3.1.4.4. Обслуживание и ремонт
Конструкция и функционирование системы зажиганияОба типа двигателя DОНС оснащаются электронной системой зажигания:
– двигатели с карбюраторной топливной системой: система зажигания ESC II;
– двигатели со впрыском: система зажигания ЕЕС IV.
Система зажигания ESC II
Электрическая схема электронной системы зажигания ESC II карбюраторного двигателя DOHC 2,0 дм3
А – электромагнитный клапан перекрытия подачи топлива
после выключения двигателя,
B – генератор, C – резисторный нагревательный элемент автоматического пускового устройства карбюратора, D – выключатель зажигания, E – модуль управления зажиганием ESC II, |
F – датчик температуры охлаждающей
жидкости, G – датчик положения и числа оборотов коленчатого вала, H – катушка зажигания, J – аккумулятор, K – разъем кодирования октанового числа топлива |
Эта система содержит:
– распределитель зажигания с распределителем высокого напряжения и бесконтактным датчиком Холла, выполняющим роль датчика числа оборотов коленчатого вала двигателя;
– катушку зажигания;
– вакуумный датчик во впускном коллекторе;
– датчик температуры охлаждающей жидкости;
– датчик нейтрального положения рычага переключения передач автоматической коробки передач (только в автомобилях с автоматической коробкой передач).
Электронный модуль управления зажиганием ESC II получает сигналы от этих датчиков и на их основе и данных, содержащихся в его памяти, подбирает оптимальный, для данных условий работы двигателя, момент прерывания тока в первичной обмотке катушки зажигания, а тем самым оптимальный угол опережения зажигания. Затем включает ток в первичной обмотке и прерывает ток в ней в момент, когда в очередном цилиндре должно произойти зажигание, снова подает ток в эту обмотку и т.д.
Угол опережения зажигания постоянно регулируется в соответствии с получаемыми сигналами и данными содержащимися в памяти электронного модуля.
В двигателях с карбюратором модуль управления зажиганием ESC II корректирует также положение дроссельной заслонки во время холостого хода в зависимости от числа оборотов, нагрузки на двигатель (например, включение передачи в автоматической коробке передач либо включение компрессора кондиционера), теплового состояния двигателя, а также от положения дроссельной заслонки.
Проверка элементов системы зажигания ESC II
Проверяемый элемент |
Измерение между контактами
|
Зажигание
|
Значение
| Замечания |
Соединение картера с массой |
"16" и масса
"3" и масса |
Выключено
|
0 – 0,5 Ом
| |
Корректор октанового числа топлива |
"7" и "16"
"19" и "16" |
Выключено
|
Сопротивление бесконечно большое
| Перед проверкой отсоединить модуль ESC II |
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
"10" и "22"
|
Выключено
|
37 кОм при 20° С
4 кОм при 80° С | |
Электромагнитный клапан демпфера рычага дроссельной заслонки |
"24" и "4"
|
Выключено
Включено |
Сопротивление бесконечно большое
65 – 80 Ом | Если есть |
Датчик положения коленчатого вала |
"5" и "18"
"17" и "16" |
Включено
|
300 – 500 Ом
Сопротивление бесконечно большое | |
Электропитание модуля ESC II |
"4" и "16"
|
Включено
|
10 – 14 В
|
Предупреждение
Метод проверки элементов системы зажигания двигателя DOHC, объединенного с системой впрыска топлива входящую в систему управления двигателя ЕЕС IV, приведен в разделе впрыска топлива.
Система зажигания ЕЕС IV
Эта система зажигания функционирует на том же принципе, что и система зажигания ESC II, только объединена со впрыском топлива в общую систему управления двигателя ЕЕС IV, и электронное управляющее устройство управляет также системой впрыска.
Предупреждение
Описываемые системы зажигания не требуют регулировки.
Снятие и установка распределителя зажигания
Снятие и установка распределителя зажигания не представляют больших трудностей. Элементы системы зажигания двигателя DOHC изображены на рисунке.
Элементы системы зажигания двигателя DOHC
1 – крышка, распределителя, |
Распределитель зажигания можно установить только в одном, правильном положении.
Проверка элементов системы зажигания
В карбюраторном двигателе DOHC следует отсоединить многоконтактный разъем модуля управления зажиганием ESC II и измерить при помощи мультиметра сопротивление и напряжение на выбранных контактах разъема в соответствии с приведенной таблицей.
В случае неправильных значений электрических параметров прежде, чем считать данный элемент поврежденным, следует проверить состояние соответствующего электрического контура.