7.4.1. Аккумуляторная батарея - общая информация, проверка состояния, замена, хранение и ввод в эксплуатацию
Информация по обслуживанию и зарядке аккумуляторной батареи приведена в Главе Настройки и текущее обслуживание автомобиля. |
Общая информаци
Установленная на автомобиль 12-вольтная аккумуляторная батарея состоит из шести банок, содержащих положительные и отрицательные пластины (ламели), опущенные в раствор серной кислоты. В задачу батареи входит вырабатывание тока для запуска автомобиля, зажигания, освещения, а также для прочих потребителей электроэнергии.
Батарея обладает 100-процентной эффективностью при температуре воздуха 27°С. При температуре -18°С эффективность падает до 40 процентов, - запуск двигателя потребует в два раза больше энергии, чем расходуется при 27°С.
Стартовая мощность (пусковой ток) показывает способность аккумулятора запустить двигатель в условиях очень холодной погоды. Принято понимать под данной характеристикой ток в амперах, который батарея способна отдавать в течение 30 секунд при температуре воздуха - 18°С без падения напряжения ниже 7.2 В (минимальный уровень, требуемый для надежного запуска). Чем выше этот показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.
Резервная мощность показывает время в минутах, в течение которого батарея отдает ток силой 25 А при температуре 27°С., т.е. время, в течение которого аккумулятор обеспечивает работу всех вспомогательных потребителей электроэнергии автомобиля ночью и в условиях плохой погоды при неисправном генераторе.
В зимних условиях при температуре воздуха -18°С и ниже эффективность подзарядки батареи резко падает в связи с возрастанием внутреннего сопротивления. При коротких поездках зимой энергия, затрачиваемая на запуск, не восстанавливается, в результате чего батарея начинает работать на износ, в конце концов, полностью растрачивая свой заряд.
В летние месяцы после длительных поездок двигатель сильно нагревается, и часто случается, что его трудно запустить заново. Такие «горячие старты» иногда требуют столько же мощности, сколько и при холодной погоде, а иногда даже больше. В особой мере сказанное относится к высококомпрессионным двигателям с большим рабочим объемом и оборудованным кондиционером воздуха моделям.
Сказанное линий раз подчеркивает важность правильности выбора батареи в соответствии с требованиями, предъявляемыми установленным на автомобиле двигателем.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||||||||
|
При температурах окружающей среды ниже 0°С минимальное допустимое показание снижается до 9.1 В. |
Замена
Отключение батареи
Отрицательный провод всегда отсоединяется в первую очередь и подсоединяется в последнюю! |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Избежать неприятных последствий отключения аккумуляторной батареи можно при помощи внешнего источника питания, - подробные правила пользования подобными устройствами обычно приводятся в инструкции по их эксплуатации. Как правило, такие источники питания подключаются к гнезду прикуривателя, после чего штатная батарея может быть спокойно отсоединена. Вырабатываемого источником тока должно хватать для питания памяти модуля управления, предотвращения блокировки магнитолы и сохранения работоспособности часов.
Некоторые из подобных устройств могут подать в систему ток, достаточный для нормального функционирования и других потребителей энергии. Перед обслуживанием компонентов электрооборудования удостоверьтесь, что соответствующий потребитель полностью обесточен! |
Приобретение новой батареи
Наверное, самое важное, на что должен обращать внимание покупатель, - это рабочие характеристики батареи. Таких характеристики три. Первая это номинальное напряжение, - оно у всех батарей одинаковое, и ошибиться невозможно. При покупке желательно проверить батарею нагрузочной вилкой. Вторая - емкость, измеряемая в ампер/часах (А/h), и, грубо говоря, определяющая количество запасенной в батарее электроэнергии. От емкости зависит, как долго можно проворачивать двигатель стартером, точнее, - сколько может быть произведено попыток запуска двигателя. Цена батареи главным образом определяется ее емкостью. И третья характеристика - пусковой ток (измеряется в Амперах), т.е. ток, подаваемый на стартер при запуске двигателя. Данный параметр может указываться на батареях четырьмя различными способами: в соответствии с требованиями отечественных стандартов (ГОСТ), по стандартам Единой Европы (EN), по американскому стандарту (SAE), либо по немецкому стандарту (DIN). Стандарт DIN наиболее близок к отечественному ГОСТу и на большинстве батарей европейского производства используется «по умолчанию», т.е. без указания системы. Чем выше величина пускового тока, тем быстрее и с более высоким крутящим моментом стартер будет проворачивать двигатель.
Правильнее всего приобретать батарею с теми характеристиками, которые указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля: так, - в этом случае она прослужит дольше и с минимальными расходами. Можно из соображений экономии приобрести батарею заниженной против требуемой емкостью, однако прослужит она меньше и принесет гораздо больше хлопот при холодных запусках в зимнее время года. Приобретение батареи большей по сравнению с номинальной емкости не дает выигрыша по сроку ее службы, т.к. постоянный недозаряд приведет к сульфатации пластин. Использование батареи с чрезмерно высоким пусковым током чревато сжиганием обмоток стартера, - гораздо эффективнее в борьбе с затрудненными запусками является элементарная замена двигательного масла.
Последнее время рынок страны переполнен некачественными товарами и подделками. Аккумуляторные батареи не являются исключением. Существует несколько признаков, по которым можно с достаточно высокой точностью отличить оригинал от подделки. Первое и, пожалуй, главное: на батарее должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше, если с адресом. Второе: должна быть указана дата выпуска, что в особой мере относится к не нуждающимся в обслуживании батареям герметичного. К каждой батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе батареи почти не продают в розницу,- их устанавливают специалисты на станциях техобслуживания. Третье: качественная батарея немыслима без качественного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко покрываемых специальной смазкой для защиты от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.
Снятие и установка
Перед отсоединением батареи внимательно ознакомьтесь с приведенными выше рекомендациями. |
Снятие
Установка
Вследствие ограниченной площади для размещения аккумуляторной батареи ее высота не должна превышать 175 мм. При замене батареи имейте в виду, что установить батарею, имеющую высоту больше указанной, не представляется возможным. |
Установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов. После подсоединения проводов смажьте клеммные узлы техническим вазелином.
Отрицательный провод всегда отсоединяется в первую очередь и подсоединяется в последнюю! |
Хранение и ввод в эксплуатацию
Если планируется отказ от пользования автомобилем на срок более двух месяцев, аккумуляторную батарею следует снять и убрать на хранение. Оптимальная температура хранения батареи составляет от 0 до 27°С. При этих температурах саморазряд батареи минимален. Во избежание необратимого разрушения ламелей следует производить зарядку убранной на хранение батареи не реже чем один раз в месяц.
Помимо разрядки неиспользуемая батарея подвержена сульфатации. Если производить зарядку такой батареи устройством для быстрого заряда, она не будет воспринимать зарядный ток, либо в результате сульфатации перезаряжается и дальнейшему использованию не подлежит.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|