4.3.1. Описание основных узлов и механизмов

Блок цилиндров с основными компонентами коленчатого вала

1 — Вкладыш первого коренного подшипника
2 — Болты крепления крышки коренного подшипника
3 — Крышки коренных подшипников
4 — Вкладыши третьего (упорного) коренного подшипника

5 — Нижние упорные полукольца
6 — Коленчатый вал
7 — Нижние упорные полукольца


Блок цилиндров с компонентами установки коленчатого вала

1 — Сальник
2 — Сегментная шпонка
3 — Установочный штифт
4 — Передняя крышка
5 — Уплотнительная прокладка
6 — Блок цилиндров
7 — Болт
8 — Фланец

9 — Маховик
10 — Задняя крышка
11 — Болт
12 — Держатель заднего сальника
13 — Сальник
14 — Промежуточный вал
15 — Уплотнительное кольцо
16 — Держатель сальника


Шатунно-поршневая сборка

1 — Поршневые кольца
2 — Поршень
3 — Поршневой палец
4 — Стопорные кольца
5 — Шатун
6 — Вкладыши шатунного подшипника

7 — Блок цилиндров
8 — Крышка нижней головки шатуна
9 — Установочный штифт
10 — Масляный жиклер
11 — Болт
12 — Болт


Головка цилиндров с компонентами клапанного механизма и привода ГРМ

1 — Пробка маслозаливной горловины
2 — Уплотнение
3 — Шайба
4 — Гайка
5 — Шайба
6 — Крышка головки цилиндров
7 — Уплотнительная прокладка крышки
8 — Болт крепления головки
9 — Натяжной ролик
10 — Гайка
11 — Планка

12 — Зубчатое колесо распределительного
вала
13 — Нижнее уплотнение шпильки крепления головки цилиндров
14 — Трубопроводы высокого давления
15 — Головка цилиндров
16 — Уплотнительная прокладка головки
17 — Свеча накаливания
18 — Форсунка впрыска топлива
19 — Крышка
20 — Зубчатый ремень привода ГРМ
21 — Кожух зубчатого ремня


Компоненты установки распределительного вала и клапанного механизма

1 — Крышки подшипников распределительного вала
2 — Гайка
3 — Распределительный вал
4 — Гидравлический толкатель
5 — Сухари разрезного замка
6 — Тарелка клапанных пружин
7 — Наружная клапанная пружина
8 — Внутренняя клапанная пружина

9 — Маслоотражательный колпачок
10 — Шайба
11 — Направляющая втулка
12 — Сальник
13 — Головка цилиндров
14 — Клапаны
15 — Уплотнение


Боковой разрез головки цилиндров

1 — Канал вихревой камеры
2 — Вихревая камера

3 — Штифт фиксации положения вихревой камеры

Водяной насос

1 — Болт
2 — Шкив
3 — Болт
4 — Водяной насос
5 — Уплотнительное кольцо

6 — Кронштейн
7 — Регулировочный болт
8 — Термостат
9 — Корпус термостата

Блок цилиндров

В чугунном литье блока проточены отверстия цилиндров и сформированы пять коренных опор коленчатого вала. Общий вид и порядок установки компонентов блока цилиндров представлены на иллюстрациях. Крышки коренных подшипников крепятся к телу блока специальными болтами М10. Третий (средний) коренной подшипник является упорным, воспринимает возникающие осевые нагрузки и ограничивает продольный люфт вала.

Коленчатый и промежуточный валы


Коленчатый вал откован из стали. Шейки коренных и шатунных подшипников подвергнуты тщательной полировке. На передней цапфе вала предусмотрены места под посадку зубчатого колеса ремня привода ГРМ и уплотнительного сальника первого коренного подшипника. Помимо коленчатого и распределительного в двигателе предусмотрен также промежуточный вал, передающий вращение от коленчатого вала к масляному и вакуумному насосам.

