4.1.7. Системы VTEC - общая информация и проверка состояния компонентов

Общая информация

Некоторые из моделей автомобилей Honda оборудуются электронной системой корректировки фаз газораспределения (VTEC). На моделях Civic может быть использована система VTEC одного из двух различных типов (VTEC и VTEC-Е).

Различие между обычными двигателями и двигателями, оборудованными системой VTEC, заключается в комплектации и принципе действия клапанного механизма. Конструкция блока двигателя и всех навесных узлов и агрегатов, а также схемы организации систем смазки и охлаждения на обоих агрегатах одинаковы. Внешне оборудованный системой VTEC двигатель отличается наличием сверху на крышке головки цилиндров выпуклой надписи соответствующего содержания (VTEC).

Бортовой процессор оборудованных системой VTEC моделей способен корректировать фазы срабатывания и величину открывания впускных клапанов за счет использования различной величины кулачков распределительного вала. Процессор, в зависимости от поступающих от информационного датчика данных, либо включает, либо выключает систему.

В качестве исходных параметров для систем VTEC обоих типов используются следующие:

   a) Частота вращения двигателя (об/мин);
   b) Скорость движения автомобиля (мили/ч);
   c) Выходной сигнал датчика положения дроссельной заслонки (TPS);
   d) Текущая нагрузка на двигатель, определяемая по показаниям датчика абсолютного давления во впускном трубопроводе (МАР);
   e) Температура охлаждающей жидкости.

Компоновка и принцип функционирования систем VTEC-Е несколько отличаются от таковых для систем VTEC (см. ниже).

VTEC-Е (D16Y5)

Распределительный вал оборудован как первичными, так и вторичными кулачками привода впускных клапанов. Кулачки отличаются как по форме, так и по высоте подъемов, т.е. параметрами, определяющими продолжительность и степень открывания клапанов.

При малых оборотах двигателя вторичные клапаны срабатывают от собственных кулачков распределительного вала, имеющих очень малый подъем и остроконечную форму (т.е. клапаны приоткрываются лишь слегка и очень ненадолго), удерживая распыленное топливо от консолидации внутри головки цилиндров. При этом развивается хороший крутящий момент с высокой быстротой реагирования на газ.

Если возникает необходимость в повышении отдачи двигателя, вторичные коромысла блокируются с первичными с помощью специального гидравлического устройства с электронным управлением.

Вторичные коромысла перестают контактировать со своими собственными кулачками вплоть до того момента, как система не будет отключена. При этом оба клапана открываются на полную высоту и с максимальной длительностью, обеспечивая повышение оборотов и отдачи двигателя.

VTEC (D16Y8)

Кулачки привода первичных и вторичных впускных клапанов распределительного вала в данной системе одинаковы по форме и высоте подъемов. Между ними расположен дополнительный третий кулачок, именуемый также промежуточными. Эти промежуточные кулачки отличаются большей высотой и меньшей остротой подъема, что обеспечивает большие величину и продолжительность открывания клапана.

При малых оборотах двигателя как первичные, так и вторичные впускные клапаны срабатывают от своих собственных кулачков и открываются на одинаковую высоту и с одинаковой продолжительностью (в отличие от системы VTEC-Е). Когда возникает необходимость в повышении отдачи двигателя, коромысла обоих впускных клапанов посредством специального гидравлического устройства с электронным управлением блокируются с промежуточным коромыслом. При этом длительность и высота открывания обоих клапанов определяется формой промежуточного кулачка, отличающегося большей высотой и меньшей остроконечностью подъема.

Первичные и вторичные коромысла перестают контактировать со своими собственными кулачками до тех пор, пока система не будет отключена.

Система позволяет добиваться оптимального крутящего момента как при малых, так и при высоких оборотах двигателя, в зависимости от прикладываемой к нему текущей нагрузки.

Проверка состояния компонентов

Корректоры клапанных зазоров (только VTEC)

Четыре корректора клапанных зазоров помещены в держатели, образуя подобие гидравлических толкателей.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отболтите и снимите сборку держателя.
2. Извлеките из держателя сборки индивидуальных корректоров.
3. Пальцами проверьте свободу перемещения каждого из корректоров. В случае выявления точек закусывания замените дефектные сборки.

Пластина распределения фаз, втулка и возвратная пружина (только VTEC-Е)

Четыре пластины распределения фаз с возвратными пружинами (см. иллюстрацию ниже) посажены в держатели распределительного вала на оси впускных коромысел.

А) Пластина распределения фаз
В) Возвратная пружина
С) Держатель кулачка


Как видно из иллюстрации, втулка сборки оборудована плечиками для удержания пружины.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Проверьте надежность крепления пружины на держателе распределительного вала и пластине распределения фаз.
2. Осмотрите компоненты на наличие царапин, cколов, следов перегрева и прочих повреждений.
3. Дефектные детали подлежат замене.
4. Порядок сборки ясен из иллюстрации выше.

Синхронизирующие сборки

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. После снятия и демонтажа сборок коромысел (см. Снятие, проверка состояния и установка сборки коромысел), извлеките также компоненты синхронизирующих узлов (см. сопроводительные иллюстрации).

Только VTEC-Е D16Y5:
А) Коромысло первичного клапана
В) Коромысло вторичного клапана
С) Поршень блокиратора
D) Пружина блокиратора
Е) Синхронизирующий поршень

Только VTEC D16Y8:
А) Коромысло первичного клапана
В) Коромысло вторичного клапана
С) Промежуточное коромысло
D) Синхронизирующие поршни

2. Проверьте состояние блокирующей пружины (только VTEC-Е).
3. Осмотрите прочие компоненты сборки (коромысла с синхронизирующими поршнями). В случае выявления признаков износа, потертостей, глубоких царапин, задиров или следов перегрева, замените дефектные компоненты.
4. Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа.

Соберите вместе компоненты сборок каждого из цилиндров, скрепите их резиновым бандажом, лишь после этого устанавливайте на ось (см. Снятие, проверка состояния и установка сборки коромысел).

Электромагнитный клапан блокировки VTEC

Неисправности в контуре электромагнитного клапана блокировки VTEC приводят к срабатыванию контрольной лампы "Проверьте двигатель" на панели приборов автомобиля. Одновременно в память блоки управления заносится код неисправности (DTC) Р1259. По конструкции клапан блокировки VTEC с встроенным датчиком-выключателем давления аналогичен используемому в системе VTEC моделей Integra. Описание процедуры проверки исправности функционирования сборки приведено в Части Ремонт двигателя без извлечения из автомобиля - модели Integra настоящей Главы.

Маслораспылитель

См. Снятие, проверка состояния и установка сборки коромысел.

Коромысло первичного клапана

См. Снятие, проверка состояния и установка сборки коромысел.

Коромысло вторичного клапана

См. Снятие, проверка состояния и установка сборки коромысел.

Промежуточное коромысло (только VTEC)

См. Снятие, проверка состояния и установка сборки коромысел.

Промежуточный кулачок распределительного вала (только VTEC)

См. Снятие, проверка состояния и установка сборки коромысел.


 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su

Карта Сайта