соседними опорами.
Все кривошипы и шейки коленчатого вала оборудованы внутренними маслотоками, по
которым масло поступает к вкладышам подшипников.
Сами кривошипы не подлежат обработке. Что касается шеек и обеих цапф коленчатого
вала, то они тщательно обрабатываются. Как коренные, так и шатунные шейки подвергаются
поверхностной закалке током высокой частоты. Диаметр коренных шеек составляет
60 мм, шатунных - 45 мм.
Торец задней цапфы коленчатого вала оборудован фланцем под посадку маховика. Уплотнение
посадки задней цапфы в блоке достигается при помощи сальника размера 85х105х12
мм.
Передняя цапфа вала представляет собой шейку, используемую под посадку зубчатого
колеса/звездочки ременного/цепного привода распределительного вала, а также шкива
клиновидного ремня привода вспомогательных агрегатов (водяной насос и генератор).
Герметизация посадки передней цапфы обеспечивается передним сальником (42х58х8
мм).
Оба сальника изготавливаются из фторкаучука и отличаются повышенной надежностью
и долговечностью.
Величина осевого люфта вала контролируется путем установки специальных дистанционных
колец и упорной шайбы, которые устанавливаются на первую коренную шейку вала.
Дистанционные кольца стопорятся от проворачивания предусмотренным на внешней стороне
выступом. Допустимая величина осевого люфта коленчатого вала представлена в Спецификациях
в начале настоящей Главы.
Упорные кольца помимо номинальной толщины (1.480 ÷ 1.490 мм), выпускаются
также ремонтных размеров: 1.605 ÷ 1.615 мм, 1.703 ÷ 1.740 мм и 1.855
÷ 1.865 мм.
Кольца большего размера всегда следует устанавливать со стороны прошлифованной
боковой поверхности щеки кривошипа. Со стороны упорной шайбы всегда устанавливается
кольцо номинального размера.
В случае износа упорная шайба (утрата гладкости боковых поверхностей) подлежит
замене.
Все коленчатые валы на производстве подвергаются статической и динамической балансировке
с точностью до 0.2 Нм.
Крышки коренных подшипников коленчатого вала выполнены из чугуна и крепятся к
блоку цилиндров при помощи двусторонних болтов М11. На крышках отлиты метки в
виде цифр “1”, “2” или “3”. При этом крышка с номером “1” должна устанавливаться
на ближайший к приводу ГРМ подшипник, с номером “3” - на ближайший к маховику,
а номер “2” - на средний.
Вкладыши подшипников коленчатого вала выполнены из тонкой стальной полосы, покрытой
изнутри слоем сплава специального состава. Толщина слоя составляет 0.35 мм. Коренные
вкладыши имеют ширину 24 мм при толщине 2.5 мм, шатунные - 22 м при 1.5 мм.
|
По всей длине каждого из верхних коренных
вкладышей проходит канавка, служащая для подвода моторного масла, поступающего
через отверстие овальной формы во вкладыше. На торцевых поверхностях полуколец
вкладышей оборудованы замки, обеспечивающие однозначность посадки полуколец
и фиксацию их от проворачивания.
а — Коренные вкладыши
b — Шатунные вкладыши
1 — Верхние вкладыши
2 — Нижние вкладыши
|
Шатунные вкладыши отличаются гладкостью поверхности и не оборудованы замками.
Никакая маркировка, на вкладышах не предусмотрена, а потому, их толщина определяется
при помощи микрометра.
Вкладыши остаются пригодными для дальнейшего употребления, если они не слишком
изношены, не оставляют чрезмерный рабочий зазор подшипников, свободны от трещин,
царапин и сколов поверхностного слоя. дефектные вкладыши подлежат замене в обязательном
порядке. Составители настоящего Руководства рекомендуют производить замену вкладышей
в комплекте для всех подшипников одновременно.
Прежде чем приступать к проверке состояния коленчатого вала, его необходимо очистить
от следов смазки и грязи. В случае выявления очевидных дефектов, а также в случае
отсутствия уверенности в оценке состояния вала, его следует заменить. По завершении
любого вида восстановительного ремонта необходимо тщательно прочистить все маслотоки
вала. (сначала воспользуйтесь керосином, затем продуйте отверстия сжатым воздухом).
