3.7.1. Снятие, осмотр и установка

Перед снятием коленчатого вала демонтируйте звездочку коленчатого вала.

Снятие корпуса переднего сальника коленчатого вала
Рис. 3.65. Снятие корпуса переднего сальника коленчатого вала


Отверните болты крепления корпуса переднего сальника коленчатого вала и снимите его (рис. 3.65). Удалите оба сальника коленчатого вала.

Измерение осевого зазора коленчатого вала
Рис. 3.66. Измерение осевого зазора коленчатого вала


Перед снятием коленчатого вала следует проверить его осевой зазор. Для выполнения замера используется индикатор часового типа, ножка которого упирается в носок коленчатого вала (рис. 3.66). Сдвиньте вал до упора вдоль его оси, установите стрелку индикатора на ноль и передвиньте вал до упора в противоположную сторону. Зафиксируйте показание индикатора и сравните его с приведенным в табл. 3.3.
При отсутствии стрелочного индикатора воспользуйтесь набором плоских щупов. Для этого сместите коленчатый вал в сторону маховика, а затем щупами измерьте зазор между боковой поверхностью второй шатунной шейки и полукольцом в центральной опоре коленчатого вала.
Порядок снятия:

Маркировка крышек коренных подшипников коленчатого вала
Рис. 3.67. Маркировка крышек коренных подшипников коленчатого вала


– убедитесь в наличии разборчивой маркировки на крышках коренных подшипников. Номер указывает положение подшипника в картере, если считать со стороны маховика (рис. 3.67);
– аккуратно отпустите болты крышек коренных подшипников на пол-оборота за проход до тех пор, пока они не будут выкручиваться от руки. Выверните болты, затем отделите крышки от картера. Снимите нижние вкладыши коренных подшипников и сохраните для последующего осмотра;
– извлеките коленчатый вал из блока двигателя, следя за тем, чтобы не уронить верхние вкладыши коренных подшипников, которые могут оказаться на коленчатом валу. Затем извлеките оставшиеся верхние вкладыши коренных подшипников из шеек на блоке цилиндров и сохраните для последующего осмотра;
– снимите упорные полукольца по обе стороны от третьей коренной шейки.

Осмотр

Маркировка диаметров шеек коренных подшипников на противовесе коленчатого вала (1)
Рис. 3.68. Маркировка диаметров шеек коренных подшипников на противовесе коленчатого вала (1)


Промойте коленчатый вал керосином или другим подходящим растворителем. Высушите его по возможности сжатым воздухом. Прочистите смазочные отверстия проволокой и продуйте сжатым воздухом. На противовесе со стороны носка вала есть маркировка, по которой можно определить диаметры шеек коренных подшипников (рис. 3.68). Расшифровка маркировки приведена в табл. 3.5.

Таблица 3.5
Расшифровка  маркировки  на коленчатом валу
Снятие, осмотр и установка

Осмотрите коренные и шатунные шейки на наличие  износа, трещин, задиров, электрохимической коррозии. Если такие признаки обнаружены, прошлифуйте коленчатый вал на специализированной станции технического обслуживания.
В этом случае будет необходима установка новых вкладышей соответствующего ремонтного размера.
С помощью микрометра измерьте диаметр каждой из опорных шеек в нескольких местах. Сравните результаты замеров со значениями, приведенными в табл. 3.3. При износе шеек более 0,025 мм коленчатый вал следует перешлифовать под ремонтный размер.
Если измерения, сделанные с интервалом 90°, дают разные значения диаметра, то это означает наличие овальности коренной шейки. Несовпадение диаметров, измеренных в разных точках по длине коренной шейки, указывает на наличие конусности шейки. Как и в предыдущем случае, необходима шлифовка с последующей установкой вкладышей ремонтного размера.
Проверьте поверхности, сопрягаемые с уплотнительными манжетами коленчатого вала. Если на них значительные задиры или повреждения, обратитесь к специалисту за консультацией о пригодности к дальнейшему использованию коленчатого вала.
С помощью V-образной призмы и стрелочного индикатора измерьте радиальное биение коленчатого вала. Максимально допустимое радиальное биение составляет не более 0,05 мм. Если биение превышает это значение, обратитесь к специалисту за консультацией о пригодности коленчатого вала к дальнейшему использованию.

