Бортовая сеть автомобиля - постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: «минусовые» выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» - кузовом и основными агрегатами, которые выполняют функцию второго провода. При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя - от генератора переменного тока с встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается. Большая часть электрических цепей автомобиля защищена плавкими предохранителями, которые установлены в двух монтажных блоках. Мощные потребители (стартер, лампы головного света, вентиляторы отопителя и системы охлаждения двигателя, топливный насос и т. п.) подключаются через реле. Для коммутации основных цепей автомобиля служит выключатель зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства (блокиратора вала рулевой колонки).
Реле, предохранители и блоки управления
Предохранители и реле сгруппированы в монтажные блоки, один из которых расположен в подкапотном пространстве (на левом брызговике), а другой - в салоне автомобиля под панелью приборов, слева. Блоки управления расположены в салоне под панелью приборов. Для доступа к реле и предохранителям, установленным в монтажном блоке под капотом автомобиля. При работах, связанных с обслуживанием системы электрооборудования, всегда отсоединяйте клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи. Прежде чем установить новый предохранитель взамен перегоревшего, выясните и устраните причину перегорания. Не используйте для замены предохранители увеличенного номинала или самодельные - это может привести к выходу из строя узлов электрооборудования. Для извлечения предохранителей из блока пользуйтесь пластмассовым пинцетом-съемником, входящим в комплект блока или аналогичным. Не применяйте для этого металлические инструменты.
Выключатель зажигания
Выключатель зажигания - неразборный. Корпус выключателя закреплен на рулевой колонке хомутом с двумя болтами со срывными головками. На выключателе зажигания установлен датчик (считывающее устройство) иммобилайзера. Снятие контактной группы выключателя зажигания и считывающего устройства иммобилайзера. Отсоединяем клемму провода от «Минусового» вывода аккумуляторной батареи. Снимаем накладку панели приборов (см. «Реле, предохранители и блоки управления»), не отсоединяя от нее ручку привода замка капота и диагностический разъем. Опускаем рычаг регулировки наклона рулевой колонки. Переводим ключ в выключателе зажигания в положение «АСС». Поворачивая рулевое колесо, для облегчения доступа, крестообразной отверткой отворачиваем два самореза, крепящих нижний и верхний кожухи рулевой колонки между собой, и один саморез крепления нижнего кожуха к кронштейну колонки. Устанавливаем контактную группу выключателя зажигания и считывающее устройство иммобилайзера в обратной последовательности. При сборке паз контактной группы должен совпасть с язычком выключателя зажигания.
Аккумуляторная батарея
На автомобиле устанавливается малообслуживаемая свинцовая стартерная аккумуляторная батарея с обратной полярностью («минусовой» вывод обращен к левому борту автомобиля, а оба вывода расположены ближе к ветровому стеклу), номинальное напряжение которой составляет 12 В. Емкость батареи при 20-часовом режиме разряда составляет 55 А·ч. Корпус батареи выполнен из пластмассы. При работе с аккумуляторной батареей строго соблюдайте правила техники безопасности.
Генератор
Генератор представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину переменного тока с электромагнитным возбуждением, с встроенным выпрямителем на кремниевых диодах и электронным регулятором напряжения. Генератор На маркировке генератора указаны ток и напряжение, выдаваемые генератором. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем. Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках.
Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом. На роторе расположена обмотка возбуждения генератора. Ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на вале ротора. Обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются двумя крыльчатками, расположенными на роторе. Питание к обмотке возбуждения подводится через две щетки.
Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения. Регулятор напряжения - неразборный, при выходе из строя его заменяют. При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит). После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей. При работе генератора не следует отключать аккумуляторную батарею. Возникающие при этом скачки напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.
Проверка генератора
Для проверки генератора пускаем двигатель и даем ему поработать несколько минут, затем, нажав педаль «газа», доводим обороты коленчатого вала до 2500 мин-1. Включаем дальний свет фар, обогрев стекла двери задка и вентилятор отопителя. Замеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13,5 В. Если напряжение ниже, неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения с щеткодержателем или окислены контактные кольца обмотки возбуждения. Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключаем все потребители и вновь измеряем напряжение. Если показания вольтметра соответствуют величинам, приведенным ниже в таблице, регулятор напряжения исправен. Если показания вольтметра отличаются от нормы, регулятор неисправен и его необходимо заменить.
Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование HYUNDAI GETZ» содержит подробные цветные схемы электрооборудования автомобиля с четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом 1,3 и 1,6 л. Кроме схем в книге представлены цветные фотографии с описанием операций по снятию и ремонту генератора, стартера, других узлов электрооборудования, а также по замене ламп. Книга предназначена для водителей, желающих обслуживать и ремонтировать автомобиль самостоятельно, а также для работников СТО.
|