СНЯТИЕ
|
1. Снимите головку цилиндров, цепь и звездочки
привода ГРМ (см. Часть
Ремонт без извлечения из
автомобиля бензинового двигателя 1.3 л настоящей Главы). Зафиксируйте
гильзы цилиндров.
2. Снимите с коленчатого вала крышки нижних головок шатунов. В случае
необходимости снимите шатунные сборки (см. Раздел
Снятие,
проверка состояния и установка шатунно-поршневых сборок).
3. Прежде чем приступать к извлечению коленчатого вала, выполните
следующие действия:
a) Временно наденьте на цапфу вала наружную упорную шайбу (канавками
маслотоков наружу от крышки подшипника), совместите стопорный флажок
с пазом на крышке и посадите шайбу до упора в свое гнездо. Удостоверьтесь,
что флажок внутренней упорной шайбы также входит в ответный паз
в своей крышке;
b) Установив упорную шайбу, наденьте большую дистанционную втулку
(скошенным внутренним краем к блоку), регулировочную шайбу, сегментную
шпонку (скошенной стороной внутрь) и звездочку газораспределительной
цепи;
c) Установите шкив коленчатого вала, вверните болт шкива (не забудьте
про шайбу) и затяните его с требуемым усилием, приняв соответствующие
меры против проворачивания вала (см. Раздел
Снятие,
проверка состояния и установка маховика). Заметим, что неправильная
установка упорных шайб приведет к заклиниванию вала в процессе затягивания
болта шкива. В результате такого заклинивания сами шайбы легко могут
оказаться повреждены.
|
4. При помощи циферблатного измерителя плунжерного типа измерьте осевой люфт
коленчатого вала. Закрепите измеритель таким образом, чтобы
его плунжер упирался в торец передней цапфы вала, и располагался
параллельно оси последнего. Сдвиньте вал до упора назад, обнулите
прибор, затем толкните вал вперед на всю длину его хода и
считайте показание измерителя. Сравните результат с требованиями
Спецификаций. Величина осевого люфта регулируется подбором
упорной шайбы.
|
|
5. Альтернативно осевой люфт вала может быть измерен при помощи щупа лезвийного
типа. Сдвиньте вал до конца его хода в сторону маховика, затем
щупом замерьте толщину зазора между щекой первого кривошипа
и упорной шайбой.
|
6. Снимите все временно установленные компоненты. Также снимите маховик (см.
Раздел Снятие, проверка состояния и установка
маховик).
|
7. Выверните крепежные винты и снимите с цапфы вала сборку кожуха заднего
сальника. Снимите прокладку кожуха (если таковая предусмотрена).
При сборке прокладка подлежит замен в обязательном порядке.
|
|
8. Проверьте крышки коренных подшипников на наличие идентификационной маркировки.
Обычно маркировка представлена метками в виде цифр с 1 по
3, считая со стороны шкива. Если маркировка отсутствует, то
нанесите ее самостоятельно (воспользуйтесь кернером, как делали
это при маркировке шатунных крышек).
|
Помимо номера крышки расположение меток
должно однозначно указывать установочное направление
крышек.
|
|
9. Выверните крепежные болты и снимите крышки коренных подшипников вместе
с вкладышами.
10. Извлеките коленчатый вал и снимите с его правой цапфы упорную
шайбу. Постарайтесь запомнить установочное положение шайбы.
11. Извлеките из своих постелей верхние вкладыши коренных подшипников
и сложите их вместе с нижними, в порядке установки на двигателе.
|
|
Двигатели 1.6 л и дизельные
|
|
Если не предполагается выполнения никаких работ
по восстановлению шатунно-поршневых сборок, необходимость
в снятии головки и поршней отпадает. Достаточно будет лишь
сдвинуть поршни вверх по цилиндрам, сняв нижние головки шатунов
с шеек коленчатого вала. Работу рекомендуется выполнять на
монтажном стенде.
|
1. В соответствии с указаниями, приведенными в Части
Ремонт
без извлечения из автомобиля бензинового двигателя 1.6 л или
Ремонт без извлечения из автомобиля дизельного
двигателя настоящей Главы выполните следующие процедуры:
a) Снимите с коленчатого вала зубчатое колесо ременной передачи
привода ГРМ;
b) Снимите компоненты сборки сцепления и маховик;
c) Снимите поддон картера, маслоотражатель (если предусмотрен) и
масляный насос с маслозаборником;
d) Снимите сборки кожухов переднего и заднего сальников.
