3.1.2.9. Шатунно-поршневая группа


Предупреждение

Перед снятием поршней в сборе с шатунами снимите головку цилиндров, масляный поддон и трубку указателя уровня масла (см. подраздел 3.1.1.11 и подраздел 3.1.1.12).


Демонтаж

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте ногтем наличие буртика, образовавшегося в результате износа цилиндра от поршневого кольца (примерно в 6,0 мм от верхнего края цилиндра). Образовавшийся от нагара или износа буртик удаляется разверткой. Ознакомьтесь с инструкцией изготовителя, прилагаемой к инструменту. Если не выполнить эту операцию, то при извлечении поршня с шатуном из цилиндра возможна поломка поршня.
2. После снятия буртика переверните двигатель так, чтобы коленвал оказался вверху.
3. Перед удалением шатунов проверьте их осевой люфт с помощью набора щупов. Проложите щуп между шатуном и коленвалом, подбирая толщину щупов добейтесь исчезновения люфта. Осевой люфт будет равен суммарной толщине щупов, при которой люфт исчезает. Если осевой люфт шатуна превышает нормативное значение, то шатун следует заменить.
4. Точно таким же способом измерьте осевой люфт у других шатунов. Если устанавливаются новые шатуны (или коленвал), то осевой люфт может быть ниже нормы (в этом случае надо прошлифовать шатуны, при необходимости проконсультируйтесь в мастерской автосервиса). Повторите процедуру для остальных шатунов.
5. Проверьте наличие меток на шатунах и крышках шатунов. Если метки отсутствуют, то накерните их так, чтобы число кернений соответствовало номеру цилиндра, в котором данный шатун установлен. Метки, указанные стрелкой, относятся к размерной группе шатунного подшипника, но не к порядковому номеру шатуна!.
6. Ослабьте затяжку гаек, отворачивая их на 1/2 оборота за один прием, до тех пор пока гайки не станут отворачиваться от руки. Снимите крышку с шатуна первого цилиндра вместе с шатунным вкладышем. Шатунный вкладыш из крышки не извлекайте.

Предупреждение

В двигателях 1,3 и 1,6 л болты шатунов впрессованы в тело шатуна, а крышки крепятся гайками, в двигателях 1,8 л крышки крепятся болтами, которые вворачиваются в тело шатуна.


7. Наденьте на болты крепления крышки шатуна отрезки резиновых или пластмассовых шлангов, чтобы не повредить при извлечении шатуна шейку коленчатого вала и стенки цилиндров.
8. Вытолкните поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем шатунного подшипника через верхнюю часть цилиндра. Для этого пользуйтесь деревянной проставкой, уперев ее в верхний шатунный вкладыш. Если ощущается сопротивление выходу поршня, то еще раз проверьте полноту удаления буртика в верхней части цилиндра.
9. Повторите процедуру для всех остальных цилиндров.

Предупреждение

При извлечении поршня с шатуном из цилиндра проворачивайте коленвал так, чтобы сохранять параллельность шатуна и стенок цилиндра. Не пытайтесь извлечь поршень когда соответствующая шейка коленвала находится под большим углом по отношению к оси цилиндра.


10. После того как поршни с шатунами удалены из цилиндров, снова соберите крышки шатунов с шатунными вкладышами, затяните гайки крышек от руки. До сборки храните вкладыши на месте их прежней установки, что исключит случайные повреждения внутренних поверхностей шатунов и шатунных крышек.
11. Не снимайте поршни с шатунов (более подробная информация приведена ниже.

Проверка

Перед проверкой шатуны и поршни следует очистить и снять с поршня старые кольца.


