1. После разборки очистите все детали от грязи,
нагара, масла и пр. |
2. Проверьте плоскостность поверхности головки
блока, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте металлическую
линейку ребром на поверхность головки сначала посредине вдоль оси
головки, а затем по диагоналям и измерьте щупом зазор между плоскостью
головки и линейкой, как показано на рисунке (см. рис.
Проверка плоскостности головки блока цилиндров). Предельно допустимый
зазор для бензиновых двигателей составляет 0,05 мм, для дизельных
– 0,1 мм. |
3. Если измеренный зазор превышает предельно
допустимый, нужно заменить головку блока. У бензиновых двигателей
1,4 л, 55 и 74 кВт допускается шлифовка поверхности, но при этом высота
а головки не должна быть меньше 108,25 мм (см. рис.
Измерение высоты головки блока цилиндров двигателя объемом 1,4 л).
Если в результате шлифовки высота головки окажется меньше, ее нужно
заменить. |
Предупреждение
После шлифовки
головки блока необходимо прошлифовать седла клапанов на ту же величину,
на какую прошлифована головка, чтобы клапаны сели глубже, в противном
случае они ударятся о поршни.
|
4. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт
проверьте, прочно ли сидит на месте заглушка 7 (см. рис.
Детали головки блока цилиндров двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50
кВт), если нет – замените ее. Для этого выбейте старую заглушку.
Нанесите герметик Loctite 270 по периметру новой заглушки и запрессуйте
ее заподлицо в головку блока. |
5. Осмотрите головку: если в камерах сгорания
есть трещины или следы прогара, головку нужно заменить. У дизельных
двигателей допускаются небольшие трещины между седлами клапанов, если
их ширина не превышает 0,5 мм. Замените клапаны с глубокими рисками
и царапинами на рабочей фаске, с трещинами, деформацией стержня, короблением
тарелки, следами прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске
можно вывести притиркой клапанов. |
6. В специализированной мастерской рабочие фаски
клапанов с повреждениями, которые невозможно вывести притиркой, можно
прошлифовать на специальном станке. При шлифовании надо выдержать
размеры, указанные в табл. Размеры
клапанов и приведенные на рисунке (см. рис.
Размеры клапана). |
7. Проверьте состояние пружин клапанов: искривленные,
поломанные или с трещинами замените. |
8. Осмотрите гидротолкатели клапанов, если на
их рабочих поверхностях есть задиры, сколы, глубокие царапины, следы
ступенчатого или неравномерного износа, замените толкатели. |
9. Осмотрите распределительные валы, если на
их шейках и кулачках есть следы износа, задиры, сколы, глубокие риски
и др., валы нужно заменить. |
10. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих
фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и пр.
Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно вывести
притиркой клапанов. |
11. В специализированной мастерской рабочие
фаски седел с повреждениями, которые невозможно вывести притиркой
клапанов, можно прошлифовать или профрезеровать. На рис.
Седло клапана и в табл. Размеры
седел клапанов указаны размеры седел двигателей 1,0 л, 37 кВт
и 1,4 л, 50 кВт, которые нужно выдержать при обработке. Предварительно
нужно рассчитать максимально допустимый размер обработки седел. Для
указанных двигателей этот размер определяется следующим образом:
– вставьте клапан в головку и
прижмите к седлу. Вставлять нужно тот клапан, который будут устанавливать
в это седло;
– измерьте размер а (см. рис.
Измерение выступания клапана над опорной
поверхностью пружины в головке блока двигателя) от торца клапана
до опорной поверхности пружины клапана на головке блока;
– вычислите максимальный допустимый
размер обработки седел по формуле:
b = a max - a,
где b – предельно допустимый размер обработки седел, мм; a max – предельно
допустимое выступание клапана (см. табл.
Предельно допустимое выступание клапанов) над опорной поверхностью
пружины на головке блока, мм; a – измеренный размер от торца клапана
до опорной поверхности пружины на головке, мм.
Например, для впускного клапана двигателя рабочим объемом 1,0 л измеренное
расстояние а равно 42,7 мм, тогда b = 43,1 - 42,7 = 0,4 мм, т.е. максимальная
глубина обработки седла – 0,4 мм. |
12. Если в результате расчета b будет равно
0, нужно повторить измерение с новым клапаном; если и в этом случае
получится ноль, нужно заменить головку. |
13. У дизельных двигателей 1,4 л, 74 кВт расстояние
а (см. рис. Измерение расстояния между
торцом клапана и верхней плоскостью головки блока дизельного двигателя
1,9 л, 74 кВт) от торца клапана до верхней плоскости головки блока
определяется следующим образом:
– вставьте клапан в головку блока
и прижмите к седлу. Вставлять нужно тот клапан, который будут устанавливать
в это седло;
– измерьте размер а;
– вычислите максимальный размер
обработки седел по формуле:
b = a - a min,
где b – максимальный размер обработки седел, мм; a – измеренный размер,
мм; a min – предельно допустимый размер от торца клапана до верхней
плоскости головки блока. |
14. Предельно допустимый размер равен для впускного
клапана 43,4 мм, для выпускного – 43,2 мм. |
15. Например, для впускного клапана измереное
расстояние а равно 44,1 мм, тогда b = 44,1 - 43,4 = 0,7 мм, т.е. максимальная
глубина обработки седла равна 0,7 мм. |
16. Если в результате расчета b равно нулю,
повторите измерение с новым клапаном; если и в этом случае получится
ноль, нужно заменить головку блока. |
17. Проверьте зазоры между направляющими втулками
и клапанами следующим образом:
– вставьте клапан в направляющую
втулку так, чтобы торец его стержня оказался заподлицо с торцом втулки.
Вставлять нужно тот клапан, который будет установлен в эту втулку;
– закрепите индикатор так, чтобы
его ножка упиралась в тарелку клапана, как показано на рис.
Измерение зазора между клапаном и направляющей втулкой. Прижмите
клапан в сторону индикатора до упора и установите в этом положении
индикатор на ноль. Затем переместите клапан в противоположную сторону
до упора и определите по индикатору величину перемещения клапана.
Предельно допустимая величина перемещения клапана для бензиновых двигателей
составляет 0,5 мм для впускного клапана и 0,6 мм – для выпускного;
для дизельных двигателей – 1,3 мм для впускных и выпускных клапанов.
Если измеренная величина превышает указанные размеры, нужно повторить
измерение с новым клапаном; если снова превышает, замените головку
блока. |
18. Проверьте осевой зазор распределительного
вала. Для этого у бензиновых двигателей 1,4 л, 55 и 74 кВт:
– разместите распределительные
валы 27 (см. рис. Детали головки блока цилиндров
двигателей 1,4 л, 55 и 74 кВт) в корпусе 5 подшипников и установите
задние крышки 7 и 11, затянув болты 8 их крепления моментом 10 Н·м;
– закрепите индикатор так, чтобы
его ножка упиралась в торец распределительного вала, как показано
на рис. Измерение осевого зазора распределительного
вала. Передвиньте распределительный вал в сторону индикатора до
упора и в этом положении установите индикатор на ноль. Затем передвиньте
распределительный вал в противоположную сторону до упора – индикатор
покажет величину осевого зазора. |
19. Таким же образом измерьте осевой зазор другого
распределительного вала. Осевой зазор у дизельных двигателей измеряется
аналогично, но их распределительный вал устанавливается в головку
блока (при снятых гидротолкателях клапанов) и закрепляется крышками
первого, третьего и пятого подшипников. Осевой зазор для всех двигателей
не должен превышать 0,15 мм. |
|