1. Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая
точка хода поршня в своем цилиндре. Вообще говоря, в 4-тактных двигателях
в процессе вращения коленчатого вала данное положение достигается
поршнем дважды: один раз в конце такта сжатия и второй - в конце
выпускного такта. Для выполнения настроек фаз газораспределения
и установки угла опережения зажигания в подавляющем большинстве
случаев используется ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра.
Именно это положение и принято называть положением ВМТ двигателя.
2. Первым называется цилиндр, расположенный в правой части двигателя
(ближайший к газораспределительному ремню). В приведенных ниже параграфах
изложено описание процедуры приведения поршня данного цилиндра в
положение ВМТ конца такта сжатия. Помните, что нормальным считается
вращение коленчатого вала по часовой стрелке (глядя с правого борта
автомобиля).
3. Отсоедините отрицательный провод от батареи. В случае необходимости
выверните все свечи зажигания (см. Главу
Текущее
обслуживание) с целью облегчения проворачивания двигателя.
4. На моделях с распределителем зажигания отпустите фиксаторы и
снимите с корпуса распределителя крышку вместе с подсоединенными
к ней ВВ проводами.
5. Поверните рулевое колесо до упора вправо. Выверните три винта
крепления правой боковой секции защиты картера и снимите секцию
с целью обеспечения доступа к болту крепления шкива коленчатого
вала.
|
6. При помощи торцевого ключа, надетого на болт шкива коленчатого вала, проверните
двигатель в нормальном направлении так, чтобы риска на внутреннем
ободе шкива коленчатого вала совместилась с нулевой отметкой
нанесенной на крышку газораспределительной цепи шкалы. На
моделях без распределителя риска на шкиве может отсутствовать,
несмотря на наличие шкалы на крышке. В данном случае приведите
двигатель в положение ВМТ, затем нанесите риску самостоятельно
(непосредственно напротив нулевой отметки шкалы). |
7. После выполнения приведенных в предыдущих параграфах инструкций
в положении ВМТ окажутся поршни первого и четвертого цилиндров двигателя.
Причем в лишь один из них будет находиться в конце такта сжатия.
|
8. На моделях с распределителем правильность приведения двигателя
в положение ВМТ (конца такта сжатия первого цилиндра) можно
проверить по разворачиванию носика бегунка в сторону риски
на ободе корпуса распределителя. Если бегунок развернут в
противоположную сторону, то в конце такта сжатия находится
четвертый цилиндр и коленчатый вал следует провернуть еще
на один полный оборот (360°) по часовой стрелке.
|
9. На моделях без распределителя подтверждение приближения поршня
к положению ВМТ конца такта сжатия может быть проверено по нарастанию
давления в цилиндре. Заткните пальцем свечное отверстие первого
цилиндра и проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока давление
внутри цилиндра не поднимется до своего максимального значения.
10. Для того, чтобы из исходного положения ВМТ двигателя перейти
к положениям ВМТ конца такта сжатия оставшихся цилиндров (по порядку
зажигания - см. Спецификации в начале Главы), следует последовательно
проворачивать коленчатый вал по часовой стрелке на 180°.
|