3.14. Проверка тормозной системы
|
Помните, что вырабатываемая при функционировании тормозных механизмов пыль может содержать чрезвычайно вредный для здоровья человека асбест. Ни в коем случае не сдувайте пыль сжатым воздухом и не вдыхайте ее, при обслуживании механизмов надевайте защитную маску или респиратор. Ни в коем случае не используйте для протирки компонентов тормозной системы бензин или растворители на нефтяной основе - применяйте только фирменные чистящие средства или метиловый спирт!
|
|
Белее подробный иллюстративный материал по тормозным механизмам приведен в Главе
Тормозная система.
|
Состояние компонентов тормозной системы, помимо регулярных, оговоренных графиком текущего обслуживания, проверок, должно оцениваться каждый раз при снятии колес или при возникновении признаков нарушения функционирования тормозной системы.
Перечисленные ниже симптомы могут являться признаком неисправности компонентов тормозных механизмов:
- При торможении автомобиль теряет курсовую устойчивость (происходит увод в одну из сторон);
- Во время торможения тормозные механизмы издают визг или скрип;
- Чрезмерно возрастает ход педали ножного тормоза;
- При выжимании тормозной педали ощущаются пульсации;
- Имеют место следы утечки тормозной жидкости (обычно на внутренней поверхности дисков колес и шин).
|
- Ослабьте гайки крепления колес.
- Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки.
- Снимите колеса.
|
|
Дисковые тормозные механизмы
Суппорт каждого из тормозных механизмов оборудован двумя колодками (внутренней и наружной). Торцы колодок хорошо просматриваются сквозь специальное смотровое окно в корпусе суппорта
после снятия колеса.
Толщина тормозной колодки с основанием
Оценка остаточной толщины фрикционной накладки внутренней колодки производится визуально через смотровое окно суппорта. Если накладки изношены свыше допустимого предела (см.
Настройки и текущее обслуживание автомобиля), необходимо произвести комплексную замену тормозных колодок.
|
- Если визуально оценить остаточную толщину колодок оказывается затруднительно, либо имеется необходимость в более подробном осмотре колодок, снимите суппорт(ы) и извлеките колодки для более детального изучения (см. Главу
Тормозная система).
- После того как колодки будут извлечены из суппорта, очистите их при помощи специального средства и проверьте остаточную толщину накладок при помощи линейки или оборудованного нониусом штангенциркуля.
- Микрометром измерьте толщину тормозных дисков. Сравните результаты измерений с нормативными требованиями (см.
Настройки и текущее обслуживание автомобиля). Если толщина какого-либо из дисков выходит за границу допустимого диапазона, замените его (см. Главу
Тормозная система). Если толщина диска в норме, проверьте его общее состояние. Обращайте внимание на такие дефекты, как глубокие царапины, борозды, задиры, следы перегрева и т.п., в случае необходимости снимите диск и отдайте его в проточку (см. Главу
Тормозная система).
- Перед тем как устанавливать на место колеса, осмотрите все тормозные линии на наличие признаков повреждений, износа, разрушения в результате старения материала, следов утечек, изгибов, скручиваний и прочих деформаций (в особенности вблизи точек подсоединения гибких тормозных шлангов к суппортам тормозных механизмов. Проверьте надежность крепления шлангов хомутами. Удостоверьтесь, что никакие из тормозных шлангов не соприкасаются с острыми углами расположенных по соседству кузовных элементов, компонентов системы выпуска отработавших газов и подвески (при любых положениях рулевого колеса). В случае необходимости произведите соответствующий ремонт или подкорректируйте маршрут прокладки линий. Дефектные компоненты замените (см. Главу
Тормозная система).
|
|
Барабанные тормозные механизмы
|
- При проверке задних барабанных тормозных механизмов удостоверьтесь в том, что стояночный тормоз отпущен, затем обстучите барабан снаружи молотком с мягким бойком с целью ослабления посадки.
- Снимите резиновый колпачок контрольного отверстия на тормозных щитах задних тормозов и посветите фонариком в отверстие Проверьте толщину накладок. Предел износа достигнут, если накладка имеет толщину
2.5 мм
(без металлической подложки).
Отверстие для оценки толщины тормозных наладок
|
Ни в коем случае не сдувайте тормозную пыль с поверхности компонентов сжатым воздухом и не вдыхайте ее - пыль может содержать вредный для здоровья асбест!
|
- В случае необходимости произведите комплексную замену башмаков. Башмаки подлежат замене также в случае выявления трещин, заполированных до блеска участков накладок, либо следов попадания тормозной жидкости.
|
Заменять необходимо тормозные накладки всей оси.
|
- Удостоверьтесь в правильности подсоединения и исправности состояния всех пружин сборки тормозного механизма (см. Главу
Тормозная система).