Осмотр вкладышей коренных  и шатунных подшипников
Даже если вы планируете использовать новые вкладыши, что настоятельно рекомендуется, сразу же после снятия не выбрасывайте старые, так как их тщательный осмотр может дать ценную

Основные виды повреждений вкладышей подшипников
Рис. 3.69. Основные виды повреждений вкладышей подшипников


информацию о состоянии двигателя и причинах возникших неисправностей. Признаки основных дефектов можно увидеть на рис. 3.69.
Повреждения, вызванные попаданием посторонних частиц в двигатель, выглядят как продольные риски на коренных и шатунных вкладышах. Абразивные частицы иногда остаются в деталях двигателя после восстановительного ремонта, особенно если детали не были тщательно очищены с применением надлежащих способов. Часто это металлические частицы, появившиеся после механической обработки и в результате износа двигателя по мере эксплуатации. Они могут попасть в масло, а из него, пройдя через фильтры, – в подшипники. Лучший способ предотвратить появление таких повреждений – безукоризненная чистота всех деталей двигателя как в процессе сборки, так и при эксплуатации двигателя.
Проводите, как указано в инструкции по эксплуатации, регулярную замену моторного масла и фильтра.
Повреждения из-за недостатка смазки выглядят так, как будто материал вкладыша протерт, выкрошен или выдавлен со стальной основы. Причиной этого являются перегрев, который вызывает разжижение масла (зачастую вкладыши получают синеватый оттенок), чрезмерная нагрузка (которая приводит к выдавливанию масла с покрытия подшипника и, как следствие, выкрашиванию и появлению трещин). Недостаток смазки может также быть вызван чрезмерными зазорами в масляном насосе или постоянной эксплуатацией двигателя при высокой частоте вращения, закупоркой каналов системы смазки (применение несоответствующего масла, несвоевременная его замена).
Электрохимическая коррозия вкладышей подшипников может быть вызвана постоянными поездками на небольшие расстояния. В этом случае тепла, вырабатываемого при краткой поездке двигателем, оказывается недостаточно для удаления водяного пара и вызывающих коррозию газов. Эти вещества накапливаются в моторном масле, образуя кислоту и отстой. Поскольку масло поступает к подшипникам двигателя, кислота воздействует на материал вкладышей и вызывает коррозию.
Неправильная установка вкладыша при сборке также ведет к его отказу. Слишком плотно установленные вкладыши оставляют недостаточные рабочие зазоры, что приводит к дефициту смазки. Грязь или посторонние частицы, попавшие на обратную сторону вкладыша, приводят к его выпучиванию и износу. Поэтому не прикасайтесь к внутренней рабочей поверхности вкладышей пальцами при сборке – вы можете поцарапать поверхность, которая требует осторожного обращения, или оставить на ней частицы грязи.
Как уже упоминалось, при любой разборке двигателя рекомендуется заменять вкладыши; поступая иначе, вы получаете лишь кажущуюся экономию.

Установка
Порядок установки:
– поставьте блок цилиндров на чистую горизонтальную поверхность картером вверх;
– насухо протрите тканью, не оставляющей ворсинок, обратные стороны вкладышей и их постели в блоке и крышках;

Приспособление Renault tool Mot. 1493-01 для запрессовки вкладышей в постели
Рис. 3.70. Приспособление Renault tool Mot. 1493-01 для запрессовки вкладышей в постели


– уложите вкладыши в соответствующие постели с помощью приспособления Renault tool Mot. 1493-01 (рис. 3.70);

Установка вкладышей коренных подшипников коленчатого вала
Рис. 3.71. Установка вкладышей коренных подшипников коленчатого вала


