4.3.1. Описание основных узлов и механизмов
Блок цилиндров с основными компонентами коленчатого валаБлок цилиндров с компонентами установки коленчатого вала
Шатунно-поршневая сборка
Головка цилиндров с компонентами клапанного механизма и привода ГРМ
Компоненты установки распределительного вала и клапанного механизма
Боковой разрез головки цилиндров
1 — Канал вихревой камеры
|
3 — Штифт фиксации положения вихревой камеры |
Водяной насос
1 — Болт
|
6 — Кронштейн
|
Блок цилиндров
В чугунном литье блока проточены отверстия цилиндров и сформированы пять коренных
опор коленчатого вала. Общий вид и порядок установки компонентов блока цилиндров
представлены на иллюстрациях. Крышки коренных подшипников крепятся к телу блока
специальными болтами М10. Третий (средний) коренной подшипник является упорным,
воспринимает возникающие осевые нагрузки и ограничивает продольный люфт вала.
Коленчатый и промежуточный валы
Коленчатый вал откован из стали. Шейки коренных и шатунных подшипников подвергнуты
тщательной полировке. На передней цапфе вала предусмотрены места под посадку
зубчатого колеса ремня привода ГРМ и уплотнительного сальника первого коренного
подшипника. Помимо коленчатого и распределительного в двигателе предусмотрен
также промежуточный вал, передающий вращение от коленчатого вала к масляному
и вакуумному насосам.
Шатунно-поршневая группа
Кованые шатуны имеют двутавровое сечение и прямой разрез нижней головки. В верхнюю
головку запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка разрезана посередине и
укомплектована вкладышами шатунного подшипника. Правильное взаимное положение
крышки шатуна и вкладышей шатунного подшипника обозначено накерненными метками
(А). При установке на двигатель шатун должен разворачиваться метками (В) вперед.
Крышка шатунного подшипника крепится к нижней головке болтами. В процессе выполнения
капитального ремонта принято производить замену болтов крепления крышек шатунных
подшипников.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава и имеют плоское днище с выборкой под вихревой
камерой. При установке новых шатунно-поршневых сборок следует проверить величину
выступания поршней над поверхностью блока цилиндров с целью определения необходимой
толщины прокладки. При величине выступания поршней от 0.66 до 0.86 мм устанавливается
прокладка с одной меткой. При выступании 0.87 ÷ 0.90 мм - с двумя, и,
наконец, при выступании 0.91 ÷ 1.02 - с тремя. При подборе прокладки
должна проверяться величина выступания каждого из поршней. В качестве отправной
точки берется максимальный результат.
Поршневой палец имеет плавающую посадку. Перед установкой пальца поршень следует
разогреть до температуры 60°С. Фиксация пальца осуществляется посредством двух
стопорных колец.
На стенке поршня выполнены три канавки под установку поршневых колец. В верхние
канавки устанавливаются два компрессионных кольца, в нижнюю - маслосъемное.
В процессе эксплуатации автомобиля допускается расширение зазоров в замках верхнего
компрессионного и маслосъемного колец до величины 1.2 мм, нижнего компрессионного
- 0.6 мм. Максимальный допустимый боковой люфт компрессионных колец составляет
0.25 мм, маслосъемного - 0.15 мм. При установке на поршень кольца разворачиваются
замками под углом 120°, так чтобы ин один из замков не оказался на оси поршневого
пальца.
Головка цилиндров
Общий вид головки цилиндров с компонентами клапанного механизма представлен
на иллюстрации. Головка крепится к блоку десятью болтами с головками типа TORX.
Порядок затягивания болтов аналогичен описанному для бензинового двигателя 1.6
л.
Крышка головки сажается на шпильки, ввернутые в опоры распределительного вала,
и крепится тремя гайками.
Распределительный вал уложен в пяти опорах и располагается непосредственно над
клапанами. Для привода клапанов используются оборудованные гидрокомпенсаторами
клапанных зазоров толкатели.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку и относятся к числу
сменных компонентов.
Клапаны установлены вертикально и имеют рядное расположение. Каждый клапан оснащен
двумя пружинами, которые своими нижними торцами упираются в опорную шайбу, а
верхними - в тарелку. Тарелка пружин фиксируется на клапане сухарями разрезного
замка.
Кулачок распределительного вала упирается в толкатель не точно по центру, что
заставляет клапан в процессе движения поворачиваться.
Клапаны подвергаются на заводе-изготовителе специальной обработке и в дополнительной
притирке не нуждаются. В случае обнаружения дефектов клапаны (и их седла) подлежат
замене.
Стальной распределительный вал вращается в пяти подшипниках скольжения, не оборудованных
сменными вкладышами. Привод распределительного вала (и ТНВД) осуществляется
зубчатоременной передачей. Усилие натяжения зубчатого ремня регулируется автоматически
гидравлическим натяжителем. Замена ремня производится после снятия двигателя
с автомобиля. При установке ремня необходимо добиться совмещения меток на зубчатом
колесе коленчатого вала и блоке цилиндров/маховике и куполе сцепления, а также
зубчатом колесе распределительного вала и крышке ремня, зубчатом колесе ТНВД
и посадочном фланце.
В литой крышке головки цилиндров оборудована маслозаливная горловина, оснащенная
герметично закрываемой резьбовой пробкой. Снизу отверстие заливной горловины
закрыто маслоотражателем. Для крепления крышки к головки используются три гайки,
закрытыми снаружи декоративными резиновыми или пластмассовыми пробками.
Водяной насос
Водяной насос по конструкции отличается от используемых на бензиновых двигателях.
Насос устанавливается на кронштейне, к которому крепится корпус термостата с
отводящим патрубком.