1.21. Указания по вождению
Никогда не двигайтесь накатом с неработающим двигателем. Многие агрегаты при этом не работают (например, сигнальные устройства, усилитель тормозного привода, усилитель рулевого механизма, системы воздушных подушек безопасности). Вы подвергаете в опасность себя и других участников движения.
Усилитель тормозного привода
При неработающем двигателе усилитель тормозного привода прекращает свое действие после 2-х -3-кратного нажатия на тормозную педаль. При этом тормозное действие не снижается, однако, требуется большее усилие при нажатии на педаль тормоза.
Рулевой механизм с усилителем
Если откажет усилитель рулевого привода, например, во время буксировки с неработающим двигателем, то автомобиль продолжает быть управляемым, однако, требуется приложение больших усилий.
Движение в горных условиях, буксировка прицепа
Вентилятор системы охлаждения – электроприводной. Следовательно, его эффективность не зависит от частоты вращения вала двигателя. При высокой частоте вращения вала двигателя выделяется много тепла, при низкой - соответственно меньше.
Поэтому, при преодолении подъемов не переключать на более низкую передачу до тех пор, пока автомобиль в состоянии спокойно осилить подъем на более высокой передаче.
Дизельный двигатель: на подъемах с уклоном в 10% и более не превышать скорости движения на 1-ой передаче - 30 км/ч, на 2-ой - 50 км/ч.
Движение с нагрузкой на крышу
Не превышать допустимую нагрузку на крышу. По соображениям безопасности равномерно распределять и надежно фиксировать груз крепежными ремнями. Довести давление в шинах до значения, указанного для полной нагрузки. Не превышать скорости 120 км/ч. Почаще проверять и подтягивать крепление.
Остановка двигателя
При очень высокой температуре охлаждающей жидкости, например, после езды в горных условиях: дать двигателю поработать на холостом ходе около 2-х минут, чтобы не было застоя тепла.
После остановки двигателя вентилятор двигателя может некоторое время продолжать свою работу для охлаждения узлов двигателя.
Режим принудительного холостого хода
Во время режима принудительного холостого хода автоматически отключается подача топлива, например, во время езды под уклон или при торможении. Во время режима принудительного холостого хода не „газовать" и не выключать сцепление, чтобы сработала система отключения подачи топлива.
Частота вращения вала двигателя
Во всех дорожных условиях управлять автомобилем в оптимальном диапазоне частот вращения вала двигателя.
Прогрев двигателя
Прогревать двигатель при движении автомобиля, а не на холостом ходе. Не „давать полный газ", пока не установиться рабочая температура.
После пуска холодного двигателя автоматическая коробка передач переключается на более высокие передачи лишь при большей частоте вращения вала двигателя. Таким образом, катализатор быстро нагревается до температуры, требуемой для оптимального процесса уменьшения вредных веществ.
Своевременное переключение передач
На холостом ходе и низших передачах не доводите частоту вращения вала двигателя
до чересчур высоких значений. Слишком высокая скорость на отдельных передачах
или ступенях, а также езда с частыми остановками увеличивают износ узлов автомобиля
и расход топлива.
Переключение на низшую передачу
• При снижении скорости переключать на более низкую передачу, не пробуксовывать
сцепление при повышенных частотах вращения вала двигателя. Это особенно важно
во время движения в горных условиях.
Сцепление
• Нажимать педаль сцепления на полный ход, чтобы предотвратить трудности при
переключении передач и не повредить коробку передач. В районе педалей не должно
быть никаких ковриков.
• Не используйте педаль сцепления в процессе езды в качестве подставки для
ноги, так как в противном случае возможен ускоренный износ дисков сцепления.
Сохранность аккумуляторной батареи
• Во время езды на малой скорости или остановок, например, при движении в городе,
во время краткосрочных поездок и пробок в уличном движении, по возможности отключить
потребители электроэнергии (обогрев стекла, дополнительные фары и т.д.).
• При пуске двигателя выключать сцепление, чтобы избежать сопротивления холостого
хода коробки передач, разгрузить стартер и аккумуляторную батарею.
Экономия топлива
Прогрев двигателя
• „Полный газ" или прогрев двигателя на холостом ходу способствуют усиленному
износу двигателя и повышению расхода топлива.
• После запуска двигателя сразу трогаться с места. Прогревать двигатель на
средних частотах вращения вала двигателя.
Равномерная скорость
• Беспокойный характер вождения способствует значительному увеличению расхода
топлива.
• Избегайте ненужных процессов ускорения и торможения.
• Как можно чаще ездите на последней передаче, во время движения в городе часто
уже при скорости 50 км/ч можно включить 4-ю передачу.
• При скорости от 50 до 80 км/ч расход на 4-ой передаче примерно на 25% меньше
топлива, чем на 3-ей.
• При скорости от 70 до 90 км/ч расход на 5-ой передаче примерно на 15 % меньше
топлива, чем на 4-ой.
• Переключайте как можно раньше на следующую передачу, а на нижнюю только тогда,
когда уже нет безупречного хода двигателя.
Холостой ход
• Двигатель потребляет топливо и при холостом ходе.
• Уже во время остановок более 1 минуты имеет смысл остановить двигатель. Пять
минут работы двигателя на холостом ходе соответствует одному километру пути.
Режим принудительного холостого хода
• Во время режима принудительного холостого хода автоматически отключается
подача топлива, напр., во время движения под уклон или при торможении.
• Во время этого режима не „газовать" и не выключать сцепление, чтобы
сработала система отключения подачи топлива для уменьшения расхода топлива.
Своевременно переключайте передачи
• Высокие значения частоты вращения вала двигателя увеличивают износ узлов
автомобиля и расход топлива.
• Не доводите частоту вращения до высоких значений. Слишком высокая скорость
на отдельных передачах или ступенях увеличивают износ узлов автомобиля и расход
топлива.
• Управление по показаниям тахометра помогает экономить топливо. Старайтесь
на каждой передаче управлять автомобилем при малых частотах вращения вала двигателя
(прим. между 2000и 3000 об/мин) и с равномерной скоростью.
Высокая скорость
• Чем выше скорость движения, тем выше расход топлива. При движении „на полном
газу" Вы расходуете очень много топлива.
• Незначительное отпускание педали акселератора приводит к значительной экономии
топлива без значительного уменьшения скорости.
• Если Вы едете со скоростью, равной только 3/4 максимальной, то Вы экономите,
без значительных потерь во времени, до 50% топлива.
Давление воздуха в шинах
• Давление воздуха в шинах ниже нормы приводит из-за увеличения сопротивления качения к повышению затрат на увеличение расхода топлива и на повышенный износ шин.
Дополнительные потребители
• Включение дополнительных потребителей мощности повышает расход топлива.
• Следует отключать дополнительные потребители (кондиционер, обогреваемое заднее
стекло, дополнительные фары и т.д.),если их работа не требуется.
Автоматическая коробка передач
• „Полный газ", кикдаун, выбор спортивного режима и излишнее ручное переключе
ние ступеней приводят к резкому повышению расхода топлива.
• После выбора D коробка передач работает в экономичном режиме. На ступени
D можно ездить практически всегда, при плавном нажатии на педаль акселерато
ра происходит раннее переключение на передачи с экономным расходом.
Багажник на крыше, держатели для лыж
• Багажник на крыше, держатели для лыж могут повысить расход топлива примерно на 1 л/100 км за счет повышенного сопротивления воздуха.