4.5. Какие ядовитые вещества образуются?
- Угарный газ (СО) является самым токсичным соединением, образующимся при работе двигателя, поэтому производятся замеры содержания его в отработанных газах. При работе дизеля также вырабатывается угарный газ при неполном сгорании топлива, однако, в сравнительно небольших количествах (на две трети меньше, чем в бензиновом двигателе с отрегулированным катализатором!).
- Вырабатывается углеводород (CН), если пламя свечи зажигания гаснет на непрогретом двигателе. В основном углеводород образуется при слишком обогащенной или обедненной смеси. Дизель вырабатывает это соединение в незначительном количестве.
- Окислы азота (NO х ) образуются прежде всего благодаря тому, что воздух состоит на 3/4 из азота. Их доля значительно возрастает при высоких температурах горения, на которых работает дизель. По сравнению с бензиновым двигателем с катализатором дизель производит примерно в два раза больше окислов азота.
- Частицы сажи являются типичным явлением для дизеля, в связи с его принципом работы. Они состоят из несгоревших углеводородов и золы. Образование сажи усиливается при высокой нагрузке двигателя и низкой частоте вращения. Опасным является свойство сажи перемещать вредные для здоровья углеводородные соединения, в связи с чем дизель и получил свою славу двигателя с тяжелым запахом.
- Двуокись серы (SO 2 ) образуется в незначительных количествах из-за содержания серы в дизельном топливе.
Воздействие вредных веществ
- Угарный газ опасен при вдыхании и может привести к смерти в закрытом помещении! В воздухе угарный газ относительно быстро взаимодействует с кислородом и образует безвредный углекислый газ (CO 2 ).
- Углеводородные соединения представляют собой широкий спектр веществ, начиная от безвредных и заканчивая канцерогенными соединениями, образующимися при работе дизеля, которые могут привести к возникновению рака. В воздухе углеводородные соединения в сочетании с окислами азота образуют смог (тяжело растворимые облака выхлопных газов).
- Окислы азота приводят в определенных концентрациях к раздражению органов дыхания. При взаимодействии с водой образуют азотную кислоту (кислотные дожди).
- Частицы сажи имеют неприятное свойство впитывать в себя вредные для здоровья (возможно, являющиеся возбудителями рака) соединения углеводорода и переносить их в атмосферу. Соединения углеводорода придают тяжелый запах выхлопу дизеля.
- Двуокись серы, взаимодействуя с кислородом из воздуха, образует серную или сернистую кислоту, оба вида кислот участвуют в образовании кислотных дождей. Правда, транспорт образует лишь 3% сернистых кислот (SO 2 ).
Нейтрализация выхлопных газов
Топливо состоит из углерода и водорода. При сгорании в двигателе углерод взаимодействует
с кислородом из воздуха и образует двуокись углерода (CО
2
). Водород
(H), взаимодействуя с кислородом (O
2
), образует пары воды (H
2
O).
Из одного литра топлива получается около 0,9 литра воды, которая находится не
в обычном состоянии из-за высокой температуры отработанных газов, а выходит
из глушителя в виде паров. На холодном двигателе, особенно в холодное время
года, хорошо виден выхлоп белого цвета, содержащий конденсат воды.
Хотя дизельный двигатель имеет несколько отличный от бензиновых двигателей принцип
работы, но и он вырабатывает вредные вещества.