– устанавливайте вкладыши с канавками в постели блока цилиндров. В крышки опор 1, 3, 5 (рис. 3.71) устанавливайте вкладыши без канавок, а в крышки 2 и 4 – с канавками;
– упорные полукольца устанавливайте с обеих сторон 3-й опоры блока цилиндров. Канавки для смазки должны быть обращены наружу;
– проверьте зазоры в подшипниках коленчатого вала перед окончательной его установкой с помощью специального набора Plastigage. Набор представляет собой пластиковый калиброванный пруток круглого сечения. Если отрезок прутка зажать между двумя деталями, то по его деформации, используя прилагаемую шкалу, можно определить зазор между этими деталями;
– аккуратно уложите коленчатый вал в блок цилиндров. Не используйте смазку ни для вала, ни для вкладышей;

Отрезок пластмассового прутка Plastigage, уложенный на коренную шейку коленчатого вала
Рис. 3.72. Отрезок пластмассового прутка Plastigage, уложенный на коренную шейку коленчатого вала


– отрежьте пять кусочков пластмассового прутка и уложите их на каждую коренную шейку вала, как изображено на рис. 3.72;
– осторожно, не сдвинув прутки, уложите на опоры соответствующие крышки с установленными в них вкладышами;
– начиная с 3-й опоры, затяните болты крепления крышек в предписанном порядке установленным моментом; не вращайте коленчатый вал в процессе затяжки крышек;
– отверните болты крепления крышек и аккуратно снимите их, не сдвигая расплющенный пруток с поверхности шейки вала;

Определение зазора в подшипнике по шкале Plastigage
Рис. 3.73. Определение зазора в подшипнике по шкале Plastigage


– по прилагаемой к набору шкале определите зазоры в каждом подшипнике (рис. 3.73). Сравните полученные результаты с приведенными в табл. 3.3;
– если зазоры превышают допустимые, возможно, вкладыши не того размера (или слишком изношены, если при измерении устанавливались прежние). Прежде чем принять решение о коленчатом вале, убедитесь, что ни капли масла или грязи не попало в зазор, где устанавливался пруток для измерений. Если сплющенный пруток с одного конца шире, чем с другого, вероятно, шейка имеет конический износ. Проконсультируйтесь со специалистом по восстановлению двигателей, восстанавливать ли изношенные детали или заменять их новыми;
– по окончании операции соскребите мягким скребком все остатки прутка с поверхностей подшипников и вала, стараясь не повредить при этом подшипники;
– аккуратно выньте коленчатый вал из блока цилиндров;
– еще раз протрите вкладыши подшипников и шейки коленчатого вала тряпкой. Убедитесь, что в смазочных отверстиях и на поверхностях коленчатого вала нет грязи, пыли, остатков материала Plastigage, поскольку эта грязь окажется в подшипниках после первого же пуска двигателя;
– слегка смажьте консистентной смазкой упорные полукольца со стороны 3-й опоры и установите их наружу канавками для смазки;
– смажьте вкладыши подшипников чистым моторным маслом, затем осторожно установите коленчатый вал на опорных шейках;

Перед нанесением герметика очистите контактные поверхности (А) крышки 1-й опоры
Рис. 3.74. Перед нанесением герметика очистите контактные поверхности (А) крышки 1-й опоры


– убедитесь в правильной установке вкладышей в крышки опор, смажьте их чистым моторным маслом и установите на блок в требуемом порядке с правильной ориентацией, при этом нанесите тонкий слой герметика PHODORSEAL 5661 на всю контактную поверхность крышки 1-й опоры (рис. 3.74 и 3.75);

Нанесение герметика на нижнюю поверхность (В) блока цилиндров
Рис. 3.75. Нанесение герметика на нижнюю поверхность (В) блока цилиндров


– установите болты на крышки опор и затяните их по диагонали от середины наружу в определенном порядке установленным моментом;
– проверьте вращение коленчатого вала – оно должно быть легким, без заеданий. Если требуется приложить усилие для вращения, выясните его причину, прежде чем продолжать дальнейшую сборку;
– проверьте осевой зазор коленчатого вала, как описано выше;
– установите сальник коленчатого вала со стороны маховика;
– установите нижнюю заднюю крышку ремня газораспределительного механизма.

 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su


Карта Сайта