2.6. Элементы систем безопасности автомобиля
Общая информация
Рассматриваемые в настоящем Руководстве автомобили оборудованы комплексом средств, предназначенных для защиты водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Сюда входят оборудованные подголовниками сиденья, ремни безопасности, аварийные автоматические натяжители ремней и подушки безопасности водителя и переднего пассажира.
Некоторые компоненты системы безопасности, являясь неотъемлемой частью конструкции автомобиля, не требуют дополнительного внимания со стороны владельца транспортного средства. К их числу относится прочная стальная рама, формирующая конструкцию кабины, внутри которой расположен салон; передняя и задняя зоны деформации, поглощающие энергию удара при столкновении, а также устройства автоматического натяжения ремней безопасности (дополнительная комплектация), которые автоматически осуществляют натяжение ремней в случае удара.
Ремни безопасности
Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров все сиденья автомобиля оборудованы ремнями безопасности.
В панель приборов вмонтирована специальная контрольная лампа, напоминающая водителю и пассажирам о необходимости пристегиваться ремнями безопасности.
Подушки безопасности водителя и пассажира
В стандартную комплектацию некоторых моделей входит система дополнительной безопасности SRS, более известная как подушки безопасности. Система разработана для защиты водителя и переднего пассажира от удара головой или грудью о рулевое колесо или панель приборов в случае сильного лобового удара.
Принцип действия передних подушек безопасности
В дополнительную комплектацию могут входить также боковые подушки безопасности, обеспечивающие защиту водителя и переднего пассажира при боковых ударах
Принцип действия боковых подушек безопасности
Владелец автомобиля, оборудованного системой SRS, обязан знать наиболее важные моменты о конструкции и принципе действия элементов системы:
- Наличие подушек безопасности ни в коем случае не может служить оправданием пренебрежению применения ремней безопасности. SRS должна использоваться только вкупе с ремнями и прочими средствами пассивной безопасности;
- Передние подушки безопасности не обеспечивают защиты в случае бокового удара, а также при ударе сзади. Кроме того, срабатывание модулей происходит только при направленных ударах высокой интенсивности, т.е. система не предусматривает защиту при слабых лобовых столкновениях;
- Боковые безопасности не обеспечивают защиты в случае лобового столкновения и удара сзади, кроме того, они срабатывают также только при превышении энергией бокового удара некоторого порогового значения, что далеко не всегда имеет место при переворачивании автомобиля;
- Срабатывание подушки безопасности может нанести травму.
Для того чтобы эффективно выполнить свою защитную функцию, подушка безопасности должна развертываться из сложенного состояния в рабочее за очень короткое время. Поэтому подушка безопасности, защищая водителя или переднего пассажира от тяжелых увечий, в ряде случаев спасая их жизнь, может стать причиной травмирования, а иногда и серьезных увечий, вплоть до летального исхода, если водитель или передний пассажир не были надлежащим образом пристегнуты ремнями безопасности или занимали нештатное положение на сиденьях.
Для того чтобы снизить вероятность травмирования подушкой, следует всегда пристегиваться ремнями безопасности и располагаться на водительском сиденье на максимально возможном удалении от рулевого колеса/панели приборов.
Положение сидений и их спинок
Конструкция сидений автомобиля гарантирует максимальный комфорт сидящему в них человеку, одновременно обеспечивая условия наиболее эффективного выполнения своих функций ремнями и подушками безопасности. Мягкая набивка подушек и спинок обеспечивает дополнительную защиту сидящего в аварийных ситуациях.
Выбор положения сиденья также оказывает влияние на безопасность сидящего в нем человека. Например, при чрезмерном приближении сиденья к рулевому колесу или панели приборов возрастает риск травмирования сидящего при срабатывании подушки безопасности, а также риск выбрасывания через ветровое стекло при лобовом столкновении.
Увеличение наклона спинки сиденья ухудшит фиксацию тела ремнем безопасности, - чем больше спинка отклонена назад, тем выше вероятность проскальзывания тела сидящего под поясную секцию ремня безопасности при сильном лобовом ударе, и тем тяжелее могут быть полученные травмы.
Зафиксируйте положение переднего сиденья в максимально удаленном (и в то же время удобном для осуществления управления транспортным средством) от рулевого колеса или панели приборов положении, спинку приведите в вертикальное положение.
Подголовники
Подголовники предотвращают травмирование шейного отдела позвоночника и головы при ударе сзади. Подголовник должен быть отрегулирован по высоте таким образом, чтобы его верхний срез находился на одном уровне с верхним краем уха сидящего.
Правила пользования средствами пассивной безопасности водителя и пассажиров
Общая информация
Изложенные ниже инструкции знакомят читателя со способами обеспечения максимальной защиты всех находящихся в автомобиле людей.
Двери
После того, как водитель и все пассажиры заняли свои места в салоне, убедитесь в том, что все двери автомобиля плотно закрыты.
