4.12. Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха
Система кондиционирования
Система кондиционирования воздуха постоянно находится под
высоким давлением. Ни в коем случае не отсоединяйте рефрижераторные линии
и не снимайте никакие компоненты системы, предварительно не выполнив разрядку
последней. Разрядка системы кондиционирования воздуха должна производиться
силами опытного специалиста в условиях мастерской автосервиса. При рассоединении
рефрижераторных линий обязательно надевайте защитные очки!
|
Обслуживание
Перечисленные ниже контрольные
проверки должны производиться на регулярной основе с целью поддержания
системы кондиционирования воздуха в исправном состоянии:
|
При включении функции удаления продуктов обледенения задействуется компрессор К/В. |
В случае нарушений в работе К/В, в первую очередь проверьте исправность функционирования муфты сцепления компрессора (см. Раздел Проверка электрической цепи муфты сцепления компрессора К/В).
Ввиду сложности конструкции системы и необходимости использования специального оборудования, ее обслуживание, глубокая диагностика и восстановительный ремонт лежат вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и должны производиться в условиях мастерской автосервиса. В компетенцию владельца автомобиля попадают лишь перечисленные ниже в настоящем Разделе простейшие проверки и замены.
Наиболее типичной причиной нарушения исправности функционирования К/В является снижение уровня заряда рефрижераторного масла. Приведенные ниже простейшие проверки позволят быстро выявить признаки снижения уровня хладагента.
ПРОВЕРКА
Добавление хладагента
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||||||||||||||||
|
Система отопления
Увлажнение коврового покрытия на полу под теплообменником отопителя, либо выход пара через дефлекторы воздуховодов говорят об утечках теплообменника. Снимите теплообменник (см. Раздел Снятие и установка теплообменника отопителя) и замените его новым (теплообменник отопителя восстановительному ремонту не подлежит).Если отопитель не обеспечивает должный нагрев подаваемого в салон воздуха, причиной такого отказа может являться одна из следующих:
a) Термостат заклинен в открытом положении, что не позволяет подаваемой в теплообменник отопителя охлаждающей жидкости двигателя нагреться до нормальной температуры;
b) Имеет место нарушение проходимости охладительного тракта, что блокирует подачу охлаждающей жидкости в теплообменник отопителя. Ощупайте шланги, подсоединенные к патрубкам на задней переборке двигательного отсека - оба они должны быть горячими, в противном случае проходимость тракта нарушена (заблокированы шланги, теплообменник, либо управляющая заслонка отопителя). Отсоедините шланги и произведите обратнопоточную промывку теплообменника. Предварительно отсоединив, промойте также оба шланга;
c) Если восстановить проходимость теплообменника путем промывки не удается, следует произвести замену блока.
Бортовая диагностика
Стандартная система отопления/кондиционирования воздуха
На рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях диагностика отказов электрической цепи устройства управления функционированием отопителя/кондиционера воздуха может быть произведена без применения сканерного считывателя.
Включите зажигание и, нажатием кнопки инициации режима замкнутой рециркуляции, добейтесь включения расположенной непосредственно над ней контрольной лампы. Вентилятор отопителя должен быть выключен. |
Цепь электромотора управления процессом смешивания воздуха
Отсоедините от сборки мотора электропроводку. При помощи провода-перемычки подайте напряжение батареи на клемму 1 разъема электромотора, клемму 2 заземлите. Мотор должен начать вращаться, в противном случае поменяйте провода-перемычки местами, что должно привести к вращению мотора в противоположном направлении. Неисправный мотор подлежит замене. Далее следует произвести измерение сопротивления между клеммами 5 и 7 разъема (требуемое значение составляет 4.2 ÷ 7.8 кОм) и клеммами 3 и 5 (0.58 ÷ 1.09 кОм при подаче в салон холодного воздуха и 3.52 ÷ 6.55 кОм при выборе режима максимальной интенсивности обогрева). |
Электромотор выбора режимов
Проверка производится путем подачи напряжения батареи на клемму 2 и заземления клеммы 1 мотора. Мотор должен провернуться до упора и остановиться, после чего следует сразу же прекратить подачу питания. Перемена полярности подключения проводов-перемычек должна привести к вращению мотора в обратном направлении. |
Если электромотор проворачивается слишком медленно, либо не вращается вовсе, отсоедините его тяги привода соответствующей заслонки и повторите проверку. Если теперь вращение происходит нормально, постарайтесь выявить и устранить причину заклинивания заслонки или ее тяги.
