4.4. Дизельные двигатели 16D и 16DА
Тип двигателя |
Четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель, с одним
распределительным валом верхнего расположения, не прямым впрыском и компрессионным
воспламенением
|
Маркировка: | |
– до 1985 г |
16D
|
– с 1986 г |
16DA
|
Диаметр цилиндра |
80,00 мм
|
Ход поршня |
79,50 мм
|
Объем |
1598 см3
|
Последовательность работы цилиндров |
1–3–4–2 (цилиндр №1 расположен со стороны шкива)
|
Степень сжатия |
23 : 1
|
Максимальный крутящий момент: | |
– 16D |
96 Нм при 2400 об/мин
|
– 16DA |
95 Нм при 2400 об/мин
|
Зубчатый ремень
Натяжение ремня (измерено при помощи инструмента КМ-510-А): | |
– новый ремень, двигатель разогрет |
9,0
|
– новый ремень, двигатель холодный |
6,5
|
– использованный ремень, двигатель разогрет |
8,0
|
– использованный ремень, двигатель холодный |
4,0
|
Головка блока цилиндров
Определение толщины прокладки: | |
– выступ поршня до 0,75 мм: | |
толщина |
1,3 мм
|
маркировка |
Нет
|
– выступ поршня 0,75 – 0,85 мм: | |
толщина |
1,4 мм
|
маркировка |
Один вырез
|
– выступ поршня свыше 0,85 мм: | |
толщина |
1,5 мм
|
маркировка |
Два выреза
|
Регулировка зазоров клапанов |
Осуществляется автоматически гидравлическими толкателями
|
Ширина седла клапана в головке цилиндров: | |
– впускного |
1,3 – 2,0 мм
|
– выпускного |
1,3 – 2,6 мм
|
Люфт стержня клапана в направляющей втулке: | |
– впускного клапана |
0,015 – 0,047 мм
|
– выпускного клапана |
0,030 – 0,062 мм
|
Углубление головки клапана |
0,25 – 0,75 мм
|
Выступ вихревой камеры |
0,00 – 0,04 мм
|
Шлифовка сопрягаемой поверхности |
Максимум 0,025 мм
|
Высота головки блока цилиндров: | |
– максимальная |
106,10 мм
|
– минимальная |
105,75 мм
|
Неплоскостность сопрягаемых поверхностей |
Максимум 0,15 мм
|
Клапаны
Длина клапана |
123,25 мм
|
Диаметр тарелки клапана: | |
– впускного |
36 мм
|
– выпускного |
32 мм
|
Диаметр стержня клапана (номинальный): | |
– впускного |
7,970 – 7,985 мм
|
– выпускного |
7,955 – 7,970 мм
|
Внутренний диаметр направляющей втулки клапана (номинальный) |
8,000 – 8,017 мм
|
Диаметр стержня клапана после растачивания втулки: | |
– маркировка 1 |
+0,075 мм
|
– маркировка 2 |
+0,150 мм
|
– маркировка А (впускного клапана) или К (выпускного клапана) |
+0,250 мм
|
Угол фаски клапана в головке цилиндров |
44°
|
Распределительный вал и подшипники
Диаметр шейки подшипника (номинальный): | |
– №1 |
42,455 – 42,470 мм
|
– №2 |
42,705 – 42,720 мм
|
– №3 |
42,955 – 42,970 мм
|
– №4 |
43,205 – 43,220 мм
|
– №5 |
43,455 – 43,470 мм
|
Диаметр подшипника (номинальный): | |
– №1 |
42,500 – 42,525 мм
|
– №2 |
42,750 – 42,775 мм
|
– №3 |
43,000 – 43,025 мм
|
– №4 |
43,250 – 43,275 мм
|
– №5 |
43,500 – 43,525 мм
|
Диаметры шеек и подшипников после обработки |
-0,1 мм
|
Маркировка распределительного вала: | |
– буквенная |
В
|
– цветовая – стандартный вал |
нет
|
– цветовая – после обработки |
фиолетовый
|
Радиальное биение |
Максимум 0,03 мм
|
Осевой люфт |
0,04 – 0,14 мм
|
Высота подъема кулачков (впускных и выпускных клапанов) |
6,12 мм
|
Овальность и конусность цилиндра |
0,013 мм максимум
|
Цилиндры
Цилиндр
|
Диаметр (± 0,005 мм)
|
Маркировка
|
Категория 1 |
79,95 мм
|
5
|
79,96 мм
|
6
| |
79,97 мм
|
7
| |
Категория 2 |
79,98 мм
|
8
|
79,99 мм
|
99
| |
80,00 мм
|
00
| |
80,01 мм
|
01
| |
80,02 мм
|
02
| |
80,03 мм
|
03
| |
Категория 3 |
80,04 мм
|
04
|
80,05 мм
|
05
| |
80,06 мм
|
06
| |
80,07 мм
|
07
| |
80,08 мм
|
08
| |
80,09 мм
|
09
| |
80,10 мм
|
1
| |
Увеличенный размер (на 0,5 мм) |
80,47 мм
|
7+0,5
|
80,48 мм
|
8+0,5
| |
80,49 мм
|
9+0,5
| |
80,50 мм
|
0+0,5
| |
Увеличенный размер (на 1,0 мм) |
80,97 мм
|
7+1,0
|
80,98 мм
|
8+1,0
| |
80,99 мм
|
9+1,0
| |
81,00 мм
|
0+1,0
|
Поршни
Производитель |
Mahle или Alcan
|
Маркировка производителя: | |
– Mahle |
m
|
– Alcan |
D
|
Диаметр: | |
– Mahle |
на 0,030 мм меньше, чем диаметр цилиндра
|
– Alcan |
на 0,020 мм меньше, чем диаметр цилиндра
|
Маркировка по категориям соответствует маркировке цилиндров.
