6.1. Система питания
Общая информация и меры предосторожности
Бензиновые модели
Система питания состоит из установленного в задней части автомобиля топливного бака, помещенного в него электрического бензонасоса, топливного фильтра, инжекторов впрыска, регулятора давления топлива, сборки воздухоочистителя, корпуса дросселя, а также проложенным под днищем автомобиля и соединяющим топливный бак с топливной магистралью линий подачи и возврата топлива. Все модели оборудованы электронной системой впрыска топлива, функционирующей под управлением ECM (см. Часть Система впрыска топлива бензиновых двигателей).
Скапливающиеся в баке и бензопроводах во время стоянки автомобиля топливные испарения аккумулируются в заполненном активированным углем адсорбере, откуда затем выводятся во впускной тракт и сжигаются процессе нормального функционирования двигателя.
Информация о расходе топлива выводится на панель приборов автомобиля.
Существенное влияние на расход топлива оказывает стиль вождения. Ниже приводятся несколько советов по разумному использованию педали акселератора на оборудованных системой впрыска топлива автомобилях:
- В любую погоду (даже в мороз) начинайте движение сразу после осуществления запуска двигателя;
- При остановке автомобиля на время более на 40 с, глушите двигатель;
- Старайтесь всегда двигаться на максимально высокой передаче;
- В дальних поездках старайтесь поддерживать постоянную скорость движения. Избегайте движения на чрезмерно высоких скоростях. Управляйте автомобилем осмотрительно, избегайте беспричинных торможений;
- Не перевозите не автомобиле излишний груз, при отсутствии надобности снимайте с крыши верхний багажник;
- Регулярно проверяйте давление накачки шин, - старайтесь не допускать чрезмерного его снижения.
Дизельные модели
Топливная система состоит из установленного в задней части автомобиля топливного бака, оборудованного встроенным влагоотделителем подогреваемого топливного фильтра, топливного насоса высокого давления (ТНВД), форсунок и соединяющих компоненты системы топливопроводныхлиний
ТНВД забирает топливо из бака и прогоняет его через топливный фильтр, где происходит улавливание посторонних частиц и влаги. Неизрасходованный двигателем избыток топлива используется для смазывания внутренних компонентов насоса, после чего возвращается назад в топливный бак.
Привод ТНВД осуществляется от коленчатого вала. Рабочие обороты насоса составляют ровно половину от оборотов коленчатого вала. Высокий напор, необходимый для открывания форсунок и впрыскивания топлива в форкамеры/непосредственно в цилиндры, обеспечивается за счет применения радиального плунжерного насоса.
ТНВД имеет электронное управление, благодаря чему двигатель полностью удовлетворяет постоянно ужесточаемым международным требованиям по снижению токсичности выхлопа. Основными элементами системы управления являются электронный модуль управления двигателем (ECM), встроенный в насосную сборку блок управления ТНВД и комплект информационных датчиков (см. Часть Система впрыска топлива дизельного двигателя).
Четыре топливных форсунки впрыскивают распыленное топливо в форкамеры цилиндров. Оптимизация процесса сгорания смеси обеспечивается за счет тонкой калибровки форсунок. Иглы форсунок смазываются топливом, аккумулируемым в пружинных камерах, невостребованный излишек топлива по отдельным линиями возвращается в ТНВД.
С целью повышения эффективности отдачи двигатель X15DT оборудован турбокомпрессором, обеспечивающим избыточность давления во впускном трубопроводе относительно атмосферного, что позволяет увеличить массовый расход подаваемого в цилиндры воздуха, - подача топлива также пропорционально увеличивается. Установленный между выпускным коллектором и приемной трубой системы выпуска отработавших газов, работающий от давления отработавших газов турбокомпрессор производит забор воздуха из воздухоочистителя, при соответствующей комплектации прогоняет его через смонтированный слева на радиаторе системы охлаждения теплообменник промежуточного охладителя (интеркулера) и под напором подает во впускной трубопровод. Задачей интеркулера является охлаждение нагреваемого при сжимании в нагнетателе подаваемого в двигатель воздуха. Поскольку охлажденный воздух имеет большую плотность, снижение его температуры позволяет еще более поднять эффективность отдачи двигателя.
Чрезмерное повышение давления во впускном трубопроводе предотвращается за счет применения специального предохранительного клапана, обеспечивающего отвод отработавших газов от турбокомпрессора при помощи чувствительного к изменению давления исполнительного устройства. Срабатывание клапана происходит по команде ECM. Чувствительный к изменению давления датчик-выключатель обеспечивает срабатывание вмонтированной в приборный щиток контрольной лампы, предупреждающей водителя о превышении допустимого давления наддува.
