2.5.2. Сборка двигателя

Для выполнения сборочных работ по двигателю мастерские Ford оборудуются следующим специальным инструментом:
- универсальный ключ 205-072 (15-030А);
- прибор для измерения углов 303-174 (21540);
- блокирующее устройство для коленчатого вала 303-204 (21168);
- приспособление для установки распределительного вала 303-376 (21-162В);
- накладной ключ для болтов головки блока цилиндров 303-392 (21167);
- съемник для сальников 303-395 (21171);
- фиксатор 303-435-06 (21031В);
- подъемная опора 303-435-1 (21212);
- свечной ключ 303-499 (21202);
- установочный штифт коленчатого вала 303-507 (21210);
- оправка для установки ведомого диска сцепления 308-204 (16067).
Перед сборкой все болты, шайбы, посадочные поверхности смочите моторным маслом, очистите и проверьте привалочные поверхности. Сборку выполняйте в следующей последовательности:
- установите блок цилиндров на монтажный стол или стенд;

Установка крышки заднего сальника коленчатого вала
Рис. 92. Установка крышки заднего сальника коленчатого вала



- установите крышку заднего сальника коленчатого вала и кронштейн датчика угла поворота коленчатого вала (СКР) (рис. 92);
- установите датчик СКР;

Установка маховика
Рис. 93. Установка маховика



- установите маховик и закрепите его болтами. Последовательность затяжки показана на рис. 93. Затяжку проводите в два этапа, сначала заверните моментом 30 Н·м, а затем доверните с помощью специального приспособления 303-174 на 80°;

Установка маслоприемника и масляного насоса
Рис. 94. Установка маслоприемника и масляного насоса



- соедините ротор масляного насоса с коленчатым валом, после чего установите масляный насос и маслоприемник с новой прокладкой (рис. 94);
- установите сальник коленчатого вала, перед установкой посадочные места смочите моторным маслом.
Модели выпуска до 11.1999 г.

Нанесение специального герметика
Рис. 95. Нанесение специального герметика



Нанесите на сопрягаемые поверхности блока цилиндров специальный силиконосодержащий герметик (рис. 95);
- установите нижнюю часть картера на блок цилиндров с новой прокладкой и заверните болты крепления от руки;

Последовательность затяжки болтов
Рис. 97. Последовательность затяжки болтов



- правильно расположите c помощью линейки нижнюю часть картера относительно блока цилиндров так, чтобы со стороны маховика их поверхности были на одном уровне, и затяните болты моментом 20 Н·м в определенной последовательности (рис. 97).
Модели выпуска после 12.1999 г.

Отверстия под шпильки М8х20
Рис. 96. Отверстия под шпильки М8х20



Вверните шпильки М8х20 в глухие отверстия (рис. 96). Обратите внимание на то, чтобы в эти отверстия не попал герметик, что может привести к уменьшению жесткости (рис. 96);
- нанесите на фланец картера герметик толщиной 3 мм и затяните болты в два приема: сначала моментом 10 Н·м, а затем моментом 20 Н·м (см. рис. 97).
Все модели
Установите сцепление, для этого сцентрируйте ведомый диск с помощью центровочной оправки относительно коленчатого вала и заверните болты крепления нажимного диска крест-накрест моментом 29 Н·м;
- установите шланг вентиляции картера и датчик детонации. Расположите провод датчика на соответствующем расстоянии от головки блока цилиндров и шланга вентиляции картера;
- установите термостат с новым резиновым уплотнением;
- установите датчик давления масла, перед этим нанесите на резьбу герметик;
- установите насос охлаждающей жидкости с новым уплотнением. Обратите внимание на крыльчатку, она легко деформируется;
- положите прокладку головки блока на блок цилиндров. Обратите внимание на то, чтобы направляющие втулки фиксировали прокладку без напряжения;

Порядок затягивания головки блока цилиндров
Рис. 98. Порядок затягивания головки блока цилиндров



