3.5.18.3. Поршни и шатуны
Поршень и шатун
|
1 – стопорное кольцо
2 – поршневой палец
3 – стрелка на головке поршня
4 – поршень
5 – шатун
6 – метка шатуна |
Предупреждение
Для крепления нижней головки
шатуна необходимо использовать новые болты и гайки.
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите головку блока цилиндров,
масляный поддон и трубу маслоприемника. |
2. На всех моделях, если имеется
нагар в верхней части цилиндра, удалите его скребком из мягкого материала.
Наличие ступеньки в верхней части цилиндра свидетельствует о чрезмерном
износе цилиндра и необходимости расточки цилиндра двигателя. |
|
3. Проверьте боковой зазор всех
нижних головок шатуна. |
4. Используя молоток и кернер или
краску, отметьте положение крышки нижней головки шатуна и номер цилиндра. |
5. Проверните коленчатый вал таким
образом, чтобы поршни первого и четвертого цилиндров установились
в нижнюю мертвую точку. |
6. Отвинтите болты крепления крышки
нижней головки шатуна первого цилиндра. Снимите нижнюю крышку шатуна. |
7. Используя ручку молотка, вытолкните
поршень вверх блока цилиндров и извлеките его из блока цилиндров. |
8. На нижнюю головку шатуна установите
крышку шатуна и привинтите гайками, что позволит держать их в комплекте
и не перепутать местами. |
9. Аналогичным образом снимите
поршень четвертого цилиндра. |
10. Поверните коленчатый вал на
180° для установки поршней второго и третьего цилиндра в нижнюю мертвую
точку и аналогичным образом снимите поршни. |
|
Проверка
Измерение диаметра поршневого пальца
Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно
очистите поршни.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Для снятия поршневых колец
с поршней разожмите кольцо, вставьте под кольцо равномерно по окружности
два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня.
|
Предупреждение
Будьте осторожны,
не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут
треснуть, если их разжать очень сильно. Рабочие кромки поршневых
колец очень острые, поэтому обращайтесь с ними очень осторожно,
чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнями
для повторной установки их на свои места.
|
2. Очистите все следы нагара с верхней
части поршня. |
3. Удалите нагар из канавок под
поршневые кольца в поршне, используя старое поршневое кольцо. |
4. После удаления налета очистите
поршень с шатуном соответствующим растворителем и вытрите насухо. |
5. Тщательно осмотрите каждый поршень
на наличие трещин вокруг юбки и отверстий под поршневой палец. |
6. Проверьте износ на юбке поршня,
отверстие в головке поршня, а также прожог в верхней части поршня. |
7. Следы точечной коррозии на поршне
указывают, что в камеру сгорания попадала охлаждающая жидкость. Необходимо
найти причину попадания жидкости в камеру сгорания и устранить ее. |
8. Измерьте диаметр поршня. |
9. Определите зазор поршня в цилиндре,
для чего от диаметра цилиндра отнимите диаметр поршня и разделите
на два. |
10. Проверьте каждый шатун на износ
и наличие трещин, а также искажение формы. |
11. Поршневые пальцы установлены
по скользящей посадке и зафиксированы в поршне двумя стопорными кольцами.
На этих двигателях поршни и шатуны могут быть разделены следующим
образом. |
|
12. Используя лезвие тонкой
отвертки, снимите с поршня стопорное кольцо и рукой выдавите поршневой
палец. При повторной установке поршневого пальца используйте только
новые стопорные кольца. |
13. Проверьте поршневой палец и
подшипник верхней головки шатуна на износ. |
14. Шатуны обычно не требуют замены,
если перед этим не произошло заклинивание двигателя. |
15. Соберите поршень и шатун так,
чтобы стрелка на головке поршня показывала в сторону, противоположную
от метки на шатуне. |
|
16. Смажьте поршневой палец
и вставьте его в поршень и верхнюю головку шатуна. Проверьте, чтобы
поршень легко и свободно поворачивался на поршневом пальце. |
|
17. Зафиксируйте поршневой палец
новыми стопорными кольцами. Проверьте, чтобы каждое стопорное кольцо
было правильно расположено в канавке поршня. Установите стопорные
кольца так, чтобы их замки были направлены вверх. |
18. Разрез стопорного кольца должен
быть направлен вверх поршня. |
|
Установка поршней с шатунами
На двигателях применяются как стандартные вкладыши подшипников, так и надразмерные,
после перешлифовки коленчатого вала. Требуемый размер вкладыша может быть определен
после измерения шейки коленчатого вала.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите заднюю часть шатунного
вкладыша и место его установки в шатунах и крышках шатунов. |
|
2. Смажьте поршни и поршневые
кольца чистым моторным маслом и разместите замки поршневых колец в
соответствии с требованиями. |
|
3. Установку поршней необходимо
начинать с первого цилиндра. Сожмите поршневые кольца на поршне специальным
приспособлением для сжатия поршневых колец. |
|
4. Вставьте поршень с оправкой,
сжимающей кольца в верхнюю часть первого цилиндра. При том стрелка
на головке поршня должна быть направлена к цепи привода механизма
газораспределения. Используя деревянный брусок или ручку молотка,
надавите на поршень и вдавите его в цилиндр. |
5. Проверьте совмещение нижней головки
шатуна с шейкой коленчатого вала и, при необходимости, доверните поршень
шатуном и установите нижнюю головку шатуна с вкладышем на шейку коленчатого
вала. |
|
6. Установите крышку нижней головки
шатуна с вкладышем. При этом выступ на крышке шатуна должен быть направлен
к маховику. |
|
7. В несколько этапов затяните
болты крепления требуемым моментом. |
8. Аналогичным образом установите
остальные три поршня и шатуна. |
9. Проверните коленчатый вал и проверьте,
что он вращается легко и без заеданий. |
10. Установите трубу маслоприемника,
масляный поддон и головку блока цилиндров. |
|