Смазка турбокомпрессора производится поступающим по специальной трубке из блока цилиндров двигательным маслом, - вал турбины буквально «плавает» в масле, - из нагнетателя масло возвратной линии поступает обратно в поддон картера. Турбокомпрессор оборудован встроенным предохранительным клапаном и вакуумной диафрагмой, обеспечивающими регулировку давления наддува во впускном трубопроводе. Внутренние компоненты турбокомпрессора вращаются с высокой скоростью и очень чувствительны к качеству масла. Попадание на вращающиеся лопатки турбины посторонних частиц может иметь самые серьезные последствия. Ввиду сказанного перед снятием компрессора необходимо тщательно очистить его наружные поверхности, а также поверхности расположенных по соседству узлов. Снимаемые компоненты складывайте в плотно закрываемую тару. Все отверстия в компрессоре сразу же заклеивайте скотчем, для протирки деталей используйте только неворсящуюся ветошь.
Ни в коем случае не запускайте турбированный двигатель при снятом впускном воздуховоде, - глубина разрежения на входе компрессора может скачкообразно возрастать, что увеличивает риск всасывания в турбину посторонних предметов и последующего выбрасывания их с большой скоростью!
Топливная система дизельных двигателей в высшей степени надежна. При условии использования чистого топлива и регулярности выполнения процедур обслуживания она должна исправно функционировать до окончания срока службы автомобиля. При высоком пробеге внутренние компоненты ТНВД и форсунок могут изнашиваться, и требовать проведения восстановительного ремонта, - Ввиду сложности конструкции компонентов выполнение ремонта следует поручить специалистам автосервиса.
Меры безопасности и правила соблюдения чистоты при работе с топливной системой
Общие правила
Не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или зажженной сигаретой. Всегда держите наготове огнетушитель.
Топливные пары ядовиты, - следите за обеспечением нормальной вентиляции рабочего места..
Топливная система находится под давлением. При вскрытии системы горючее может вырваться из нее под давлением, - перед отпусканием штуцерных разъемов оборачивайте их ветошью. Пользуйтесь защитными очками.
При работе с компонентами системы питания дизельного двигателя соблюдайте особые меры предосторожности. В особой мере данное утверждение относится к процедурам обслуживания форсунок. Помните, что давление топлива на выходе из форсунок составляет около 1100 атмосфер, - не подставляйте под струю руки и другие части тела.
Для крепления шланговых соединений применяются хомуты ленточного и зажимного типа. После отсоединения шлангов зажимные хомуты следует заменять ленточными или червячными. Фиксация замков некоторых хомутов требует применения специальных приспособлений, - проконсультируйтесь со специалистами фирменной СТО Opel.
Перед расстыковкой штуцерных разъемов тщательно протирайте их снаружи во избежание попадания грязи внутрь тракта.
Снимаемые компоненты укладывайте на чистую подкладку и заворачивайте в полиэтилен или бумагу, - избегайте применения для протирки и оборачивания компонентов ворсящейся ветоши.
Если ремонт требует времени, проследите, чтобы все открытые отверстия в узлах и компонентах системы питания были тщательным образом заглушены.
Устанавливайте на место только чистые детали. Запасные части вынимайте из упаковки только непосредственно перед установкой. Не применяйте деталей, которые хранились неупакованными (например, в инструментальном ящике).
Избегайте применения сжатого воздуха при открытом топливном тракте. По возможности старайтесь не перемещать автомобиль.
Не применяйте содержащих силикон герметиков. Попавшие в двигатель частицы силикона не сгорают и могут явиться причиной повреждения лямбда-зонда.
Меры безопасности при снятии топливного бака
Перед снятием бака сливайте из него топливо или откачивайте его специально предусмотренным для этой цели насосом.
Топливный бак снимается с нижней стороны автомобиля. Перед отпусканием монтажных лент, подоприте бак снизу тележечным домкратом, - проложите между баком и головкой домкрата деревянный брусок.
Пустой бак взрывоопасен и перед утилизацией должен быть разрезан на части, - постарайтесь не допустить при разрезании бака искрообразования. Правильнее всего будет сдать бак в специальный приемный пункт.
После установки бака запустите двигатель и проверьте герметичность всех соединений.