- установите головку блока цилиндров. Предварительно очистите сопрягаемые поверхности, затяните болты крепления в определенной последовательности в три приема, сначала моментом 15 Н·м, затем 30 Н·м, после чего доверните их с помощью специального инструмента 303-174 на 90° (рис. 98);
- заверните три нижних болта впускного коллектора моментом 4 Н·м и установите трубку указателя уровня масла;
- установите толкатели клапанов и регулировочные шайбы, при этом сохраните их положение, какое было до снятия;

Поршень 1-го цилиндра находится на расстоянии 25 мм до ВМТ
Рис. 99. Поршень 1-го цилиндра находится на расстоянии 25 мм до ВМТ



- установите поршень первого цилиндра так, чтобы он в такте сжатия не доходил до ВМТ 25 мм, при этом маховик занял положение, показанное на рис. 99;
- установите распределительные валы. Распределительный вал выпускных клапанов имеет дополнительный кулачок на месте установки датчика угла поворота(СМР). Перед установкой обильно смажьте моторным маслом поверхности подшипников и кулачков;

Обозначения крышек подшипников распределительных валов
Рис. 100. Обозначения крышек подшипников распределительных валов: 1 — крышка распределительного вала впускных клапанов; 2 — крышка распределительного вала выпускных клапанов



- нанесите силиконосодержащий герметик на сопрягаемые с головкой блока поверхности крышек первых подшипников. Обозначения крышек подшипников находятся на внешней стороне: E1 — относится к валу выпускных клапанов, I1 — впускных (рис. 100);
- установите крышки подшипников и затяните болты в последовательности, указанной выше, в три этапа: равномерно вворачивайте по пол-оборота за раз, пока крышка не ляжет на головку блока, заверните моментом 7 Н·м, заверните моментом 16 Н·м;
- смажьте рабочие кромки сальников распределительных валов моторным маслом и запрессуйте их;

Положение распределительных валов, когда поршень 1-го цилиндра находится в положении ВМТ. Валы устанавливаются с помощью специального инструмента Ford 21-162 Zetec, 21-162A Zetec-SE
Рис. 101. Положение распределительных валов, когда поршень 1-го цилиндра находится в положении ВМТ. Валы устанавливаются с помощью специального инструмента Ford 21-162 Zetec, 21-162A Zetec-SE



- установите внутреннюю крышку ремня ГРМ;
- установите зубчатые шкивы на распределительные валы;
- установите распределительные валы в положение, когда поршень 1-го цилиндра будет находиться в ВМТ. Для этого поверните валы за шестигранник до тех пор, пока приспособление не установится в торцовые пазы валов;

Коленчатый вал в положении, когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ. Устанавливается с помощью специального инструмента Ford 303-507
Рис. 102. Коленчатый вал в положении, когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ. Устанавливается с помощью специального инструмента Ford 303-507



- установите коленчатый вал в положение, когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ. Для этого заверните специальное приспособление в установочное отверстие. После поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке осторожно, пока специальный инструмент не упрется в щеку коленчатого вала (рис. 102);
- наденьте зубчатый шкив на коленчатый вал;
- установите нижнюю крышку ремня;
- установите зубчатый шкив (демпфер крутильных колебаний) на коленчатый вал. Для крепления обязательно используйте только новый болт. Затягивайте болт в два приема: сначала моментом 40 Н·м, а затем специальным ключом доверните на 90°;
- оденьте зубчатый ремень на шкивы, начинайте снизу и продолжайте против часовой стрелки;
- установите натяжитель ремня эксцентрикового типа. Не проворачивайте при затягивании эксцентрик;
- для натяжения ремня поверните эксцентрик с помощью ключа с внутренним шестигранником против часовой стрелки, пока стрелка не совпадет с четырехгранной проточкой;
- затяните болт натяжителя моментом 20 Н·м;
- если на двигателе установлен натяжитель ремня с продольным пазом, то заверните болты крепления от руки;
- натяните ремень, повернув натяжитель с кронштейном по часовой стрелке, так, чтобы указатель расположился за двумя метками, нанесенными за роликом, и затяните болты крепления моментом 20 Н·м;

Установка шкивов распределительных валов. Мастерские Ford для крепления шкивов используют специальный инструмент 205-072
Рис. 103. Установка шкивов распределительных валов. Мастерские Ford для крепления шкивов используют специальный инструмент 205-072



