2.24. Обслуживание системы охлаждения (опорожнение, промывка и заправка)
(каждые 48 000 км [30 000 миль] пробега или раз в 24 месяца)
|
Не допускайте попадания антифриза на
открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги
без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз
является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма
даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями (вплоть
до летального исхода). Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно
закрытой таре и без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую
жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе
внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей
жидкости проконсультируйтесь с местными властями. Во многих регионах мира
обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни
в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и
на землю!
В последнее время были разработаны нетоксичные сорта антифриза, однако
они также требуют осторожности в обращении.
|
Регулярно, в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля, система
охлаждения должна опорожняться, промываться и заполняться свежей смесью антифриза
с водой. Такого рода обслуживание позволяет предотвратить развитие коррозии внутри
охладительного тракта и в значительной мере повышает эффективность функционирования
системы.
В ходе обслуживания в обязательном порядке должно также проверяться состояние
всех шлангов системы и крышки заливной горловины радиатора (см. Раздел
Проверка
состояния компонентов системы охлаждения). Дефектные компоненты подлежат замене.
Не забывайте о мерах предосторожности, которые должны соблюдаться при обслуживании
системы охлаждения (см. предупреждение в начале Раздела).
Опорожнение
|
1. Взведите стояночный тормоз и подоприте колеса противооткатными
башмаками. К непосредственному выполнению процедур обслуживания следует
приступать лишь после полного остывания двигателя, т.е. спустя не
менее нескольких часов после завершения поездки.
|
2. Дождавшись
окончательного остывания двигателя, снимите крышки с горловины
радиатора и расширительного бачка.
|
|
3. Для выпуска
охлаждающей жидкости из радиатора снимите сливную пробку в
нижней его части. Если пробка “прикипела”, либо вообще не
предусмотрена, отсоедините от радиатора нижний шланг и слейте
жидкость через него.
|
|
Охлаждающую жидкость следует
спускать в сливную емкость соответствующего объема, которую
необходимо приготовить заранее. Постарайтесь не допустить
попадания антифриза в глаза и на открытые участки кожи.
|
4. По завершении вытекания охлаждающей жидкости из радиатора снимите
нижний шланг последнего и слейте остатки жидкости из верхней части
блока двигателя.
5. Пока жидкость сливается из блока, отсоедините шланг от расширительного
бачка и снимите последний (см. Главу
Системы охлаждения,
отопления). Промойте бачок чистой водой (в случае необходимости
- с мылом). Очистите уровневые метки на стенках бачка.
6. Проверьте состояние радиаторных шлангов и шлангов системы отопления,
а также хомутов их крепления на штуцерах и патрубках (в случае необходимости
см. Раздел
Проверка состояния компонентов системы
охлаждения).
7. Замените поврежденные компоненты (в случае необходимости см. Главу
Системы охлаждения, отопления).
|
|
Промывка
|
1. По завершении опорожнения системы снимите с двигателя
термостат, извлеките его из кожуха и установите последний обратно
на свое штатное место (пустой). Теперь система готова к промывке.
2. Установите на место нижний шланг радиатора и затяните сливную
пробку последнего. Переведите рукоятку управления системы отопления
салона на максимальный обогрев, чтобы обеспечить также промывку
теплообменника отопителя.
|
3. Отсоедините
верхний шланг от радиатора и вставьте в патрубок последнего
садовый шланг. Включите подачу воды и продолжайте промывку
до тех пор, пока из верхнего шланга не начнет вытекать чистая
прозрачная струя.
|
4. В случаях особо сильного загрязнения или нарушения проходимости
радиатора, снимите последний (см. Главу
Системы охлаждения,
отопления) и доставьте его для восстановительного ремонта и обслуживания
в мастерскую автосервиса.
5. Продукты коррозии и плотные отложения удаляются из тракта системы
охлаждения путем химической обработки, - следуйте инструкциям изготовителей
приобретенного Вами чистящего средства.
|
При регулярном выполнении процедур
промывки системы и замены охлаждающей жидкости необходимость
в проведении химобработки тракта возникать не должна.
|
|
|
Заправка
|
1. Установите на место термостат и расширительный
бачок, подсоедините к радиатору все шланги.
2. Переведите рукоятку управления системы отопления салона на максимальный
обогрев.
3. Медленно залейте в радиатор свежую, составленную в требуемых
пропорциях (см. Спецификации) смесь антифриза с водой. Продолжайте
заливку до тех пор, пока уровень жидкости не поднимется до нижнего
среза заливной горловины. Долейте охлаждающую жидкость в расширительный
бачок, доведя ее уровень до отметки FULL COLD. Обождите пять минут
и еще раз проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, в
случае необходимости произведите корректировку.
4. Не устанавливая на радиатор крышку, запустите двигатель и прогрейте
его до открывания клапана термостата (жидкость должна начать циркулировать
через радиатор, при этом произойдет прогревание верхнего шланга
последнего).
5. Заглушите двигатель и дайте ему остыть. Долейте в радиатор еще
немного жидкости, доведя ее уровень до нижнего среза заливной горловины.
6. Путем сжимания верхнего шланга радиатора выпустите из него воздух,
в случае необходимости долейте еще немного охлаждающей жидкости.
Установите на место крышку радиатора.
7. Переведите рукоятки выбора температуры подаваемого воздуха и
выбора скоростного режима вентилятора на максимальную производительность.
8. Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры
и проверьте систему на наличие признаков утечек.
|
|