2.1. Основные элементы конструкции двигателя
В блоке цилиндров расположены коленчатый вал, детали шатунно-поршневой группы и системы смазки. Снаружи блока размещаются вспомогательные агрегаты, такие как генератор, насос гидроусилителя рулевого управления, стартер и система зажигания. Все блоки серии Zetec отлиты из алюминиевого сплава, блоки из серого чугуна применяется на турбодизеле Endura.
Головка цилиндров в современных двигателях изготавливается из легких сплавов. К головке присоединяются впускной и выпускной коллекторы. В самой головке расположены каналы системы охлаждения и смазки, седла клапанов, направляющие втулки клапанов, опорные шейки распределительного вала. Между головкой и блоком ставится прокладка головки блока.
В цилиндрах расположены поршни, совершающие возвратно-поступательные движения от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней (НМТ). Диаметры цилиндров и поршней подбираются одной размерной группы. При работе двигателя цилиндры охлаждаются жидкостью.
Поршни перемещаются в цилиндрах и передают давление газов, образовавшихся в результате сгорания горючей смеси, через шатун на коленчатый вал. Поршни изготовлены из особенно легкого легированного и жаропрочного сплава. Поршневой палец соединяет поршень с шатуном. Верхние поршневые кольца (компрессионные) уплотняют камеру сгорания. Нижние кольца (маслосъемные) снимают излишки масла со стенок цилиндра и отводят его в масляный поддон.
Обозначение двигателей и применяемость по нормам токсичности
Обозначение двигателя
|
Двигатель
|
Дата выпуска
|
Применяемость
|
FXDA
|
1,4 л
|
до мая - июня 2000 г.
|
Европа
(кроме Германии) |
FXDC
|
1,4 л
|
до мая - июня 2000 г.
|
Германия
|
FYDA
|
1,6 л
|
до мая - июня 2000 г.
|
Европа
(кроме Германии) |
FYDC
|
1,6 л
|
до мая - июня 2000 г.
|
Германия
|
FYDG
|
1,6 л
|
до мая - июня 2000 г.
|
соответствует
ECE-R1504 |
EYDA
|
1,8 л
|
с мая - июня 1999 г.
|
Европа
|
EYDC
|
1,8 л
|
с мая - июня 1999 г.
|
Германия
|
EDDA
|
2,0 л
|
с мая - июня 1999 г.
|
Европа
|
EDDC
|
2,0 л
|
с мая - июня 1999 г.
|
Германия
|
Технические данные
Характеристика
|
Двигатель
|
|||||
|
1,4 л
Zetec-SE |
1,6 л
Zetec-SE |
1,8 л
Zetec-E |
2,0 л
Zetec-E |
1,8 л
Endura |
1,8 л
Endura-DI |
Тип
|
4-тактный, рядный, бензиновый, DOНC
|
4-тактный, рядный дизельный, SOНC
|
||||
Рабочий объем цилиндров, см3
|
1,388
|
1,596
|
1,796
|
1,988
|
1,753
|
1,753
|
Диаметр цилиндра, мм
|
76
|
79
|
80,6
|
84,8
|
82,5
|
82,5
|
Ход поршня, мм
|
76,5
|
81,4
|
88
|
88
|
82
|
82
|
Степень сжатия
|
11
|
11
|
10
|
10
|
19,4
|
19,4
|
Порядок работы цилиндров
|
1-3-4-2
|
|||||
Мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала, кВт (л.с.)/ мин-1
|
55(75)/5000
|
74(100)/6000
|
85(115)/5200
|
96(130)5500
|
55(75)4000
|
66(90)
4000
|
Максимальный момент двигателя при частоте вращения коленчатого вала, Н·м/мин-1
|
123/3500
|
145/4000
|
160/4400
|
178/4500
|
175/1800
|
200/2000
|
Величина тепловых зазоров в клапанах (двигатель холодный):
|
|
|
|
|
|
|
впускной, мм
|
0,17-0,23
|
0,17-0,23
|
0,11-0,18
|
0,11-0,18
|
|
0,30-0,40
|
выпускной, мм
|
0,27-0,33
|
0,31-0,37
|
0,31-0,37
|
0,27-0,34
|
|
0,45-0,55
|
Внутренний диаметр цилиндра, мм:
|
|
|
|
|
|
|
класс 1
|
76,00-76.01
|
79,00-79,01
|
80,60-80,61
|
84,80-84,81
|
82,500-82,515
