Снятие и установка сцепления.
При сборке и установке узлов сцепления соблюдайте усилия затяжки резьбовых соединений.
Для снятия сцепления снимите силовой агрегат с автомобиля, отсоедините коробку передач от двигателя, отверните болты крепления сцепления и снимите кожух сцепления в сборе с нажимным диском. При этом нельзя поднимать этот узел за упорный фланец нажимной пружины. После снятия тщательно очистите его от пыли и протрите.
Установка сцепления производится в обратной последовательности.
При этом шлицы на ведущем валу коробки передач смажьте тонким слоем (не более 0,5 г) смазки ЛСЦ-15.
Расположите ведомый диск выступающей частью в сторону маховика.
Отцентрируйте ведомый диск оправкой М9840-739, имитирующей шлицевой конец ведущего вала коробки передач и установите нажимной диск.
Закрепите нажимной диск болтами и выньте оправку.
Разборка и сборка механизма выжима сцепления.
Снимите оттяжную пружину.
Отверните стопор и снимите рычаг оси вилки выключения сцепления.
Снимите соединительные звенья и выжимной подшипник с направляющей втулки. Введите отвертку под буртик верхней втулки, выньте ее из картера сцепления и снимите вилку выключения сцепления с осью, при этом выведите конец оси с нижней втулки, поверните и выньте ее. Выньте нижнюю втулку из картера сцепления. Отверните три винта и снимите направляющую втулку. После разборки очистите детали от пыли и протрите.
Сборку механизма производите в обратной последовательности.
При этом винты затяните и застопорите (кернением), а также затяните стопор вилки.
Вместо кернения стопорение винтов и болта можно выполнить герметиком Унигром 6 (УГ-6), смазав перед заворачиванием их резьбовую часть герметиком. Проверка механизма выжима сцепления. Проверьте диаметры отверстий под втулки в картере сцепления, наружный и внутренний диаметры втулок и диаметр оси вилки выключения сцепления, данные замеров сравните с допустимыми износами.
Если зазор между отверстием в картере и втулками более 0,25 мм и между втулками и осью вилки выключения сцепления более 0,50 мм, определите наиболее изношенную деталь и замените ее, или, если необходимо, и сопряженную с ней.
Нажимной диск с нажимной пружиной размещен в стальном штампованном кожухе.
Кожух крепится к маховику шестью самостопорящимися болтами. Относительно маховика кожух сцепления центрируется тремя штифтами, расположенными между болтами через 120 °. Нажимной диск соединен с кожухом стальными пластинами, работающими на растяжение и изгиб. Благодаря упругим свойствам пластин, нажимной диск может перемещаться в осевом направлении, т. е. к маховику (при включении сцепления) или от маховика (при выключении сцепления).
Два стальных опорных кольца круглого сечения служат опорами для диафрагменной пружины. Таким образом, пружина имеет возможность прогибаться относительно колец, которые неподвижно закреплены на кожухе загибанием его двенадцати лепестков. Пружине придана форма усеченного конуса. Она отштампована из листовой пружинной стали толщиной 2,26-0,05 мм и, будучи собранной с кожухом сцепления, прижимает ведомый диск к маховику.
Радиально расположенные 12 лепестков пружины служат не только упругими элементами, но одновременно являются выжимными рычагами.
Благодаря своей форме и установке между опорными кольцами диафрагменная пружина при отсутствии внешнего воздействия нагружает нажимной диск, сжимая ведомый усилием 3330 Нм (337 кГс) между ним и маховиком.
Нажимной диск в сборе с нажимной пружиной балансируется, базируясь на три отверстия, допустимый дисбаланс не более 0,2 Нм-см (20 г-см).
Повышенный дисбаланс устраняется установкой грузиков в отверстия на кожухе сцепления. При необходимости, для облегчения грузиков они сверлятся диаметром не более 3 мм.
Нажимной диск в сборе с нажимной пружиной, опорными кольцами, соединительными пластинами является неразборным узлом. Нажимной диск в сборе ремонту не подлежит.
