Регулировка и замена подшипников передней ступицы
Ступицу переднего колеса не ремонтируют, ее заменяют при ослаблении посадки одного или нескольких болтов крепления колеса, а также при износе посадочных поверхностей под наружные кольца подшипников.
Подшипники ступицы нуждаются в замене при наличии раковин на беговых дорожках внутренних и наружных колец и роликах, а также при наличии сколов на буртиках внутренних колец подшипников или трещин и разрывов сепаратора. Их также нужно заменить, если подшипники потемнели (или имеют цвета побежалости) от чрезмерного перегрева при неправильной регулировке или отсутствии смазки.
Поворотная цапфа подлежит замене, если изношены диаметры посадочных шеек под внутренние кольца подшипников. Допускается наращивание этих поверхностей хромированием с последующей шлифовкой.
При этом концентричность посадочных поверхностей должна быть выдержана в пределах 0,05 мм. Не допускается увеличение диаметра в результате деформации посадочных поверхностей (керном или зубилом).
При регулировке затяжки подшипников ступиц передних колес через каждое ТО-1 рекомендуется втирать свежую смазку (из колпака ступицы) в наружный подшипник. Через каждое ТО-2 смазку в ступицах рекомендуется заменять, закладывая в каждую ступицу по 150 г смазки. Однако если не работавшая смазка вблизи подшипников не потемнела и не стала жидкой, ее менять не следует.
В этом случае, сняв ступицу с подшипниками с поворотной цапфы, следует вдавить эту смазку в подшипники и снова поставить ступицу. Для замены смазки ступицу необходимо снять с поворотной цапфы, удалить смазку и тщательно промыть керосином подшипники и внутренние полости ступицы. Снимать сальник и внутренний подшипник при промывке не следует во избежание повреждения сальника и нарушения уплотнения. Поэтому удалять старую смазку в зоне между сальником и подшипником можно только особо тщательной промывкой. При закладке свежей смазки необходимо обильно промазать внутренний подшипник, заполнив пространство между роликами, а также между подшипником и сальником и установить ступицу на место. Далее необходимо заложить смазку в колпачок, закрывающий ступицу (почти полностью), и после установки наружного подшипника и регулировки его затяжки завернуть колпачок на место. При этом обильно промазать наружный подшипник.
Для регулировки подшипников ступиц передних колес необходимо: расшплинтовать и отпустить регулировочную гайку на один прорез (1/2 оборота).
Толкнув колесо рукой, проверить, насколько свободно оно вращается. Если при этом обнаружится задевание или притормаживание, то его необходимо устранить. При затягивании гайки нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой гайки поворачивать колесо, чтобы ролики заняли правильное положение в подшипниках; отпустить гайку на один или два прореза в зависимости от того, как расположился прорез на гайке относительно отверстия для шплинта в поворотной цапфе после затяжки гайки. Если отверстие для шплинта видно через прорез гайки, то отпустить гайку до совпадения прорези на следующей грани с отверстием для шплинта и зашплинтовать гайку.
Если отверстие для шплинта не видно через прорезь в гайке, то гайку отвернуть сначала до совпадения прорези в гайке с отверстием для шплинта на цапфе и далее до совпадения следующего прореза с отверстием в цапфе.
Правильность регулировки подшипников окончательно проверяют в пути по нагреву ступиц колес. Наличие ощутимого нагрева после пробега 8...10 км указывает на то, что подшипники чрезмерно затянуты и гайку необходимо отвернуть на один прорез.
Допускается незначительный нагрев ступицы лишь при установке новых подшипников или замене сальника ступицы. При проверке регулировки подшипников по нагреву ступиц не следует пользоваться ножными тормозами, так как в этом случае ступицы нагреваются от тормозных барабанов.
|