Извлекаем поршень с шатуном из блока цилиндров (см. Замена вкладышей коленчатого вала).
|
В нижних головках...
|
|
...и крышках шатунов установлены сталеалюминиевые вкладыши.
|
От проворачивания их удерживают замки, входящие в прорези постелей.
|
Зажимаем шатун в тиски и, разжимая, снимаем верхнее...
|
|
...и нижнее компрессионные кольца. При их последующей установке метка «ВЕРХ» или «ТОР» должна быть направлена к днищу поршня.
|
|
Надписи на кольце может и не быть, но нижнее компрессионное кольцо всегда устанавливается фаской вниз.
|
|
Снимаем маслосъемное кольцо...
|
|
...с расширителем.
|
|
Установив поршень на деревянную оправку с отверстием или удерживая на весу, выбиваем палец.
|
Собираем шатунно-поршневую группу в обратной последовательности.
|
Подбираем новый поршень. Класс поршня обозначается буквой, а категория пальца – цифрой (см. таблицу сопрягаемых деталей).
|
Зазор между поршнем и цилиндром у новых деталей составляет 0,05–0,07 мм. При износе максимально допустимый зазор – 0,15 мм.
Правильно подобранный, смазанный моторным маслом палец должен входить в отверстия поршня под усилием большого пальца руки и не выпадать из поршня в вертикальном положении.
|
Установив кольцо в цилиндр, набором щупов проверяем зазор в его замке. Он должен быть 0,25–0,40 мм для всех колец. Если зазор повышенный, необходимо заменить кольца.
|
|
Зазор между кольцом и канавкой поршня проверяем также набором щупов. Для верхнего компрессионного кольца он должен быть 0,045–0,077, нижнего – 0,025–0,057, маслосъемного – 0,020–0,052 мм. Предельно допустимый зазор при износе – 0,15 мм.
|
Устанавливаем в поршневые канавки кольца, затем ориентируем их следующим образом:
- замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого пальца;
- замок нижнего компрессионного кольца разворачиваем относительно замка верхнего кольца в противоположную сторону;
- замок маслосъемного кольца ставим на 90° относительно замков других колец. При этом стык его расширителя должен находиться с противоположной стороны замка самого кольца.
|
Разогреваем верхнюю головку шатуна до 240°С, зажав его в тисках.
|
Палец можно предварительно охладить в морозильной камере.
|
Надеваем на шатун поршень и при помощи оправки быстро запрессовываем палец.
|
|
Цифры на шатуне и его крышке, указывающие номер цилиндра, должны находиться с одной стороны и совпадать.
|
|
Метка «П» на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров.
|
|