- заверните болты крепления шкивов распределительных валов специальным инструментом с моментом 60 Н·м, при этом не допустите смещения положения распределительных валов и коленчатого вала (рис. 103);
- выньте установочный штифт коленчатого вала из блока и закройте отверстие резьбовой заглушкой;
- проверьте фазы газораспределения;
- прокрутите коленчатый вал рукой за маховик;

Регулировка тепловых зазоров клапанов
Рис. 104. Регулировка тепловых зазоров клапанов



- отрегулируйте тепловые зазоры клапанов. Если у вас нет специального инструмента, вам лучше обратиться в специализированную мастерскую (рис. 104);
- для регулировки тепловых зазоров клапанов мастерские Ford используют специальный инструмент 303-563 (21218);

Установка монтажной опоры
Рис. 105. Установка монтажной опоры



- установите монтажную опору двигателя (рис. 105);
- установите клапанную крышку;
- установите элементы системы зажигания;
- подсоедините топливопровод и закрепите его;
- установите верхнюю крышку ремня ГРМ.
Модели без кондиционера
Установите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов.
Все модели

Установка генератора
Рис. 106. Установка генератора



Установите генератор (рис. 106);
- соедините двигатель с коробкой передач и подготовьте для монтажа на автомобиль.
Разборка и сборка головки цилиндров
Разборку головки цилиндров проводите в следующем порядке:

Снятие впускного коллектора
Рис. 107. Снятие впускного коллектора



- снимите впускной коллектор с прокладкой (рис. 107).

Контактные разъемы
Рис. 108. Контактные разъемы: 1 — контактный разъем датчика управления положением дроссельной заслонки; 2 — контактный разъем клапана регулировки вращения коленчатого вала на холостом ходу



- отсоедините контактные разъемы от датчика управления положением дроссельной заслонки (ТР) 1 (рис. 108) и клапана регулировки вращения коленчатого вала на холостом ходу (IAC) 2;

Снятие котактных разъемов форсунок
Рис. 109. Снятие котактных разъемов форсунок



- снимите контактные разъемы форсунок (рис. 109);
- снимите распределитель топлива и вакуумный шланг;

Снятие узлов и деталей с головки блока цилиндров
Рис. 110. Снятие узлов и деталей с головки блока цилиндров: 1 — катушка зажигания; 2 — выпускной коллектор; 3 — конденсатор; 4 — монтажная проушина



- снимите катушку зажигания (EI) 1 (рис. 110), выпускной коллектор 2 системы охлаждения с прокладкой, конденсатор 3 монтажную проушину 4 двигателя;

Снятие датчика СМР
Рис. 111. Снятие датчика СМР



- снимите датчик угла поворота распределительного вала (СМР) (рис. 111);

