8.3. Полуось
Привод передается от коробки передач к колесам через полуоси. Внутренние концы
полуосей через шлицевое соединение крепятся к шестерням полуосей дифференциала.
Внешние концы полуосей через шлицевое соединение крепятся к ступицам колес и
фиксируются гайками.
На внутренних концах полуосей установлены скользящие шарниры равных угловых
скоростей (ШРУС), которые способны как к осевому, так и угловому перемещению.
Каждый из внутренних ШРУС состоит из трипода с тремя подшипниками и кожуха шарнира
(который играет роль внешней дорожки качения), в котором трипод может двигаться
вперед-назад при движении полуоси вверх-вниз вместе с колесом. Шарниры можно
разобрать и очистить в случае повреждения чехла, однако, при повреждении какого-либо
из элементов шарнира, весь шарнир необходимо заменить.
Внешние ШРУС являются Универсальными шарнирами "Rzeppa" и состоят
из шарикоподшипников, в которых шарики вращаются между внутренней дорожкой качения
и внешним корпусом, который способен к угловому, но не осевому перемещению.
Внешние шарниры необходимо очищать, проверять и заполнять новой смазкой, но
они не могут быть разобраны. Если внешний шарнир поврежден, его необходимо заменить
вместе с полуосью (внешние шарниры продаются только вместе с полуосью, как единое
целое).
Чехлы шарниров необходимо проверять регулярно на наличие повреждений или утечку
смазки. Порванные чехлы необходимо немедленно заменять, так как в противном
случае, шарниры могут быть повреждены. Для замены чехла необходимо снять полуось.
Предупреждение
В продаже можно найти надевающиеся
чехлы, для установки которых не нужно снимать полуось. Это достаточно удобная
альтернатива; однако, полуось необходимо снять, а шарнир разобрать и очистить
для того, чтобы проверить, не попали ли в шарнир влага или грязь, которые ускорят
его износ.
Основными признаками, свидетельствующими
о том, что шарнир изношен или поврежден, являются, помимо протекания смазки,
стук при поворотах, акселерации и вибрация на высоких скоростях.
Для проверки износа шарнира
и полуосей, возьмитесь за полуось и попробуйте вращать ее в обоих направлениях,
удерживая кожухи шарниров. Если вы чувствуете наличие свободного хода, это свидетельствует
о том, что износились шлицы или шарниры. Также, осмотрите полуось на наличие
трещин, вмятин и деформации.
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоедините провод отрицательной
клеммы аккумулятора. |
Предупреждение
Если стереопроигрыватель
вашего автомобиля имеет систему кодировки, проверьте, знаете ли
вы код активации проигрывателя перед отсоединением аккумулятора.
|
2. Поставьте автомобиль на ручной
тормоз. |
3. Открутите гайки крепления передних
колес, поднимите автомобиль и установите его на опорах. Снимите колеса. |
|
|
4. Достаньте чеку (фото слева) и
снимите колпачок с гайки крепления полуоси (фото справа). |
|
5. Открутите и снимите гайку крепления полуоси
и шайбу. Для того, чтобы ступица не вращалась, вставьте ломик между
болтами крепления колес и установите второй конец ломика так, чтобы
он уперся в пол или днище автомобиля. |
|
6. Для того, чтобы достать полуось из шлицов
ступицы, ударьте по концу вала молотком с латунной головкой или воспользуйтесь
медным бородком. |
Предупреждение
Если вы приложите
слишком большое усилие к полуоси, вы можете повредить ее или коробку
передач. Если полуось очень плотно сидит в шлицах ступицы, и вы
не можете ее выбить, вам придется снять тормозной диск (см. подраздел
9.7) и выдавить полуось при помощи двуножного съемника после
выполнения пункта 8.
|
7. Снимите защитные экраны двигателя
(см. подраздел 3.1.2.4.1). Установите
поддон под коробку передач для сбора масла, которое выльется при снятии
полуоси. |
8. Открутите гайки и болты, крепящие
шаровой шарнир к рычагу подвески, затем опустите рычаг подвески, чтобы
отсоединить его от шарнира (см. подраздел
10.5). |
|
9. Поверните поворотный кулак и достаньте
полуось из ступицы. Не позволяйте внешнему концу полуоси висеть на
внутреннем ШРУС, так это приведет к выходу его из строя. Подвесьте
внешний конец полуоси при помощи проволоки, если необходимо. |
|
10. Аккуратно достаньте внутренний конец
полуоси из коробки передач, отжав внутренний ШРУС.
|
11. Процедура замены сальника полуоси
описана в главе, описывающей коробку передач. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установка проводится в обратном порядке
снятия. При установке обратите внимание на следующие моменты. |
2. Резко вставьте внутренний конец полуоси
в коробку передач для того, чтобы стопорное кольцо на конце внутреннего
шарнира попало в канавку на шестерне полуоси дифференциала. |
3. Затяните гайку крепления полуоси до требуемого
момента затяжки (см. подраздел 8.1), затем
установите колпачок гайки и новую чеку. |
4. Установите колесо и наживите гайки крепления
колеса, опустите автомобиль на землю и затяните гайки до требуемого
момента затяжки (см. подраздел 10.1). |
5. Проверьте уровень масла в коробке передач
или картере дифференциала и добавьте, если необходимо, до требуемого
уровня (см. подраздел 2.3) |
|