Предупреждение

Старые поршневые кольца при разборке двигателя всегда подлежат замене.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Осторожно снимите кольца с поршня, пользуясь специальным приспособлением. При снятии колец не повредите поверхности поршней.
2. Соскребите нагар с днищ поршней. После удаления верхнего грубого слоя нагара прочистите днище поршня щеткой или наждачной бумагой на матерчатой основе. Ни в коем случае не счищайте остатки нагара проволочной щеткой, насаженной на электродрель, так как это может привести к эрозии мягкого сплава из которого отлиты поршни.
3. С помощью специального приспособления удалите нагар из канавок поршневых колец (фото слева). Если такое приспособление отсутствует, можно воспользоваться старым поломанным поршневым кольцом (фото справа). Удаляйте только нагар, соблюдая при этом осторожность, чтобы не снять материал поршня. Старайтесь не повредить поверхности канавок колец.
4. После удаления нагара тщательно промойте поверхности канавок колец растворителем, тщательно просушите сжатым воздухом (если имеется). Убедитесь в чистоте дренажных масляных пазов в месте установки маслосъемного кольца, а также масляного отверстия в шатуне.
5. Если следы значительного износа отсутствуют и если расточка цилиндров не требуется, то поршни менять не следует. Нормальный износ проявляется в виде следов равномерной вертикальной выработки на трущейся поверхности поршня и в виде небольшого ослабления посадки верхнего компрессионного кольца. Тем не менее, замена поршневых колец при капитальном ремонте двигателя обязательна.
6. Тщательно проверьте наличие трещин на юбке поршня, на бобышках поршневого пальца и на посадочных площадках поршневых колец.
7. Проверьте наличие сколов и задиров на трущемся участке поверхности юбки поршня, следов прогара в центральной части днища поршня, а также обгорания поршня по краям. Если наблюдаются сколы и задиры, то это указывает на частый перегрев двигателя, одной из причин которого может быть ненормальное сгорание топливной смеси. В этом случае требуется тщательная проверка систем смазки и охлаждения. Прогорание в днище поршня свидетельствует о работе двигателя с неправильной установкой момента зажигания. Причиной обгорания днища поршня по краям как правило является аномальное сгорание (детонация). Если обнаруживаются указанные изъяны, то надо найти их причину и устранить, в противном случае возможно повторение ненормального износа. Причинами ненормальной работы двигателя могут быть подсос воздуха на всасывающем коллекторе, неправильная установка момента зажигания, отказ системы рециркуляции отработанных газов.
8. Коррозия поршня в виде не больших ямок (питтинга) свидетельствует о проникновении в камеру сгорания (а также в картер коленвала) охлаждающей жидкости. Здесь опять требуется найти их причину и устранить, в противном случае коррозия проявится на отремонтированном двигателе.
9. Измерьте зазор между площадкой канавки кольца и поршневым кольцом, для чего вставьте в канавку новое кольцо и проложите щуп между канавкой и кольцом.
10. Проверьте зазор в трех-четырех местах по длине всей канавки. Убедитесь, что данное кольцо соответствует той канавке, в которую будет устанавливаться, так как кольца имеют разную толщину. Если зазор превышает установленный предел, то поршень следует заменить.
11. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром, измерив диаметр цилиндра (см. подраздел 3.1.2.11) и диаметр поршня. Убедитесь, что измерения выполняются на паре сопряженных деталей. Измерьте диаметр поршня по юбке, в направлении перпендикулярном оси поршневого пальца.
12. Величина зазора определяется как разность диаметров цилиндра и юбки поршня. Если зазор превышает установленный предел, то блок цилиндров подлежит расточке, а поршни и кольца следует заменить ремонтными.
13. Проверьте зазор между поршневым пальцем и головкой шатуна, для чего надо покачать поршень и шатун в противоположных направлениях. Ощутимый люфт укажет на повышенный зазор и необходимость ремонта этого соединения.
14. Если необходимо снять поршни с шатунов для замены поршней, или для устранения люфта поршневого пальца, то надо сдать их в мастерскую автосервиса. Заодно необходимо будет проверить изгиб и скручивание шатунов, после надо будет заменить поршни.
15. Проверьте наличие на шатунах трещин и других повреждений. Снимите на данном этапе крышки шатунных подшипников, достаньте подшипники, протрите посадочные поверхности подшипников на крышке шатуна и на шатуне, и проверьте наличие трещин, царапин и задиров. После проверки соберите шатун, установив на место бывшие в эксплуатации подшипники, и затяните гайки от руки.

Предупреждение

Если причиной ремонта двигателя явились сильные стуки в шатунах, то шатуны обязательно замените.



 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su


Карта Сайта