Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с поперечным расположением, шестнадцатиклапанный, с двумя распределительными валами. Один распределительный вал управляет работой впускных клапанов, другой – выпускных. Привод клапанов от кулачков распределительных валов осуществляется гидравлическими компенсаторами тепловых зазоров (гидротолкателями). Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, (отсчет – от шкива коленчатого вала). Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.
Передняя левая и задняя опоры через кронштейны крепятся к коробке передач, а передняя правая – к блоку цилиндров. Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: приводы распределительных валов и насоса охлаждающей жидкости (приводятся зубчатым ремнем), генератора и гидроусилителя руля (приводятся поликлиновым ремнем), кондиционера (приводится клиновым ремнем). Слева расположены модуль зажигания и клапан рециркуляции отработавших газов. Спереди — выпускной коллектор, указатель уровня масла, масляный фильтр (слева внизу), термостат. Сзади — корпус дроссельной заслонки, впускной коллектор, топливная рампа с форсунками, датчики положения коленчатого вала и давления масла (внизу), генератор (сверху справа) и стартер (внизу слева). Сверху, в колодцах под пластиковой крышкой, расположены свечи зажигания.
Блок цилиндров отлит из чугуна и представляет собой единую конструкцию, в состав которой входят цилиндры, рубашка охлаждения, каналы главной масляной магистрали. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия под подшипники в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки не взаимозаменяемы и для отличия промаркированы.
Поршни – кованые, из алюминиевого сплава. Юбка поршня в продольном сечении – коническая, в поперечном – овальная. Для уменьшения давления поршня на стенку цилиндра во время рабочего хода ось отверстия под поршневой палец смещена относительно диаметральной плоскости поршня на 1,65 мм. Поэтому при установке поршня необходимо ориентироваться по стрелке, выбитой на днище (она должна быть направлена в сторону шкива привода генератора). Днище поршня – плоское, с четырьмя углублениями под клапаны. На поршнях установлено по два компрессионных (препятствуют прорыву газов в картер двигателя и отводят значительную часть тепла от поршня к цилиндру) и по одному маслосъемному кольцу. Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения. Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала – стальные, с антифрикционной рабочей поверхностью из сплава алюминия и олова.
Коленчатый вал – пятиопорный, изготовлен из высокопрочного чугуна. Он имеет пять коренных и четыре шатунных шейки и снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с валом. Для подачи масла от коренных шеек к шатунным в коленчатом вале просверлены каналы. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено вкладышами с упорными буртиками третьего коренного подшипника. На переднем конце коленчатого вала установлен зубчатый шкив привода распределительных валов.
На зубчатом венце шкива привода генератора два зуба отсутствуют. Это необходимо для работы датчика положения коленчатого вала. К заднему концу коленчатого вала шестью болтами крепится отлитый из чугуна маховик с напрессованным стальным зубчатым венцом, служащим для пуска двигателя стартером. Шатуны – стальные, двутаврового сечения, обрабатываются совместно с крышками. Головка цилиндров (общая для всех четырех цилиндров) из алюминиевого сплава. Между блоком и головкой устанавливается безусадочная металлоармированная прокладка. Ее повторное использование не допускается. В верхней части головки цилиндров расположены опоры распределительных валов – по пять с каждой стороны головки. Седла и направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Сверху на втулку клапана надет маслоотражательный колпачок, изготовленный из маслостойкой резины и представляющий собой манжетное уплотнение. Клапаны – стальные, расположены V-образно в два ряда. Площадь тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. Клапаны приводятся в действие от кулачков распределительных валов через гидротолкателями.
Гидротолкатель выбирает зазор между кулачком и корпусом толкателя при работе двигателя, что уменьшает шум газораспределительного механизма, а также исключает его обслуживание. Для работы гидротолкателей необходима постоянная подача масла под давлением. Для этого в головке цилиндров имеется канал с обратным шариковым клапаном (он предотвращает слив масла из каналов после остановки двигателя). Гидротолкатели очень чувствительны к качеству масла и его чистоте. При наличии в масле механических примесей возможен быстрый выход из строя плунжерной пары гидротолкателя, что сопровождается повышенным шумом в газораспределительном механизме и интенсивным износом кулачков распределительного вала. Неисправный гидротолкатель ремонту не подлежит, его следует заменить. Клапан закрывается под действием одной пружины. Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним – на тарелку, удерживаемую двумя сухарями.
Сложенные сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а на их внутренней поверхности выполнены буртики, входящие в проточки на стержне клапана. Распределительные валы – литые, чугунные, пятиопорные, у каждого по восемь кулачков (пара соседних кулачков открывает одновременно два клапана в цилиндре). Привод распределительных валов осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала. Под шкивом впускного распределительного вала находится натяжной ролик, а под выпускным – опорный. На приводных шестернях имеются установочные метки. При правильном взаимном угловом положении распределительных валов и коленчатого вала метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на задней крышке привода зубчатого ремня, а метки на шкивах распределительных валов находятся друг напротив друга. Система смазки – принудительная. Масляный насос – с шестернями внутреннего зацепления.
Полнопоточный масляный фильтр снабжен перепускным и противодренажным клапанами. Насос через маслоприемник забирает масло из поддона картера и через фильтр подает его в главную масляную магистраль, от которой отходят масляные каналы коренных и шатунных подшипников коленчатого вала. От главной масляной магистрали (по вертикальному каналу в блоке цилиндров) масло подводится в головку блока цилиндров, к подшипникам и кулачкам распределительных валов, а также гидротолкателям клапанов. Излишнее масло через вертикальные дренажные отверстия сливается в поддон картера. Разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров, к поршневым кольцам и пальцам, на днище поршней. Остальные узлы смазываются самотеком. Система вентиляции картера – принудительная, закрытая, с отбором газов через маслоотделитель, расположенный в крышке головки блока цилиндров.
|