7. Система запуска и зарядки
Система зажигания производит воспламенение топливной смеси в цилиндрах двигателя
в определенный момент в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки. На автомобилях
устанавливается много различных типов систем зажигания.
Система зажигания питается от бортовой сети автомобиля. В катушке зажигания
напряжение бортовой сети автомобиля преобразуется в высокое напряжение. Высокое
напряжение используется для образования искры между электродами свечей зажигания
в цилиндрах двигателя в такте сжатия. Цепь низкого напряжения, или первичная
цепь, состоит из электропроводки, которая соединяет аккумулятор, замок зажигания,
первичную обмотку катушки зажигания, прерыватель и конденсатор. Цепь высокого
напряжения, или вторичная цепь, состоит из высоковольтной обмотки катушки зажигания,
центрального высоковольтного провода, распределителя зажигания, ротора распределителя,
высоковольтных проводов свечей зажигания и свечей зажигания.
Катушка зажигания преобразует прерывистый ток низкого напряжения (+12 В) в ток
высокого напряжения для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания.
Катушка зажигания представляет собой трансформатор с разомкнутым магнитопроводом,
который состоит из внутреннего сердечника и наружного кольцевого магнитопровода.
Вторичная обмотка, имеющая большое число витков, намотана вокруг сердечника.
Первичная обмотка с меньшим числом витков намотана поверх вторичной.
Система зажигания работает следующим образом. При подаче напряжения на первичную
обмотку катушки зажигания в катушке зажигания возникает магнитное поле. Для
включения и выключения напряжения, подаваемого к первичной обмотке катушки зажигания,
используется электронный блок.
При выключении напряжения на первичной обмотке катушки зажигания падение напряжения
магнитного поля во вторичной обмотке генерирует высокое напряжение, которое
через распределитель зажигания подается к свече соответствующего цилиндра. Затем
напряжение снова подается к первичной обмотке катушки зажигания, в результате
чего магнитное поле увеличивается и цикл повторяется для подачи высокого напряжения
к следующей свече зажигания.
Угол опережения зажигания задается распределителем и корректируется центробежным
и вакуумным регуляторами. Центробежный регулятор состоит из двух грузиков, которые
при увеличении оборотов двигателя под действием центробежной силы расходятся
от вала распределителя. Расходясь, грузики поворачивают зубчатое колесо относительно
вала распределителя, и таким образом корректируется момент зажигания в зависимости
от оборотов двигателя. Величина расхождения грузиков определяется усилием возвратных
пружин.
Вакуумный регулятор, закрепленный на корпусе распределителя зажигания, состоит
из блока диафрагмы. К одной стороне диафрагмы подается через шланг разрежение
от карбюратора. Другая сторона диафрагмы связана тягой с распределителем зажигания.
Под действием разрежения диафрагма изгибается и через тягу поворачивает опорную
пластину против направления вращения вала распределителя, и в результате этого
корректируется угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.
Меры предосторожности
При выполнении работ на электрической системе, чтобы не повредить полупроводниковые
устройства (диоды и транзисторы), необходимо выполнять следующие требования:
– во время работы двигателя не отсоединяйте аккумулятор, генератор переменного
тока или любые электрические разъемы;
– при проведении любых работ снимите отрицательную клемму с аккумулятора;
– при проведении электросварочных работ на автомобиле отключите генератор
переменного тока и электронное контрольное устройство;
– не допускайте работу двигателя с отсоединенным от электрической системы
генератором;
– не проверяйте работоспособность генератора, замыкая его выходные контакты
на массу.