Насос системы охлаждения (3,5 л)
Снятие
ВНИМАНИЕ
Под давлением температура кипения охлаждающей жидкости в радиаторе может быть значительно выше, чем при обычном атмосферном давлении. Удаление крышки радиатора на горячем двигателе (при высоком давлении), может стать причиной мгновенного закипания жидкости с эффектом взрыва. Охлаждающая смесь выплеснется на двигатель, крылья автомобиля и человека, снявшего крышку радиатора, следствием чего может стать получение серьезных ожогов.
Примечание
Использовать только оригинальную охлаждающую жидкость с составом 50% воды и 50% антифриза. Антифриз не только предотвращает замерзание системы охлаждения, но и защищает все компоненты, контактирующие с охлаждающей жидкостью от ржавчины и накипи. В связи с этим антифриз необходимо добавлять в охлаждающую жидкость даже при эксплуатации автомобиля в странах с тропическим климатом.
Также в растворе охлаждающей жидкости важную роль играет качество воды. Питьевая вода из крана, как правило, достаточно соответствует требованиям. Качество регенерированной морской воды не удовлетворяет необходимым условиям.
При использовании несоответствующего типа антифриза двигателю может быть нанесен непоправимый ущерб. Если радиатор, головка блока цилиндров или уплотнение головки блока цилиндров заменяются, использование старой охлаждающей жидкости не допускается - необходимо заменить её свежей.
1. Снимите декоративную крышку V-образного двигателя.
2. Слейте охлаждающую жидкость двигателя.
3. Снимите поликлиновой ремень.
4. Отсоедините шланг радиатора № 2.
5. Снимите правую стойку опоры двигателя № 2 (со стороны стойки опоры двигателя).
6. Снимите правую стойку опоры двигателя № 2 (со стороны впускного коллектора).
7. Снимите кронштейн тяги управления перемещением двигателя.
8. Снимите крышку распределительных шестерен № 2.
9. Отделите подушку задней опоры двигателя в сборе.
• Снимите 2 пробки отверстий.
• Выверните 2 гайки и снимите заднюю подушку опоры двигателя.
10. Отсоедините переднюю подушку опоры двигателя в сборе.
• Удалите пробку отверстия.
• Отверните 3 гайки и отсоедините переднюю подушку опоры двигателя в сборе.
11. Отсоедините правую подушку опоры двигателя.
• Снимите 2 пробки отверстий.
• Отверните 3 гайки и снимите правую подушку опоры двигателя.
12. Снимите левый кронштейн передней опоры двигателя № 1.
• Установите деревянный брусок между домкратом и двигателем.
Примечание
Убедитесь, что домкрат установлен. Никогда не помещайте домкрат под масляный поддон.
• Немного приподнимите двигатель домкратом.
Примечание
Никогда не поддомкрачивайте двигатель чрезмерно.
• С помощью специального приспособления выверните болт.
Примечание
Из-за нехватки пространства невозможно полностью вывернуть болт из левого переднего кронштейна опоры двигателя № 1. Снимите левый передний кронштейн опоры двигателя № 1 вместе с болтом.
• Выверните 5 болта.
• Снимите левый передний кронштейн опоры двигателя № 1 вместе с болтом.
13. Снимите опорный ролик № 2 в сборе.
14. Снимите шкив натяжителя поликлинового ремня.
• Снимите 12-гранный ключ 5 мм.
• Выверните болт и снимите пылезащитный щиток и шкив натяжителя поликлинового ремня.
Примечание
Не поворачивайте болт «L» против часовой стрелки.
Храните шкив натяжителя поликлинового ремня таким образом, чтобы подшипник не мог быть поврежден.
15. Снимите кожух впускного патрубка охлаждающей жидкости.
• Сдвиньте хомут и отсоедините перепускной шланг охлаждающей жидкости.
• Выверните 2 болта, отверните гайку и снимите кожух впускного патрубка охлаждающей жидкости.
• Снимите 2 кольцевых уплотнения.
16. Снимите шкив насоса системы охлаждения.
• Удерживайте шкив насоса системы охлаждения с помощью специального приспособления.
• Используя специальное приспособление и разрезную головку (12 мм), выверните 4 болта и отсоедините шкив насоса системы охлаждения от насоса системы охлаждения двигателя.
Примечание
Из-за нехватки пространства невозможно полностью снять шкив насоса системы охлаждения с вала насоса системы охлаждения.
• Снимите шкив насоса системы охлаждения вместе с насосом системы охлаждения двигателя.
17. Снимите насос системы охлаждения в сборе.
• Выверните 16 болтов и снимите насос системы охлаждения двигателя в сборе, шкив насоса системы охлаждения и прокладку насоса системы охлаждения.
