5.1. Как происходит охлаждение
Насос охлаждающей жидкости, приводимый в действие клиновым ремнем, постоянно
прокачивает охлаждающую жидкость в системе охлаждения. При холодном двигателе
термостат перекрывает доступ к радиатору, и циркуляция охлаждающей жидкости
ограничивается водяной рубашкой двигателя и отоплением (см. главу Отопление
и вентиляция).
При нормальной рабочей температуре охлаждающая жидкость циркулирует от нижнего
штуцера правого бачка радиатора к водяному насосу и оттуда в корпус двигателя
и головку блока цилиндров. Затем большая часть переходит через открытый термостат
к верхнему штуцеру радиатора, в то время как другая часть течет к нагревателю
и в зависимости от модификации двигателя направляется в разные узлы двигателя,
как например впускной коллектор и расширительный бачок или устройство предварительного
нагрева (дизель). В радиаторе охлаждающая жидкость протекает по тонким трубкам,
соединенным охлаждающими вертикальными пластинами, и охлаждается проходящим
через радиатор воздухом.