На некоторых моделях предусмотрена звуковая или световая сигнализация, которая работающая при неплотном закрывании одной или нескольких дверей автомобиля.
Передние сиденья
Водитель, сидящий слишком близко к панели приборов подвергается повышенному риску травмирования, вплоть до получения серьезных увечий и летального исхода от удара о рулевое колесо или при срабатывании подушки безопасности в случае ДТП.
Во избежание риска травмирования, надлежащим образом пристегните ремень безопасности, приведите спинку сиденья в вертикальное положение и плотно прижмитесь к ней спиной, отодвинув при этом сиденье в максимально удаленное от рулевого колеса положение При этом, разумеется, водитель должен обеспечить себе хороший обзор и возможность удобного манипулирования всеми органами управления автомобилем. Убедитесь в том, что сиденье переднего пассажира также максимально удалено от панели приборов.
Правильное положение водителя на сиденье
Слишком близкое положение сидений водителя и переднего пассажира к рулевому колесу или панели приборов в случае ДТП может привести к получению серьезных травм и даже смертельному исходу! |
Подавляющее большинство водителей (даже невысокого роста) может максимально далеко отодвигать водительское сиденье от рулевого колеса, свободно доставая при этом до педалей. Однако если Вас беспокоит слишком близкое положение водительского сиденья к рулевому колесу, составители настоящего Руководства рекомендуют читателю обратить внимание на некоторые виды вспомогательного оборудования, - на фирменных станциях техобслуживания можно получить исчерпывающую информацию по данному вопросу.
Убедившись в правильности положения сиденья, проверьте надежность его фиксации. Инструкции по регулировке положения передних сидений приведены в Разделе Оборудование салона.
Отрегулируйте наклон спинки водительского сиденья, приведя ее в наиболее удобное для Вашего телосложения, максимально приближенное к вертикальному положение, оставив при этом достаточное пространство между грудной клеткой и ступицей рулевого колеса, в которую вмонтирована подушка безопасности.
Слишком сильный наклон спинки сиденья приводит к тому, что плечевая секция ремня безопасности не будет прижиматься к грудной клетке, что в существенной мере снижает эффективность его защитных функций. Чем больше спинка сиденья наклонена назад, тем выше вероятность проскальзывания тела сидящего под поясничную секцию при сильном лобовом ударе, и тем тяжелее могут быть полученные травмы. Инструкции по регулировке спинок сиденья приведены в Разделе Оборудование салона.
Подголовники
Перед началом движения удостоверьтесь, что положение подголовников на каждом из сидений соответствует необходимым требованиям, обеспечивая должную защиту шейного отдела позвоночника и головы сидящего при ударе сзади. Подголовник должен быть отрегулирован по высоте так, чтобы его центральная часть находилась на одном уровне с затылком Если этого добиться не удается, подголовник следует установить в крайнее верхнее положение.
Правильная регулировка подголовника
Неправильное положение подголовников снижает эффективность их защитных функций и повышает риск получения серьезных травм в результате дорожно-транспортного происшествия! |
Инструкции по регулировке положения подголовников приведены в Разделе Оборудование салона.
Ремни безопасности
Защелкните скобу пряжки ремня в замок, затем потяните за лямку плечевой секции вверх, проверяя надежность фиксации скобы в замке. Удостоверьтесь, что лямка ремня не перекручена, - перекрученный ремень сам по себе опасен.
Максимально опустите поясную секцию ремня, разместив ее как можно ниже на бедрах. Потянув за плечевую секцию, выберите слабину и постарайтесь добиться плотного прилегания ремня к телу. В случае необходимости подтяните ремень и добейтесь плотного прилегания его плечевой секции туловищу. Лямка должна проходить через грудную клетку сидящего по диагонали таким образом, чтобы нагрузка при ударе приходилась в основном на наиболее прочную верхнюю часть торса.
Пренебрежительное отношение к применению ремней безопасности чревато получением тяжелых травм в случае дорожно-транспортного происшествия! |
Водитель транспортного средства, пристегнувшись своим ремнем безопасности, должен проконтролировать, чтобы все пассажиры также были должным образом пристегнуты.
Правильное положение поясной секции ремня обеспечит при аварии наиболее безопасное погашение инерции тела, удерживая его за прочные кости тазобедренного сустава. Если лямка проходит через плечевой сустав руки, следует подкорректировать положение верхнего анкерного крепления ремня на стойке автомобиля
Верхние крепления ремней безопасности
Для того чтобы отрегулировать положение верхнего анкера крепления ремня, нажмите на кнопки фиксатора и сдвиньте крепление вверх или вниз по вмонтированной в стойку направляющей, добиваясь правильного положения плечевой секции ремня относительно шеи. Крепление имеет четыре фиксированных положения.