Шатунно-поршневая группа


Кованые шатуны имеют двутавровое сечение и прямой разрез нижней головки. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка разрезана посередине и укомплектована вкладышами шатунного подшипника. Правильное взаимное положение крышки шатуна и вкладышей шатунного подшипника обозначено накерненными метками (А). При установке на двигатель шатун должен разворачиваться метками (В) вперед. Крышка шатунного подшипника крепится к нижней головке болтами. В процессе выполнения капитального ремонта принято производить замену болтов крепления крышек шатунных подшипников.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава и имеют плоское днище с выборкой под вихревой камерой. При установке новых шатунно-поршневых сборок следует проверить величину выступания поршней над поверхностью блока цилиндров с целью определения необходимой толщины прокладки. При величине выступания поршней от 0.66 до 0.86 мм устанавливается прокладка с одной меткой. При выступании 0.87 ÷ 0.90 мм - с двумя, и, наконец, при выступании 0.91 ÷ 1.02 - с тремя. При подборе прокладки должна проверяться величина выступания каждого из поршней. В качестве отправной точки берется максимальный результат.

Поршневой палец имеет плавающую посадку. Перед установкой пальца поршень следует разогреть до температуры 60°С. Фиксация пальца осуществляется посредством двух стопорных колец.

На стенке поршня выполнены три канавки под установку поршневых колец. В верхние канавки устанавливаются два компрессионных кольца, в нижнюю - маслосъемное. В процессе эксплуатации автомобиля допускается расширение зазоров в замках верхнего компрессионного и маслосъемного колец до величины 1.2 мм, нижнего компрессионного - 0.6 мм. Максимальный допустимый боковой люфт компрессионных колец составляет 0.25 мм, маслосъемного - 0.15 мм. При установке на поршень кольца разворачиваются замками под углом 120°, так чтобы ин один из замков не оказался на оси поршневого пальца.

Головка цилиндров


Общий вид головки цилиндров с компонентами клапанного механизма представлен на иллюстрации. Головка крепится к блоку десятью болтами с головками типа TORX. Порядок затягивания болтов аналогичен описанному для бензинового двигателя 1.6 л.

Крышка головки сажается на шпильки, ввернутые в опоры распределительного вала, и крепится тремя гайками.

Распределительный вал уложен в пяти опорах и располагается непосредственно над клапанами. Для привода клапанов используются оборудованные гидрокомпенсаторами клапанных зазоров толкатели.

Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку и относятся к числу сменных компонентов.

Клапаны установлены вертикально и имеют рядное расположение. Каждый клапан оснащен двумя пружинами, которые своими нижними торцами упираются в опорную шайбу, а верхними - в тарелку. Тарелка пружин фиксируется на клапане сухарями разрезного замка.

Кулачок распределительного вала упирается в толкатель не точно по центру, что заставляет клапан в процессе движения поворачиваться.

Клапаны подвергаются на заводе-изготовителе специальной обработке и в дополнительной притирке не нуждаются. В случае обнаружения дефектов клапаны (и их седла) подлежат замене.

Стальной распределительный вал вращается в пяти подшипниках скольжения, не оборудованных сменными вкладышами. Привод распределительного вала (и ТНВД) осуществляется зубчатоременной передачей. Усилие натяжения зубчатого ремня регулируется автоматически гидравлическим натяжителем. Замена ремня производится после снятия двигателя с автомобиля. При установке ремня необходимо добиться совмещения меток на зубчатом колесе коленчатого вала и блоке цилиндров/маховике и куполе сцепления, а также зубчатом колесе распределительного вала и крышке ремня, зубчатом колесе ТНВД и посадочном фланце.

В литой крышке головки цилиндров оборудована маслозаливная горловина, оснащенная герметично закрываемой резьбовой пробкой. Снизу отверстие заливной горловины закрыто маслоотражателем. Для крепления крышки к головки используются три гайки, закрытыми снаружи декоративными резиновыми или пластмассовыми пробками.

Водяной насос


Водяной насос по конструкции отличается от используемых на бензиновых двигателях. Насос устанавливается на кронштейне, к которому крепится корпус термостата с отводящим патрубком.


 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su

Карта Сайта