Проверка нажимного диска заключается в проверке нажимной пружины и плоскостности прилегания нажимного диска.
Проверку нажимной пружины производите на основании, которое имитирует маховик двигателя и имеет металлическое промежуточное кольцо толщиной В=(8,2±0,025) мм, заменяющее ведомый диск. Закрепите кожух сцепления, выполните четыре хода выключения, прикладывая нагрузку не более 1000 Нм (102 кГс) на упорный фланец нажимной пружины. Ходу выключения 8 мм должно соответствовать перемещение нажимного диска не менее 1,4 мм.
Расстояние от основания до рабочей поверхности нажимной пружины должно быть 29...31 мм. В процессе работы за счет износа трущихся поверхностей дисков сцепления этот размер увеличивается. Если размер достигнет 38 мм или перемещение нажимного диска будет меньше 1,4 мм, кожух сцепления в сборе с нажимным диском замените.
Неплоскостность прилегания нажимного диска допускается не более 0,08 мм. При обнаружении задиров, забоин, кольцевых рисок, а также коробления нажимной диск в сборе замените.
Ведомый диск, передающий крутящий момент от двигателя на ведущий вал коробки передач для повышения плавности включения, выполнен упругим. Ведомый диск балансируется, допустимый дисбаланс 1,5 Нм-мм (0,15 кГс-мм). Повышенный дисбаланс устраняется установкой грузиков.
При монтаже диск выступающей частью ступицы устанавливается к маховику. В осевом направлении при выключении сцепления ступица перемещается по шлицам вала коробки передач.
Для устранения передачи крутильных колебаний коленчатого вала на коробку передач и для уменьшения пиковых напряжений в элементах силовой передачи, возникающих при резком изменении скоростного режима, ведомый диск соединен со ступицей при помощи гасителя колебаний (демпфера). Этот узел состоит из упругой муфты с шестью пружинами и фрикционного элемента.
Пружины демпфера способствуют более мягкому включению сцепления, а также понижают частоту собственных колебаний силовой передачи, устраняя возможность появления резонансных колебаний. Упругий элемент демпфера имеет следующую конструкцию. Во фланце ступицы выполнены шесть окон, которые противоположно попарно имеют различную длину. Ведомый диск, пластина и ступица имеют по шесть прямоугольных окон, в которые входят пружины, упруго связывая между собой эти детали и обеспечивая необходимую жесткость упругого элемента.
Фрикционный элемент демпфера является сухой муфтой и состоит из двух фрикционных колец, стального и на асбестовой основе, зажатых между ведомым диском, ступицей, пластиной, упорным кольцом, пружинной шайбой. Упорное кольцо имеет три уса, которые заходят в отверстия пластины. Гистерезис демпфера находится в пределах 3...14 Нм (0,3...1,4 кГс-м).
Поглощаемая энергия крутильных колебаний превращается в тепловую, рассеиваемую в окружающее пространство. К ведомому диску прикреплены стальными заклепками девять пружинных пластин с волнистой поверхностью. На пластины с двух сторон при помощи заклепок закреплены фрикционные накладки. Каждая фрикционная накладка прикреплена к пластинам независимо. Заклепки вставляются со стороны накладок и расклепываются на пружинных пластинах. Головки заклепок утопают относительно рабочей поверхности накладок на 1,35...2,1 мм. В противоположной фрикционной накладке напротив каждой заклепки имеются отверстия. При таком способе крепления фрикционные накладки могут несколько раздвигаться вследствие прогиба пружинных пластин. При включенном сцеплении пластины выпрямляются. При выключенном, когда ведомый диск не зажат усилием нажимной пружины, выгибаются снова, это обеспечивает плавность включения сцепления. Ведомый диск в сборе с гасителем колебаний, ступицей и фрикционным элементом демпфера является неразборным узлом.
Проверка ведомого диска.