2. В случае необходимости снимите поршни с шатунами (см. Раздел
Снятие, проверка состояния и установка шатунно-поршневых
сборок).
|
3. Действуя в манере, аналогичной описанной для двигателя 1.3 л, измерьте
величину осевого люфта коленчатого вала. Величина осевого
люфта регулируется подбором толщины упорных шайб. |
|
4. Альтернативно люфт можно определить при помощи щупа лезвийного типа, измерив
им максимальную величину зазора между щекой 2-го кривошипа
и упорной шайбой. Сравните полученный результат с требованиями
Спецификаций.
|
|
5. Проверьте крышки коренных подшипников на наличие фабричной маркировки.
Цифровые метки наносятся в порядке расположения крышек в направлении
от привода ГРМ к маховику.
|
6. В несколько приемов (по 1/4 оборота за подход) ослабьте болты крепления
крышек, затем выверните их вручную. Слегка обстучав молотком с мягким
бойком, снимите крышки вместе и вкладыши. Прикрепите вкладыши к
своим крышкам скотчем.
|
7. Осторожно извлеките коленчатый вал. Постарайтесь не допустить выпадения
верхних вкладышей коренных подшипников. Так как вал весит
достаточно много, разумно будет прибегнуть к помощи ассистента.
Уложите снятый вал на ровную рабочую поверхность, подперев
его деревянными клиньями.
|
8. Извлеките верхние вкладыши и сложите их вместе с нижними в порядке установки
на двигателе. Снимите установленные с обеих сторон 3-го кривошипа
упорные шайбы.
9. Обратите внимание на выемки, проточенные в крышках и блоке -
данные выемки предусмотрены для попадания в них выступов вкладышей
и определяют однозначность установки последних.
|
|
ПРОВЕРКА
|
1. Тщательно промойте коленчатый вал растворителем и просушите его. Промойте
отверстия маслотоков и удостоверьтесь в проходимости последних (воспользуйтесь
специальной щеткой). Во избежание повреждения новых вкладышей снимите
фаски с краев отверстий.
2. Проверьте состояние коренных и шатунных шеек вала. В случае выявления
признаков неравномерного износа, задиров, трещин, каверн и прочих
повреждений, вал следует отдать в проточку с последующей заменой
подшипников ремонтными.
|
3. При помощи микрометра измерьте диаметры коренных и шатунных шеек вала.
Путем измерения диаметра в различных точках шеек, проверьте
последние на наличие признаков овальности или конусности.
Сравните результаты проверки с требованиями Спецификаций,
в случае необходимости отдайте вал в проточку.
|
4. Проверьте состояние контактирующих с сальниками поверхностей
обеих цапф вала. В случае выявления задиров, шероховатостей и прочих
повреждений, способных привести к выходу из строя нового сальника,
следует обратиться за помощью к специалистам автосервиса, где может
быть выполнен соответствующий восстановительный ремонт цапф.
5. При помощи циферблатного измерителя плунжерного типа определите
величину бокового биения коленчатого вала в средней его части. Вал
следует уложить в V-образные блоки. Постарайтесь в ходе выполнения
проверки не повредить поверхности шеек и цапф вала. Максимальное
допустимое значение бокового биения коленчатого вала изготовителями
не оговорено, однако составители настоящего Руководства рекомендуют
принять в качестве отправной точки величину 0.05 мм. При превышении
данного значения вал следует заменить, либо доставить для восстановительного
ремонта в мастерскую автосервиса.
|
6. На двигателях 1.3 л необходимо микрометром определить толщину упорных шайб.
Изношенные шайбы заменяются в паре из числа соответствующих
им по размерной группе. Если вал подвергался проточке, одна
из шайб после подбора может отказаться толще другой, и должна
устанавливать с внутренней стороны (вплотную к щеке кривошипа).
|
7. Описание процедур проверки состояния вкладышей коренных и шатунных подшипников
см. в Разделе
Проверка состояния и подбор вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.
|
|