Установка
1. Установите насос системы охлаждения в сборе.
• Установите новую прокладку насоса системы охлаждения и насос системы охлаждения двигателя в сборе вместе со шкивом насоса системы охлаждения, закрепив их 16 болтами.
Момент затяжки:
Болт (А) 21 Нм.
Болты (В) и (С) 11 Нм.
Примечание
Убедитесь, что на резьбе болтов (А) нет следов масла.
• Замените 2 болта (С) новыми или используйте их повторно после нанесения герметика.
• Не запускайте двигатель в течение 1 часа после установки. Герметик-фиксатор: фирменный герметик 1344 от компании Toyota, Three Bond 1344 или аналогичный.
2. Установите шкив насоса системы охлаждения.
• Временно закрепите шкив насоса системы охлаждения 4 болтами.
• Удерживайте шкив насоса системы охлаждения с помощью специального приспособления.
Затяните 4 болта с помощью SST и разрезной головки 12 мм.
Момент затяжки:
Без специального приспособления 21 Нм.
Со специальным приспособлением 11 Нм.
Примечание
Данное значение момента затяжки действительно в случае, если SST установлен параллельно динамометрическому ключу.
Величина момента «при использовании специального приспособления» действительна при использовании SST и разрезной головки с длиной рычага 170 мм.
Значение момента затяжки «при использовании специального приспособления» имеет отношение к динамометрическому ключу с длиной рычага 180 мм.
В случае применения динамометрического ключа с другой длиной или соединения динамометрического ключа, SST и разрезной головки под углом используйте альтернативные моменты затяжки.
3. Установите кожух впускного патрубка охлаждающей жидкости.
• Установите 2 новых уплотнительных кольца.
• Закрепите кожух впускного патрубка охлаждающей жидкости 2 болтами и гайкой.
Момент затяжки: 10 Нм.
Примечание
Соблюдайте осторожность, чтобы не зажать кольцевое уплотнение между деталями.
• Подсоедините перепускной шланг охлаждающей жидкости и сдвиньте хомут, чтобы зафиксировать его.
4. Установите шкив натяжителя поликлинового ремня.
• Установите шкив натяжителя поликлинового ремня и пылезащитный щиток, закрепив их болтом.
Примечание
При затяжке болта соблюдайте осторожность, так как он имеет левостороннюю резьбу.
Устанавливайте пылезащитный щиток в направлении, показанном на рисунке. В противном случае крепление может оказаться ослабленным. Обязательно используйте снятый болт (никогда не используйте другой болт, даже если он имеет такой же размер).
Момент затяжки: 48 Нм.
• Установите 12-гранный ключ 5 мм.
5. Установите опорный ролик № 2.
6. Установите левый кронштейн передней опоры двигателя № 1.
• Временно установите левый кронштейн передней опоры двигателя № 1 и закрепите его 6 болтами.
• Полностью затяните 5 болтов.
Момент затяжки: 54 Нм.
• С помощью специального приспособления полностью затяните болт.
Момент затяжки:
Без SST 54 нм.
Со специальным приспособлением (SST) 34 Нм.
Примечание
Данное значение момента затяжки действительно в случае, если SST установлен параллельно динамометрическому ключу.
Значение «с SST» действительно при использовании SST с длиной рычага 150 мм.
Значение момента затяжки «при использовании SST» имеет отношение к динамометрическому ключу с длиной рычага 260 мм.
• В случае применения динамометрического ключа с другой длиной или соединения динамометрического ключа и SST под углом используйте альтернативные моменты затяжки.
• Отпустите двигатель и уберите домкрат.
7. Установите правую подушку опоры двигателя.
• Закрепите правую подушку опоры двигателя 3 гайками.
Момент затяжки: 99 Нм.
• Установите 2 пробки отверстий.
8. Установите переднюю подушку опоры двигателя и закрепите ее 3 гайками.
Момент затяжки: 58 Нм.
Вставьте пробку отверстия.
9. Установите заднюю подушку опоры двигателя и закрепите ее 2 гайками.
Момент затяжки: 58 Нм.
Установите 2 пробки отверстий.
10. Установите крышку распределительных шестерен № 2.
11. Установите кронштейн тяги управления перемещением двигателя.
12. Установите правую стойку опоры двигателя № 2 (со стороны впускного коллектора).
13. Установите правую стойку опоры двигателя № 2 (со стороны стойки опоры двигателя).
14. Подсоедините шланг радиатора № 2.
15. Установите поликлиновой ремень.
16. Добавьте охлаждающую жидкость двигателя.
17. Проверьте, нет ли утечек охлаждающей жидкости.
18. Установите декоративную крышку V-образного двигателя.
|