Двигатели автомобилей VW T4 В качестве силовой установки в автомобилях VW T4 применяются как бензиновые, так и дизельные 4- и 5-цилиндровые двигатели, а также 6-цилиндровый двигатель, имеющий обозначение VR6. Силовой агрегат в моторном отсеке располагается перпендикулярно направлению движения автомобиля. Снятие 4- и 5-цилиндровых двигателей с автомобиля производится вниз, при этом 5-цилиндровый двигатель снимается вместе с коробкой передач, а 4-цилиндровый - без нее.
Работы с двигателем затруднены из-за плохого доступа к нему по причине короткого капота. Поэтому в простых случаях радиатор в комплекте с решеткой и вентилятором откидывается вперед. Перемещение радиатора вперед требуется практически при проведении всех работ на двигателе и данная операция излагается вслед за разделом «Снятие и установка двигателя». Отверстия цилиндров расточены в выполненном из серого чугуна блоке цилиндров. У двигателя VR6 цилиндры, как и у рядного двигателя, расположены в одном блоке, но V-образно, с углом между плоскостями цилиндров, равным 15°.
При значительном износе или неровностях стенок цилиндров, цилиндры могут хонинговаться И шлифоваться в специализированной мастерской. Конечно, после этого должны устанавливаться поршни увеличенного диаметра. В нижней части блока цилиндров находится коленчатый вал, который опирается на коренные подшипники. Между шатунными шейками коленчатого вала и связанными с поршнями шатунами установлены подшипники скольжения. Нижнюю часть двигателя замыкает масляный поддон, в котором собирается необходимое для смазки и охлаждения моторное масло.
Сверху к блоку цилиндров крепится выполненная из легкого сплава головка цилиндров. По сравнению с чугуном алюминиевый сплав головки цилиндров обладает повышенной теплопроводностью и имеет более низкий удельный вес. Выпускной и выпускной коллекторы 4- и 5-цилиндровых двигателей в целях экономии места крепятся к головке цилиндров с одной стороны. В верхней части головки цилиндров находится распределительный вал, который приводится от коленчатого вала с помощью зубчатого ремня. Распределительный вал через гидравлические тарельчатые толкатели управляет вертикально расположенными впускными и выпускными клапанами. Гидравлические толкатели автоматически выравнивают зазоры в приводе клапанов, устраняя тем самым необходимость регулировки зазоров при обслуживании. У 6-цилиндрового двигателя оба расположенные в головке цилиндров распределительных вала приводятся с помощью цепи.
В двигателе мощностью 103 кВт имеется по одному впускному и одному выпускному клапану на цилиндр. Двигатель мощностью 150 кВт имеет 4 клапана на цилиндр, привод которых осуществляется через качающиеся рычаги с роликовыми подшипниками. Качающиеся рычаги опираются на гидравлические компенсаторы, выравнивающие зазоры в приводе соответствующих клапанов. Оба распределительных вала в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя по команде блока управления двигателем могут изменять свое положение относительно коленчатого вала. Благодаря этому обеспечиваются оптимальные фазы газораспределения, позволяющие получить увеличенный крутящий момент при низких и средних частотах вращения коленчатого вала и максимальную мощность при высоких частотах.
Смазка двигателя обеспечивается масляным насосом,который у 5-цилиндровых двигателей крепится спереди к картеру двигателя и приводится от коленчатого вала. У 4- и 6-цилиндровых двигателей масляный насос находится в масляном поддоне и приводится от коленчатого вала через промежуточный вал. Забираемое из масляного поддона масло подается по сверлениям и каналам к подшипника коленчатого и распределительного валов, а также к рабочим поверхностям цилиндров. Насос охлаждающей жидкости у 5- и 6-цилиндровых двигателей находится спереди на картере и приводится зубчатым (5-цилиндровые двигатели) или поликлиновым ремнем (6-цилиндровые двигатели). У 4-цилиндровых двигателей насос охлаждающей жидкости прифланцован сбоку блока цилиндров и приводится клиновым ремнем, который осуществляет, среди прочего, также и привод генератора, дополнительный клиновой ремень обеспечивает привод насоса усилителя рулевого механизма.
Необходимо иметь ввиду, что охлаждающая жидкость независимо от времени года должна представлять собой смесь мягкой воды с антифризом и антикоррозионными добавками, для приготовления горючей топливовоздушной смеси установлена система впрыскивания топлива, как правило, не требующая обслуживания при работе. Электрическая искра в бензиновом двигателе генерируется электронной системой зажигания, которая поддерживает момент зажигания неизменным.
Распределитель зажигания в зависимости от двигателя прикреплен с левого бока блока цилиндров или соответственно с задней стороны головки цилиндров. В 4-цилиндровых двигателях он проводится с помощью промежуточного вала. имеющего шлицевое зацепление. В свою очередь, промежуточный вал проводится с помощью зубчатого ремня от коленчатого вала. У 5-цилиндровых двигателей привод распределителя зажигания осуществляется непосредственно от распределительного вала, дизельный двигатель не нуждается в системе зажигания, так как вследствие высокого сжатия воздух нагревается так сильно, что впрыскиваемое топливо самовоспламеняется. Топливный насос высокого давления (ТНВД прикреплен сбоку блока цилиндров и проводится с помощью зубчатого ремня.
Предупреждение: Вентилятор радиатора может включаться также при остановленном двигателе и выключенном зажигании. Это вызвано подпором тепла в моторном отсеке и может происходить многократно. Поэтому при работах в моторном отсеке и теплом двигателе необходимо всегда учитывать возможность неожиданного включения вентилятора радиатора.
|