- Проверьте компоненты сборки на наличие следов утечек тормозной жидкости. Осторожно поддев пальцем или маленькой отверткой, снимите резиновые пыльники с колесного цилиндра в верхней части башмаков Выявление любых признаков утечек в этих местах требует проведения немедленного восстановительного ремонта сборки цилиндра (см. Главу
Тормозная система). Также проверьте на наличие следов утечек все тормозные шланги и их штуцерные соединения.
Проверка колесного цилиндра на наличие признаков утечек тормозной жидкости
- Тщательно протрите внутренние поверхности барабана пропитанной метиловым спиртом чистой ветошью. Старайтесь не вдыхать содержащую асбест пыль.
- Осмотрите рабочую поверхность барабана на наличие трещин, задиров, следов перегрева и прочих повреждений. Если дефекты не могут быть удалены путем обработки поверхности мелкозернистой наждачной бумагой, барабан следует отдать для проточки в мастерскую автосервиса.
- Повторите процедуру для компонентов противоположного тормозного механизма. Установите на место барабаны, закрепите колеса и опустите автомобиль на землю.
|
|
Вакуумный усилитель
Проверка исправности функционирования вакуумного усилителя тормозов производится с водительского места.
|
- При полностью выжатой педали ножного тормоза запустите двигатель, - педаль должна еще немного провалиться.
- При работающем двигателе несколько раз выжмите педаль ножного тормоза. Величина хода педали должна оставаться постоянной.
- Выжмите педаль, заглушите двигатель и продолжайте удерживать педаль нажатой в течение еще около 30 секунд,в течение которых она не должна ни проваливаться ниже, ни подниматься.
- Снова запустите двигатель, дайте ему поработать с минуту, затем опять заглушите. Вновь несколько раз твердо выжмите педаль, - величина хода должна сокращаться с каждым качком.
- В случае отрицательного результата описанной проверки сервопривод вакуумного усилителя тормозов подлежит замене (см. Главу
Тормозная система).
|
|
Стояночный тормоз
Управление стояночным тормозом производится при помощи установленного между передних сидений рычага. Потянув рычаг, взведите его до упора, сосчитав при этом количество щелчков храпового механизма. Если количество щелчков выходит пределы допустимого диапазона (см.
Настройки и текущее обслуживание автомобиля), привод стояночного тормоза подлежит регулировке (см. Главу
Тормозная система).
Альтернативно проверку исправности функционирования стояночного тормоза можно произвести путем парковки автомобиля на идущем под уклон участке дороги и фиксации его неподвижно стояночным тормозом при нейтральном положении коробки передач. Если тормоз не удерживает автомобиль при взведении его рычага на требуемое количество щелчков, необходимо произвести регулировку (см. Главу
Тормозная система).
Клапан-регулятор давления в гидравлических контурах тормозных механизмов задних колес
Так как имеются два диагонально расположенных тормозных контура, необходимы два клапана-регулятора давления в них. Клапан-регулятор обеспечивает более медленный рост давления тормозной жидкости, идущей к задним тормозным механизмам, чем тормозной жидкости, идущей к передним тормозным механизмам. Таким образом, исключается чрезмерное усилие торможения задних колес и повышается устойчивость автомобиля при торможении.
Регулятор тормозного усилия с замедлением установлен в нижней части автомобиля над задней подвеской и управляется через пружину задней подвески
Перед проверкой работы регулятора проверьте давление тормозной жидкости на подаче к задним и передним тормозным механизмам. Клапаны-регуляторы заменяются только в паре. Обозначение стороны установки регулятора выбито на его корпусе.
Расположение клапанов-регуляторов
|
Проверка исправности и регулировка клапана-регулятора давления производится на не нагруженном и стоящем на колесах автомобиле (топливный бак заполнен наполовину).
|
Проверка исправности функционирования
|
- Попросите помощника наблюдать за клапаном-регулятором давления.
Сильно нажмите на педаль тормоза и быстро отпустите ее.
- При этом рычаг (1) клапана-регулятора должен перемещаться Если рычаг не перемещается, замените регулятор, обратившись за помощью на СТО.
Компоненты управления клапана-регулятора
|
|
Регулировка
|
- Нажмите на рычаг (1) в направлении движения автомобиля до упора. Стяжная пружина (2) должна лежать в пластмассовых опорах (3) без зазора и натяжения (обратитесь к иллюстрации).
- На моделях
Хэтчбэк
для регулировки ослабьте регулировочный болт и сместите его так, чтобы пружина прилегала без зазора и натяжения.
Ослабление регулировочного болта
- На моделях
Combo
для регулировки ослабьте держатель пружины и сместите его так, чтобы пружина прилегала без зазора и натяжения.
Ослабление держателя
- Затяните болт крепления с усилием
20 Нм.
|
|