6.2. Электронная система управления
Место монтажа устройств систем управления двигателем и снижения токсичности
1. Ключ зажигания
2. Реле топливного насоса 3. Блок управления двигателем 4. Разъем 1 канала передачи данных 5. Контрольный воздушный клапан холостого хода 6. Вспомогательный датчик концентрации кислорода (1*) 7. Датчик температуры воздуха на всасывающем коллекторе 8. Датчик скорости автомобиля 9. Позиционный переключатель Park/ Neutral (2*) 10. Датчик концентрации кислорода 11. Основной датчик концентрации кислорода (2*) |
12. Датчик температуры охлаждающей жидкости 13. Интегральный блок электронного зажигания фирмы Toyota (IIA-блок) 14. Форсунка 15. Датчик угла поворота дроссельной заслонки (TPS-датчик) 16. Датчик абсолютного давления на всасывающем коллекторе (MAP-датчик) 17. Усилитель системы кондиционирования 18. Электропневмоклапан компенсации оборотов холостого хода при включении кондиционера 19. Щиток приборов 20. Топливный насос |
1* только для автомобилей штата Калифорния (США)
2* только для автомобилей с автоматической трансмиссией
Управление cистемой впрыска топлива осуществляется бортовой микроЭВМ, называемой
электронным блоком управления (ECM).
В электронный блок управления поступает информация от различных датчиков, отслеживающих
такие рабочие параметры двигателя как объем и температура засасываемого воздуха,
температура охлаждающей жидкости, обороты двигателя, режим разгона или торможения
двигателем, концентрация кислорода в отработанных газах и т.д. Сигналы используются
электронным блоком управления для правильного определения продолжительности
впрыска топлива. На основании данных, полученных с датчиков, блок управления
определяет оптимальную длительность впрыска топлива.
Система аналогична центральной нервной системе человека. Датчики (нервные
окончания) постоянно передают сигналы электронному блоку управления (в "мозг"
системы), который обрабатывает полученные данные, и, в случае необходимости,
посылает команду для изменения рабочих параметров двигателя (к телу).
Приведем пример функционирования части данной системы.
Датчик концентрации кислорода, ввернутый в выпускной коллектор, постоянно отслеживает
содержание кислорода в отработанных газах. Если процентное содержание кислорода
в отработанных газах выше нормы, то в электронный блок управления направляется
электрический сигнал. Электронный блок управления получает эту информацию, обрабатывает
ее и затем подает команду в систему управления впрыском топлива, заставляющую
изменить состав горючей смеси. На работающем двигателе это происходит в доли
секунды и продолжается непрерывно. Конечным результатом является поддержание
состава горючей смеси на заданном уровне, независимо от условий езды.
В случае отказа датчика включается резервная схема, имитирующая неисправный датчик, которая обеспечивает сохранение ходовых качеств автомобиля до устранения неисправности.
Предупреждение
Рассматриваемые автомобили оборудованы подушками безопасности. В любой момент при подключенной батарее, подушка (которая имеет жесткую конструкцию) может развернуться (надуться). Чтобы исключить случайное срабатывание подушки (и возможные травмы) при выполнении любых работ вблизи деталей подушки безопасности, поверните ключ зажигания в положение Lock и отсоедините батарею от массы. После отключения батареи выждите две минуты (необходимые для полной разрядки резервного конденсатора). Более подробное описание приведено в подразделе 12.24.
Перед отсоединением батареи от массы убедитесь, что вам известен шифр раскодировки магнитолы (если последняя оборудована устройством блокировки в случае хищения).
Соблюдайте следующие правила:
– перед отсоединением любых электрических
разъемов всегда отключайте питание бортовой системы автомобиля поворотом ключа
зажигания в положение OFF, либо отсоединив батарею от массы;
– при установке аккумуляторной батареи
соблюдайте полярность подключения кабелей;
– запрещается подвергать сильным ударам
детали системы электронного впрыска топлива и системы снижения токсичности во
время снятия или установки;
– будьте аккуратны во время поиска
неисправностей. Даже кратковременное короткое замыкание выводов разъемов может
привести к неправильным результатам проверки или к выходу из строя одной из
многочисленных транзисторных схем;
– запрещается самостоятельно ремонтировать
блок управления, или вскрывать крышку корпуса электронного блока управления;
– не допускайте попадания воды на
датчики системы при их осмотре во время дождливой погоды. При мойке отсека двигателя
не разбрызгивайте воду на датчики и разъемы системы управления.