Электромотор включения режима замкнутой циркуляции воздуха
Отсоедините от мотора электропроводку.При помощи провода-перемычки подайте напряжение батареи на клемму 1 электромотора, клеммы 5 и 7 заземлите на мессу. Мотор должен начать плавно вращаться и перейти в одно из двух своих крайних положений (“Замкнутая циркуляция” или “Подача наружного воздуха”) при отсоединении массы.
Если электромотор проворачивается слишком медленно, либо не вращается вовсе, отсоедините его тяги привода соответствующей заслонки и повторите проверку. Если теперь вращение происходит нормально, постарайтесь выявить и устранить причину заклинивания заслонки или ее тяги.
Модели, оборудованные системой климат-контроля
На данных моделях используется более сложная система самодиагностики. В качестве индикатора вместо контрольной лампы применяется светодиодный дисплей указателя температуры панели управления, способный высвечивать до 40 кодов неисправностей. В ходе диагностической проверки на дисплее высвечиваются два символ в виде числа 88. каждый из сегментов обоих символов отвечает за определенный отказ в системе |
Выявление устройством самодиагностики одного из стандартных отказов в системе вызывает мигание соответствующего сегмента одного из символов. В соответствии с обозначениями, приведенными на иллюстрации выше запишите обозначения мигающих секторов дисплея. Сверяясь с картой кодов неисправностей, определите характер отказа и приготовьтесь к проведению соответствующего восстановительного ремонта. |
Устранение запахов системы кондиционирования воздуха
Неприятные запахи, зачастую возникающие при включении К/В вызываются образованием колоний плесени на пластинах теплообменника испарителя. Теплая влажная среда создает наиболее благоприятные условия для возникновения и развития грибковых микроорганизмов.Доступ к теплообменник испарителя на большинстве моделей крайне ограничен. Процедура гарантированного полного удаления плесени, выполняемая в условиях мастерской автосервиса является достаточно трудоемкой, отнимает много времени и требует применения сильнодействующих дезинфицирующих средств. В принципе, достаточно эффективная обработка может быть выполнена и в домашних условиях собственными силами владельца автомобиля.
Специальные дезинфицирующие средства в аэрозольной расфасовке, предназначенные для обслуживания систем кондиционирования воздуха, можно приобрести практически в любом магазине автомобильных аксессуаров. Следует помнить, что цена средства обычно прямо пропорциональна его эффективности. Переключите систему в режим замкнутой циркуляции воздуха и на десять минут включите вентилятор отопителя на максимальную скорость. С целью просушки системы включите обогрев на максимальную интенсивность. Отсоедините электропроводку от компрессора с целью предотвращения его срабатывания (см. Раздел Снятие и установка компрессора К/В).
Подача средства обычно осуществляется через длинный шланг. Снимите электромотор привода вентилятора отопителя (см. Раздел Снятие и установка электромотора привода вентилятора отопителя), введите сопло подающей насадки в образовавшееся отверстие и сместите его влево, направив на теплообменник испарителя. Подача средства осуществляется в соответствии с инструкциями его изготовителя. Постарайтесь максимально полно обработать всю поверхность теплообменника. Длительность каждого цикла обработки и интервалы между сериями должны быть указаны на этикетке тары.
Наилучшей профилактической мерой против возникновения колоний плесени в теплообменнике испарителя является регулярная проверка проходимости дренажной трубки. |