Двигатели автомобилей VW T4 В качестве силовой установки в автомобилях VW T4 применяются как бензиновые, так и дизельные 4- и 5-цилиндровые двигатели, а также 6-цилиндровый двигатель, имеющий обозначение VR6. Силовой агрегат в моторном отсеке располагается перпендикулярно направлению движения автомобиля. Снятие 4- и 5-цилиндровых двигателей с автомобиля производится вниз, при этом 5-цилиндровый двигатель снимается вместе с коробкой передач, а 4-цилиндровый - без нее.
Работы с двигателем затруднены из-за плохого доступа к нему по причине короткого капота. Поэтому в
простых случаях радиатор в комплекте с решеткой и вентилятором откидывается вперед. Перемещение радиатора
вперед требуется практически при проведении всех работ на двигателе и данная операция излагается вслед за
разделом «Снятие и установка двигателя». Отверстия цилиндров расточены в выполненном из серого чугуна
блоке цилиндров. У двигателя VR6 цилиндры, как и у рядного двигателя, расположены в одном блоке, но
V-образно, с углом между плоскостями цилиндров, равным 15°.
При значительном износе или неровностях стенок цилиндров, цилиндры могут хонинговаться И шлифоваться в
специализированной мастерской. Конечно, после этого должны устанавливаться поршни увеличенного диаметра. В
нижней части блока цилиндров находится коленчатый вал, который опирается на коренные подшипники. Между
шатунными шейками коленчатого вала и связанными с поршнями шатунами установлены подшипники скольжения.
Нижнюю часть двигателя замыкает масляный поддон, в котором собирается необходимое для смазки и охлаждения
моторное масло.
Сверху к блоку цилиндров крепится выполненная из легкого сплава головка цилиндров. По сравнению с чугуном
алюминиевый сплав головки цилиндров обладает повышенной теплопроводностью и имеет более низкий удельный
вес. Выпускной и выпускной коллекторы 4- и 5-цилиндровых двигателей в целях экономии места крепятся к
головке цилиндров с одной стороны. В верхней части головки цилиндров находится распределительный вал,
который приводится от коленчатого вала с помощью зубчатого ремня. Распределительный вал через
гидравлические тарельчатые толкатели управляет вертикально расположенными впускными и выпускными
клапанами. Гидравлические толкатели автоматически выравнивают зазоры в приводе клапанов, устраняя тем
самым необходимость регулировки зазоров при обслуживании. У 6-цилиндрового двигателя оба расположенные в
головке цилиндров распределительных вала приводятся с помощью цепи.
В двигателе мощностью 103 кВт имеется по одному впускному и одному выпускному клапану на цилиндр.
Двигатель мощностью 150 кВт имеет 4 клапана на цилиндр, привод которых осуществляется через качающиеся
рычаги с роликовыми подшипниками. Качающиеся рычаги опираются на гидравлические компенсаторы,
выравнивающие зазоры в приводе соответствующих клапанов. Оба распределительных вала в зависимости от
частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя по команде блока управления двигателем могут
изменять свое положение относительно коленчатого вала. Благодаря этому обеспечиваются оптимальные фазы
газораспределения, позволяющие получить увеличенный крутящий момент при низких и средних частотах вращения
коленчатого вала и максимальную мощность при высоких частотах.
Смазка двигателя обеспечивается масляным насосом,который у 5-цилиндровых двигателей крепится спереди к
картеру двигателя и приводится от коленчатого вала. У 4- и 6-цилиндровых двигателей масляный насос
находится в масляном поддоне и приводится от коленчатого вала через промежуточный вал. Забираемое из
масляного поддона масло подается по сверлениям и каналам к подшипника коленчатого и распределительного
валов, а также к рабочим поверхностям цилиндров. Насос охлаждающей жидкости у 5- и 6-цилиндровых
двигателей находится спереди на картере и приводится зубчатым (5-цилиндровые двигатели) или поликлиновым
ремнем (6-цилиндровые двигатели). У 4-цилиндровых двигателей насос охлаждающей жидкости прифланцован сбоку
блока цилиндров и приводится клиновым ремнем, который осуществляет, среди прочего, также и привод
генератора, дополнительный клиновой ремень обеспечивает привод насоса усилителя рулевого механизма.
Необходимо иметь ввиду, что охлаждающая жидкость независимо от времени года должна представлять собой
смесь мягкой воды с антифризом и антикоррозионными добавками, для приготовления горючей топливовоздушной
смеси установлена система впрыскивания топлива, как правило, не требующая обслуживания при работе.
Электрическая искра в бензиновом двигателе генерируется электронной системой зажигания, которая
поддерживает момент зажигания неизменным.
Распределитель зажигания в зависимости от двигателя прикреплен с левого бока блока цилиндров или
соответственно с задней стороны головки цилиндров. В 4-цилиндровых двигателях он проводится с помощью
промежуточного вала. имеющего шлицевое зацепление. В свою очередь, промежуточный вал проводится с помощью
зубчатого ремня от коленчатого вала. У 5-цилиндровых двигателей привод распределителя зажигания
осуществляется непосредственно от распределительного вала, дизельный двигатель не нуждается в системе
зажигания, так как вследствие высокого сжатия воздух нагревается так сильно, что впрыскиваемое топливо
самовоспламеняется. Топливный насос высокого давления (ТНВД прикреплен сбоку блока цилиндров и проводится
с помощью зубчатого ремня.
Предупреждение: Вентилятор радиатора может включаться также при остановленном двигателе и выключенном зажигании. Это вызвано подпором тепла в моторном отсеке и может происходить многократно. Поэтому при работах в моторном отсеке и теплом двигателе необходимо всегда учитывать возможность неожиданного включения вентилятора радиатора.
|