3.2.1.13.5. Лямбда-регулировка
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Лямбда-регулировка в соединении с катализатором является самым действенным способом снижения количества вредных примесей в выхлопных газах бензинового двигателя.
Эффективность работы катализатора тройного действия оптимальна в том случае, если двигатель работает в узкой области регулировки стехиометрических величин (стехиометрия – наука о весовых отношениях) состава топливовоздушной смеси, обозначаемой лямбда = 1. В дальнейшем критерий лямбда информирует о соотношении между действительной величиной состава "топливовоздушной" смеси и стехиометрической. Отсюда можно установить, присутствует ли в выхлопных газах избыток свободного кислорода, что свидетельствует о бедной смеси. Керамический материал лямбда-зонда проницаем для ионов кислорода при температуре не ниже 300° С. Внешняя поверхность керамики находится в выхлопных газах, тогда как внутри находится эталонный газ. Различие в концентрациях ионов кислорода образует сигнал, пропорциональный содержанию кислорода в выхлопных газах. В УУ этот сигнал используется для изменения продолжительности впрыскивания таким образом, чтобы соотношение смеси неустанно колебалось около величины лямбда = 1 (0,98–1,02). Вручную отрегулировать содержание СО (угарного газа) невозможно. Лямбда-зонд (кислородный зонд) размещен в выхлопном трубопроводе недалеко от катализатора. После запуска двигателя лямбда-зонд быстро прогревается и вступает в работу. В отсутствие сигнала с лямбда-зонда до момента его подключения УУ работает с моделируемыми величинами. Собственная диагностика контролирует электрическую часть лямбда-зонда, имеет ли сигнал соответствующие величины, или находится ли регулировка лямбда в заданных параметрах.