|
82,500-82,515
|
класс 2
|
76,01-76,02
|
79,01-79.02
|
80,61-80,62
|
84,81-84,82
|
82,515-82,530
|
82,515-82,530
|
класс 3
|
76,02-76,03
|
79,02-79,03
|
80,62-80,63
|
84,82-84,83
|
|
|
Диаметр поршня, мм:
|
|
|
|
|
|
|
класс 1
|
75,96-75,97
|
78,975-79,005
|
80,57-80,58
|
84,77-84,78
|
82,410-82,425
|
82,410-82,425
|
класс 2
|
75,97-75,98
|
78,985-79,015
|
80,58-80,59
|
84,78-84,79
|
82,425-82,440
|
82,425-82,440
|
класс 3
|
75,98-75,99
|
78,995-79,025
|
80,59-80,60
|
84,79-84,80
|
|
|
Шатун соединяет поршень с коленчатым валом. Основные части шатуна: отверстие для поршневого пальца, сам корпус и разъемная головка с крышкой.
Рис. 42. Блок цилиндров двигателей серии Zetec-SE состоит из алюминиевого сплава, легированного кремнием: 1 — блок цилиндров; 2 — вкладыши коренных подшипников; 3 — коленчатый вал; 4 — крышка коренных подшипников
|
Коленчатый вал преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное. Современные коленчатые валы изготавливают методом горячей штамповки. Коленчатый вал имеет 5 коренных и 4 шатунных подшипников (рис. 42).
Клапаны осуществляют впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов.
Рис. 43. Распределительный вал: 1 — выпускной распределительный вал; 2 — впускной распределительный вал; 3 — впускной клапан; 4 — впускной канал; 5 — камера сгорания; 6 — выпускной канал; 7 — выпускной клапан
|
Распределительный вал открывает и закрывает клапаны в точно определенное время. На двигателях Endura устанавливается один распределительный вал, расположенный в головке блока (SОНС). На двигателях Zetec — два распределительных вала также расположенных в головке блока (DОНС) (рис. 43).
Впуск — 1-й такт. Поршень совершает ход от ВМТ до НМТ, впускной клапан открыт, горючая смесь поступает в цилиндр.
Сжатие — 2-й такт. Поршень совершает ход от НМТ к ВМТ и сжимает горючую смесь. Впускной и выпускной клапаны закрыты.
Рабочий ход — 3-такт. Уже перед ВМТ сжатая рабочая смесь воспламенятся от искры свечи зажигания. Рабочая смесь сгорает взрывообразно, из-за нарастающего давления поршень движется к НМТ. Шатун передает движение на коленчатый вал, заставляя его вращаться.
Выпуск — 4-й такт. Инерционная масса маховика заставляет поршень вновь двигаться к ВМТ. Выпускной клапан уже открыт, и сгоревшие (выхлопные) газы могут выходить в выхлопную систему.
Дизельный двигатель работает по такому же процессу. При такте «впуск» чистый воздух поступает в цилиндр. Он всасывает чистый воздух. В конце такта сжатия, когда в камеру сгорания впрыскивается топливо, происходит самовоспламенение горючей смеси без дополнительного зажигания (искры). Степень сжатия у дизеля значительно выше, чем у бензинового двигателя.
Рабочий объем цилиндра (Рис. 44) измеряется движением поршня от ВМТ к НМТ.
Камера сгорания не влияет на величину рабочего объема. Объем камеры сгорания вместе с рабочим объемом образуют общий объем цилиндра.
Рис. 44. Рабочий объем цилиндра: 1 — верхняя стенка камеры сгорания; 2 — объем камеры сгорания; 3 — ВМТ; 4 — НМТ; 5 — рабочий объем цилиндра
|
Степень сжатия — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. У турбодизеля Endura степень сжатия составляет 19,4:1. Двигатель Zetec-SE имеет степень сжатия 11:1 и двигатель серии Е — степень сжатия 10:1 (рис. 44).