Снятие датчика СНТ
Рис. 112. Снятие датчика СНТ



- снимите датчик температуры головки цилиндров (СНТ) (рис. 112);
- если головка блока повреждена, ее следует заменить на новую. В соответствии с инструкцией Ford дальнейший ремонт головки невозможен.
Сборку головки блока цилиндров проводите в следующей последовательности:
- расположите головку блока на мягкую подложку, например на резиновом мате. Новая головка блока поставляется с клапанным механизмом без шпилек для выпускного коллектора;
- установите новый датчик СНТ. Обратите внимание на то, чтобы сопрягаемая поверхность осталась неповрежденной;
- вверните новые установочные шпильки для крепления выпускного коллектора;
- установите новый датчик угла поворота распределительного вала (СМР) с новой кольцевой прокладкой;
- установите катушку зажигания (EI) 1 (см. рис. 110), выпускной коллектор 2 системы охлаждения с прокладкой, конденсатор 3, монтажную проушину 4 двигателя;
- установите распределитель топлива;
- соедините контактные разъемы форсунок;
- соедините контактный разъем датчика ТР;
- соедините контактный разъем клапана IAC;
- закрепите провода;
- установите впускной коллектор с новой прокладкой.
Снятие и установка головки цилиндров с автомобиля
При ознакомлении с этой частью ремонтных работ пользуйтесь рисунками, представленными ранее. Снятие проводите в следующей последовательности:
- головка цилиндров должна быть холодной перед снятием;
- отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи;
- откройте расширительный бачок системы охлаждения и слейте охлаждающую жидкость;
- снимите провод соединения с «массой» и теплозащитный кожух выпускного коллектора;
- снимите контактный разъем с кислородного датчика;
- снимите выпускной коллектор и прокладку;
- поднимите переднюю часть автомобиля и надежно зафиксируйте автомобиль на подставках;
- отсоедините фланец приемной трубы. Защитите сильфон от перегибов;
- выньте коллектор из-под автомобиля;
- опустите переднюю часть автомобиля;
- снимите воздушный фильтр вместе с всасывающим шлангом и отсоедините контактный разъем от отдатчика MAF.
- отсоедините привод педали акселератора;
- снимите шланг системы вентиляции картера;
- отсоедините контактный разъем СМР;
- отсоедините контактный разъем от катушки зажигания и конденсатора;
- снимите вакуумные шланги с корпуса с активированным углем вакуумного усилителя тормозов;
- отсоедините контактный разъем датчика детонации;
- снимите шланги системы охлаждения;
- отсоедините топливопровод. Приготовьте небольшую емкость, система находится под давлением и часть топлива может вытечь;
- снимите крышку головки цилиндров, снимите распределительные валы;
- отверните 3 болта снизу впускного коллектора;
- снимите трубку указателя уровня масла;

Порядок отворачивания крепежных болтов при снятии головки блока
Рис. 113. Порядок отворачивания крепежных болтов при снятии головки блока



- снимите головку блока цилиндров. Болты крепления отворачивайте в соответствии с порядком, показанным на рис. 113. Старые болты могут быть использованы.
Установку головки блока на автомобиле проводите в следующей последовательности:
- привалочная плоскость головки блока не подлежит шлифованию. Для установки головки блока служат две направляющие шпильки. Перед установкой зачистите все сопрягаемые поверхности и продуйте цилиндры и впускной коллектор;
- установите на блок только новую прокладку;
- установите на блок головку цилиндров, не повредите новую прокладку;
- заверните болты крепления головки блока. Порядок затяжки показан на рисунке выше. Затяжку болтов проводите в три этапа;
- дальнейшую установку проводите в порядке, обратном снятию;
- проверьте уровень масла и смените масляный фильтр. Пустите двигатель и дайте ему прогреться. При этом обратите внимание на надежность затяжки всех соединений и шлангов;
- совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км. За это время электронные системы управления двигателем и автомобилем должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя, например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам перепрограммируют блок управления заново;
- после пробной поездки снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных соединений и герметичность шланговых.
Сальники распределительных валов
Для снятия и установки сальников мастерские Ford используют следующий специальный инструмент: универсальный ключ для удерживания фланцев 205-072 (15030А), съемник 303-293 (21143), приспособление для установки сальников 303-395 (21171).
Снятие сальников проводите в следующей последовательности:
- снимите зубчатый ремень, как описано ранее;

Снятие зубчатых шкивов
Рис. 114. Снятие зубчатых шкивов



- снимите зубчатые шкивы, как описано ранее (рис. 114);

Снятие сальников распределительных валов с помощью специального приспособления Ford 303-293
Рис. 115. Снятие сальников распределительных валов с помощью специального приспособления Ford 303-293



- снимите с помощью съемника сальники распределительных валов (рис. 115).
Установку сальников проводите в следующей последовательности:
- очистите и протрите шейки распределительных валов и посадочные места сальников. Слегка смажьте шейки валов и кромки сальников моторным маслом;

Установка новых сальников с помощью специального приспособления Ford 303-395
Рис. 116. Установка новых сальников с помощью специального приспособления Ford 303-395



- новые сальники установите с помощью специального приспособления (рис. 116);
- установите зубчатые шкивы распределительных валов, как описано ранее. Проверьте и при необходимости установите фазы газораспределения, как описано ранее
Маслосъемные колпачки
При снятии и установке маслосъемных колпачков мастерские Ford используют следующий инструмент: устройство для сжатия пружин клапанов 303-361 (22155), вспомогательный инструмент 303-361 303-361-04 (2115504), 303-361-(2115505), монтажный инструмент, сборочное приспособление 303-363 (21157); цангу 303-508 (21211).
Работы по снятию маслосъемных колпачков проводите в следующей последовательности:
- снимите распределительные валы, как описано ранее;
- снимите катушку зажигания и конденсатор;