Выступ поршня в верхней мертвой точке (используется для определения толщины
прокладки головки блока цилиндров) |
0,65 – 0,95 мм
|
Монтажный зазор: | |
– Mahle |
0,020 – 0,040 мм
|
– Alcan |
0,015 – 0,035 мм
|
Поршневые кольца
Толщина: | |
– компрессионные кольца |
1,978 – 1,990 мм
|
– маслосъемное кольцо |
2,975 – 3,010 мм
|
Зазор в замке колец |
0,2 – 0,4 мм
|
Зазор между поршневым кольцом и боковой поверхностью канавки кольца |
Не определен
|
Смещение замков поршневых колец относительно друг друга |
180°
|
Поршневые пальцы
Длина |
64,7 – 65,0 мм
|
Диаметр |
25,995 – 26,000 мм
|
Зазор: | |
– между поршневым пальцем и поршнем |
0,007 – 0,011 мм
|
– между поршневым пальцем и шатуном |
0,014 – 0,025 мм
|
Шатуны
Разница между соседними шатунами в весе |
4 г
|
Маркировка по весу: | |
– 785 г |
Черный/ 1
|
– 789 г |
Голубой/ 2
|
– 793 г |
Зеленый/ 3
|
– 797 г |
Желтый/ 4
|
– 807 г |
Белый/ 5
|
– 805 г |
Серый/ 6
|
Люфт на коленчатом валу |
0,07 – 0,24 мм
|
Коленчатый вал и подшипники
Диаметр шейки коренного подшипника: | |
– номинальный |
57,982 – 57,995 мм
|
– уменьшенный размер (на 0,25) |
57,732 – 57,745 мм
|
– уменьшенный размер (на 0,50) |
57,482 – 57,495 мм
|
Диаметр шейки шатунного подшипника: | |
– номинальный |
48,971 – 48,987 мм
|
– уменьшенный размер (на 0,25) |
48,721 – 48,737 мм
|
– уменьшенный размер (на 0,50) |
48,471 – 48,487 мм
|
Овальность и конусность подшипников коленчатого вала |
Максимум 0,004 мм
|
Биение вала |
Максимум 0,03 мм
|
Люфт |
0,07 – 0,30 мм
|
Рабочий зазор коренного подшипника |
0,015 – 0,040 мм
|
Рабочий зазор шатунного подшипника |
0,019 – 0,063 мм
|
Маркировка вкладышей подшипников
Вкладыши
|
Цвет
|
Маркировка
|
Стандартный размер: | ||
– верхние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего |
Коричневый
|
413N или 403N
|
– верхний средний вкладыш коренного подшипника |
Коричневый
|
400N или 410N
|
– нижние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего |
Зеленый
|
414N или 404N
|
– нижний средний вкладыш коренного подшипника |
Зеленый
|
401N или 411N
|
– вкладыши шатунного подшипника |
Нет
|
419N
|
Уменьшенный размер (0,25): | ||
– верхние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего |
Коричневый-голубой
|
415А или 405А
|
– верхний средний вкладыш коренного подшипника |
Коричневый-голубой
|
402А или 412А
|
– нижние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего |
Зеленый-голубой
|
416А или 406А
|
– нижний средний вкладыш коренного подшипника |
Зеленый-голубой
|
403А или 413А
|
– вкладыши шатунного подшипника |
Голубой
|
420А
|
Уменьшенный размер (0,50): | ||
– верхние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего |
Коричневый-белый
|
236В или 407
|
– верхний средний вкладыш коренного подшипника |
Коричневый-белый
|
238В или 414В
|
– нижние вкладыши коренных подшипников, кроме среднего |
Зеленый-белый
|
237В или 408
|
– нижний средний вкладыш коренного подшипника |
Зеленый-белый
|
239В или 415В
|
– владыши шатунного подшипника |
Белый
|
421В
|
Маховик
Биение |
Максимум 0,5 мм
|
Максимальный износ фрикционной поверхности |
Максимум 0,3 мм
|
Система смазки
Тип системы |
Масляный поддон, подача под давлением, полнопоточный
фильтр
|
Фильтр |
Champion G105
|
Давление масла (двигатель разогрет и работает на холостом ходу) |
1,5 бар
|
Зазоры масляного насоса: | |
– зазор между зубьями шестерен |
0,1 – 0,2 мм
|
– зазор между внешней шестерней и кожухом насоса |
0,03 – 0,10 мм
|
– зазор между плоскостью шестерен и плоскостью насоса |
0,03 – 0,10 мм
|
Водяной насос
Тип |
Центробежный насос
|
Привод |
От коленчатого вала клинообразным ремнем
|
Термостат
Температура начала открытия |
91° С
|
Температура полного открытия |
106° С
|
Маркировка |
91
|
Моменты затягивания
* При установке необходимо использовать новые болты.