Система питания дизельного двигателя
Принцип работы дизельного двигателя
В дизельном двигателе чистый воздух засасывается в цилиндры и там подвергается очень высокой степени сжатия. За счет этого температура в цилиндрах повышается выше температуры возгорания дизельного топлива. Дизельное топливо воспламеняется само по себе, таким образом свечи зажигания здесь не требуются.
На холодном двигателе температуры воспламенения топлива только за счет сжатия достичь невозможно. В этом случае производится подогрев (преднакал) двигателя. Для этого в каждой вихревой камере дизельного двигателя имеется свеча накаливания, разогревающая камеру сгорания. Топливо засасываете^ непосредственно распределительным топливным насосом высокого давления (ТНВД) из топливного бака Насос создает необходимое высокое давление (около 130 бар) и топливо распределяется по цилиндрам в соответствии с последовательностью зажигания. Одновременно регулятор ТНВД дозирует подачу топлива в зависимости от степени задействования педали газа В определенный момент времени дизельное топливо впрыскивается через форсунки в форкамеру соответствующего цилиндра В зависимости от формы форкамеры, или вихревой камеры всосанный воздух под воздействием сжатия приобретает вихревое движение, что способствует оптимальному смешиванию воздуха и впрыснутого топлива.
До попадания в ТНВД топливо проходит через топливный фильтр. Там оно очищается от загрязнений и воды. Поэтому особенно важно сливать воду из фильтра или заменять его в соответствии с регламентом обслуживания.
ТНВД не требует обслуживания. Все подвижные детали насоса смазываются дизельным топливом. Насос приводится в действие от коленчатого вала через зубчатый ремень, от которою приводится и распределительный вал.
Будучи самовоспламеняющимся, дизельный двигатель не может выключаться снятием напряжения зажигания и имеет для этого электромагнитный клапан При выключении замка зажигания снимется питание с клапана и он запирает канал подачи топлива. Благодаря этому гарантируется, что подача топлива прерывается до блокировки рулевого колеса при вынимании ключа зажигания. При запуске двигателя напряжение подается через выключатель замка зажигания на электромагнитный клапан и он открывает канал подачи топлива.
Устройство преднакала
На холодном двигателе температуры воспламенения топлива только за счет сжатия достичь невозможно, поэтому двигатель необходимо разогревать.
Для этой цели в каждой камере сгорания ввернута стержневая свеча накаливания. Свеча накаливания состоит в основном из корпуса и запрессованного в него нагревательного стержня. Как только прилагается напряжение, спираль накаливания в нагревательном стержне в течение нескольких секунд разогревается до температуры 850° С, благодарящему период разогрева до пуска редко длится более 10 секунд. После погасания на приборной доске контрольной лампы разогрева двигатель может запускаться.
Длительность разогрева регулируется электронным блоком управления, находящимся в салоне рядом с бардачком справа. Блок управления разогревом двигателя получает информацию о температуре двигателя от датчика температуры охлаждающей жидкости. На основании полученной информации блок управления определяет длительность и величину тока разогрева.
Проверка свечей накаливания
Свечи накаливания проверяются при затруднениях запуска двигателя.
Условие проверки: аккумулятор должен быть полностью заряженным, напряжение аккумулятора должно составлять не менее 12 В. Двигатель холодный (окружающая температура) или температура двигателя не должна быть выше 55° С. При более высоких температурах - отсоединить разъем датчика температуры охлаждающей жидкости.
Проверка подачи питания
Эта проверка может проводиться без снятия свечей накаливания.
• Подключить вольтметр к токовой шине ключей накаливания и корпусом свечи.
• Включить зажигание. Разогреть двигатель (преднакал). Вольтметр должен в течение примерно 3-х секунд показывать напряжение аккумулятора (9 В и выше). Время зависит от температуры свечи накаливания и от напряжения аккумулятора.
• Запустить двигатель и оставить работать на холостом ходу. Во время пуска и после этого в течение примерно 180 секунд вольтметр должен индицировать напряжение аккумулятора (9 В и выше).
• Если имеется отказ в подаче питания, отдать блок управления преднакалом в проверку в специальную мастерскую.
Проверка свечей накаливания
• Проверить отсутствие коррозии токовой шины, в противном случае очистить или заменить.
• Проверить отсутствие внешних видимых повреждений свечи накаливания.
• Снять провод подключения и токовую шину.
• Измерить омметром сопротивление между контактом свечи накаливания и корпусом свечи. Требуемое значение: около 0 Ом. При сопротивлении, равном ∞ заменить свечу.
• Таким же образом проверить все свечи накаливания.
Внимание: Нормальное сопротивление свечи очень мало и трудно измеряется обычными омметрами. Требуемое значение: 0.235 Ом. Перед измерением очистить свечу от масла.
Подключить провод и токовую шину.
Если был отключен, подключить разъем датчика температуры охлаждающей жидкости.
Внимание: Если не найдено никакого дефекта, хотя двигатель продолжает плохо заводиться, произвести внешний осмотр свечей накаливания во время разогрева. Для этого снять форсунки и наблюдать свечи накаливания через отверстия.
Свечи накаливании с обгоревшими нагревательными стержнями
Обгорание стержней свечей накаливания часто является следствием дефектных форсунок. Подобные повреждения не следует относить на счет внутреннего или наружного дефекта свечи накаливания.
При обнаружении подобных свечей накаливания, недостаточно заменить их. Необходимо в этом случае также провести проверку форсунок впрыска на напор впрыска и герметичность (работа в мастерской).
Снятие и установка свечей накаливания
Снятие
• Снять верхнюю часть впускного коллектора.
• Отсоединить провод
• Отсоединить токовую шину.
• Вывернуть свечу накаливания.
Внимание: После выворачивания руками свечи накаливания снимать осторожно, так как ее керамическая часть хрупкая. Не ронять свечу накаливания. При падении свечи с высоты 10 см и более свечу больше нельзя исполосовать.
• Проверить свечу накаливания на внешние видимые повреждения.
Установка
Осторожно, руками, ввернуть свечу накаливания и затянуть с усилием 15-20 Нм. Внимание: Не превышать заданной величины усилия затяжки, так как может быть поврежден нагревательный стержень и свеча накаливания раньше выйдет из строя. Следить за тем, чтобы на свечу накаливания не попало масло или топливо. При обгоревшем стержне следовать вышеприведенным указаниям.
• Слегка затянуть токовую шину и электрическую подводку.
• Установить верхнюю часть впускного коллектора.
|