Установка специального инструмента
Рис. 117. Установка специального инструмента



- установите специальный инструмент на головку цилиндров (рис. 117);
- сожмите пружину клапана с помощью специального инструмента;

Сжатие пружины клапана с помощью специального инструмента
Рис. 118. Сжатие пружины клапана с помощью специального инструмента



- снимите сухари, верхнюю тарелку пружины клапана и выньте из головки блока саму пружину (рис. 118);
- с помощью специального цангового инструмента снимите маслосъемный колпачок. Такие же шаги предпримите с всеми цилиндрами.
- снимите маслосъемные колпачки на остальных клапанах.
Установку маслосъемных колпачков проводите в следующей последовательности:
- важно отметить, что маслосъемные колпачки различаются по цвету: для впускных клапанов они зеленого цвета, для выпускных — коричневого;
- установите монтажную втулку на стержень клапана;
- перед запрессовкой колпачков смажьте моторным маслом направляющую втулку клапана и рабочую кромку колпачка;
cнимите монтажную втулку;
- установите пружину клапана и верхнюю тарелку пружины клапана;
- сожмите пружину клапана с помощью специального инструмента и установите сухари;
- повторите работы по установке для других клапанов;
- закончите установку в последовательности, обратной снятию.
Ремень ГРМ
При выполнении работ по снятию и установке ремня мастерские Ford используют следующий инструмент:
- фланцевый фиксатор 205-072 (15030);
- измеритель углов 303-174 (21540);
- установочное приспособление для установки распределительных валов 303-376 (21162);
- свечной ключ 303-499 (21202);
- установочный штифт установки коленчатого вала в положение когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ при такте сжатия 303-507 (21210);
- цанга 303-622 (21226).
Снятие ремня проводите в следующей последовательности:
- отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи;
- ослабьте момент затяжки болтов крепления шкива насоса охлаждающей жидкости;
- поднимите переднюю часть автомобиля и надежно закрепите на подставках;
- снимите крышку ремня привода вспомогательных агрегатов;
- ослабьте натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов и снимите его, как это было описано ранее;
- снимите шкив (демпфер) коленчатого вала;
- снимите шкив насоса охлаждающей жидкости и направляющий ролик ремня привода вспомогательных агрегатов;
- опустите переднюю часть автомобиля;
- снимите крышку головки блока цилиндров;
- отсоедините топливопровод;
- отсоедините контактный разъем датчика температуры головки блока (СНТ);
- отверните три верхних болта крепления крышки ремня ГРМ;
- снимите расширительный бачок системы охлаждения;
- снимите бачок гироусилителя рулевого управления и отведите в сторону;
- снимите генератор;
- разгрузите передние опоры силового агрегата, подставив домкрат под масляный картер, при этом используйте деревянные дощечки;
- снимите опоры;
- ослабьте натяжение ремня ГРМ, как описано ранее, и снимите его.
Установку ремня проводите в следующей последовательности:
- установите коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ. с помощью установочного штифта;
- ослабьте крепление шкивов распределительных валов, как описано ранее, так, чтобы шкивы свободно вращались на распределительных валах;
- снимите свечи зажигания;
- установите с помощью приспособления распределительные вал в положение соответствуюшее нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ при такте сжатия;
- установите ремень ГРМ, как описано ранее;
- установите шкив (демпфер) на коленчатый вал с новым болтом, как описано ранее, и затяните;
- наденьте новый ремень ГРМ как описано ранее, и натяните его;
- проверьте и отрегулируйте фазы газораспределения как описано ранее;
- дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию;
- совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км. За это время электронные системы управления двигателем и автомобилем должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя, например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам перепрограммируют блок управления заново;
- после пробной поездки снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных соединений и герметичность шланговых.



 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su


Карта Сайта