Проверьте легкость перемещения ступицы диска по шлицам вала сцепления. При значительном износе ступицы или вала (перекос ступицы на валу), изношенные детали замените. Фрикционные накладки не должны быть замасленными, поломанными, сгоревшими или изношенными до головок заклепок. Размер между головкой заклепки и рабочей поверхностью должен быть не менее 0,2 мм.
В случае выявления указанных дефектов накладки замените. Проверьте состояние торцов и наружного диаметра пружин демпфера. По торцам и наружному диаметру пружины демпфера не должны иметь следов выработки глубиной более 0,25 мм.
Проверьте момент трения в демпфере ведомого диска, который должен находиться в пределах 3...14 Н м (0,3...1,4 кГс-м). Поверхности трения диска, ступицы колец, пружинной шайбы и упорного кольца при этом должны быть чистыми и сухими. При обнаружении выработки в окнах пластины демпфера более 0,5 мм или уменьшение момента трения в демпфере менее 3 Нм (0,3 кГс-м) ведомый диск ремонту не подлежит и требует замены.
При замене фрикционных накладок осторожно, не задев пружинные пластины диска, высверлите сверлом диаметром 3,6 мм заклепки и снимите дефектные накладки. Пользуясь ведомым диском, как кондуктором, просверлите в новых фрикционных накладках восемнадцать отверстий диаметром 3,78+0,26 мм и девять из них (через одно) рассверлите на проход 7,82+0,61 мм. Оставшиеся девять отверстий рассверлить под головки заклепок сверлом диаметром 8,36+0,48 мм с углом заточки 140° так, чтобы
толщина тела оставалась 1,5+0,3 мм.
Перед приклепкой фрикционных накладок внимательно осмотрите пружинные пластины ведомого диска и проверьте, нет ли на них трещин и глубоких царапин. Если указанные дефекты отсутствуют, приклепайте новые фрикционные накладки к диску. Наложите фрикционную накладку на диск так, чтобы зенкованные отверстия были обращены наружу большим диаметром и отверстия в пружинных пластинах, обращенных выпуклой стороной к накладке, совпадали с отверстиями диаметром 3,78 мм во фрикционных накладках.
Приклепку накладок начинайте с расклепки заклепок, находящихся в диаметрально расположенных отверстиях. Заклепки расклепывайте при помощи оправки. Приклепав одну фрикционную накладку, также приклепайте и вторую. При этом зенкованные отверстия одной накладки должны совпадать с незенкованными отверстиями другой.
После приклепки обеих фрикционных накладок проверьте:
- утопание головок заклепок, они должны быть утоплены относительно рабочей поверхности накладки не менее, чем на 1 мм;
- толщину диска в сборе под нагрузкой 2850 Нм (291 кГс), толщина должна быть 7,5...8,0 мм;
- толщину диска в сборе в свободном состоянии. Толщина должна быть не более 9,1 мм.
После приклепки фрикционных накладок проверьте ведомый диск в сборе на биение рабочих поверхностей накладок относительно оси ступицы (на специальной оправке или на валу сцепления), которое должно быть не более 1.0 мм. при необходимости отрихтуйте.
На этой же оправке произведите статическую балансировку. Допустимый дисбаланс составляет 1,5 Нм-мм (0,15 кГс-мм). Повышенный дисбаланс устранить установкой балансировочных грузиков с легкой стороны под упорные пальцы. В зависимости от величины дисбаланса ведомого диска для их балансировки используются грузики с разной массой. Для изготовления балансировочных грузиков используется листовая сталь.
Подшипник выключения сцепления шариковый, специальный, самоцентрирующийся, закрытого типа, смонтирован в кожухе. Кожух с пружиной, подшипником, втулкой и фланцем являются неразборным узлом. При сборке в подшипник закладывается 1,5...2,5 г смазки.
Подшипник выключения сцепления ремонту не подлежит. Радиальный зазор в подшипнике должен быть не более 0,05 мм, Проверьте зазор между муфтой подшипника и втулкой. Если зазор более 0,20 мм, наиболее изношенную или обе детали замените.
|