Ни в коем случае не пропускайте плечевую секцию ремня под рукой и не заводите ее за спину, - это может оказаться чревато самыми серьезными последствиями при аварии! |
Неправильно функционирующий ремень безопасности не сможет обеспечить надлежащей защиты водителя/пассажира в случае дорожно-транспортного происшествия. При отсутствии уверенности в правильности регулировок, поручите специалистам станции техобслуживания компании-изготовителя автомобиля осуществить проверку функционирования ремней безопасности. Дополнительная информация по ремням безопасности представлена в Разделе Оборудование салона.
Посадка на сиденье
Общие рекомендации
После того, как водитель и все пассажиры заняли свои места в салоне автомобиля, отрегулировали положение своих сидений и надели ремни безопасности, они должны придать правильное положение своему телу, плотно прижавшись спиной к спинке сиденья и твердо поставив ноги на пол салона. Ноги не должны отрываться от пола вплоть до полной остановки автомобиля и выключения двигателя.
Нарушение правильности посадки во время движения повышает риск получения травмы в результате ДТП. Так, если пассажиры сидят согнувшись, лежат, поворачиваются в стороны, наклоняются вперед или вбок, забираются на сиденье с ногами, риск получения ими серьезных увечий в результате аварии значительно возрастает.
Кроме того, передние пассажиры, занимающие неправильное положение на сиденьях, могут получить серьезные травмы от ломающихся в результате аварийного удара частей внутренней отделки салона, или от срабатывания передней подушки безопасности.
Если на оборудованном боковыми подушками безопасности автомобиле голова переднего пассажира во время движения наклонена вбок и находится в зоне срабатывания подушки безопасности, чрезвычайно повышается риск получения им при аварии серьезных травм и увечий.
Старайтесь соблюдать правильное положение на сиденье в течение всей поездки, держа спину плотно прижатой к спинке сиденья и поставив ноги на пол. Помните, что вертикальность посадки и грамотное использование ремней безопасности повышают эффективность функционирования всех элементов безопасности, которыми оснащен автомобиль.
Рекомендации для беременных женщин
Обеспечение безопасности беременной женщины является лучшим способом сохранения плода в случае ДТП, поэтому при движении на автомобиле (в качестве водителя или пассажира) беременная женщина должна в обязательном порядке пристегиваться ремнем безопасности, обращая при этом особое внимание на правильность размещения его секций относительно своего тела.
При использовании ремней диагонально-поясной конструкции следует помнить, что поясная секция ремня должна располагаться как можно ниже на бедрах и ни в коем случае не быть наложенной на живот.
Беременная женщина также должна занимать на сиденье вертикальное положение. При этом переднее сиденье должно быть максимально далеко отодвинуто от панели приборов, что позволит в случае ДТП или срабатывания передней подушки безопасности снизить риск получения травм и увечий не только для матери, но и для плода.
При каждом посещении наблюдающего врача, консультируйтесь, стоит ли Вам управлять автомобилем.
Перевозка детей
Для обеспечения безопасности перевозки детей младшего и среднего возраста следует пользоваться специальными детскими сиденьями и средствами фиксации, подробные инструкции по размещению и установке которых будут Вам предложены в месте приобретения изделия. В случае необходимости обращайтесь за консультациями на фирменные станции техобслуживания.
Приспособления Opel для перевозки детей в обязательном порядке оборудованы транспондерами, обеспечивающими деактивацию подушек безопасности пассажирских подушек безопасности при размещении приспособления на переднем пассажирском сиденье. |
Дополнительные рекомендации
Запрещено использовать один и тот же ремень безопасности для пристегивания двух человек одновременно. В этом случае ремень не будет выполнять своих защитных функций и в случае аварии пассажиры могут получить тяжелые травмы.
Не прикрепляйте к лямкам ремней безопасности никакие накладки и прочие предметы. Установка дополнительных приспособлений или изменение положения крепления плечевой секции могут снизить эффективность действия ремней безопасности и увеличить вероятность травмирования при аварии.
Не располагайте твердых или острых предметов между своим телом и передней подушкой безопасности.
Перевозка твердых или острых предметов на коленях, или управление автомобилем с трубкой для курения или другими острыми предметами во рту при аварии могут привести к получению тяжелых травмам.
С целью предотвращения риска несанкционированного срабатывания передних подушек безопасности старайтесь не подносить руки к местам расположения их модулей на панели приборов и ступице рулевого колеса
На оборудованных боковыми подушками безопасности моделях не закрепляйте твердые предметы на внутренних панелях передних дверей и в непосредственной близости от них.
Конструктивные особенности ремней безопасности
Диагонально-поясной ремень безопасности
Схема прокладки ремня безопасности диагонально-поясной конструкции
Для того чтобы отстегнуть ремень, нажмите на красную кнопку с надписью PRESS, которая расположена на корпусе замка пряжки. При сматывании ремня барабаном возвратного устройства следует придерживать его за скобу пряжки. После выхода из автомобиля проверьте, чтобы ремень не попал в проем двери и не оказался зажат при захлопывании последней.
Ремни диагонально-поясной конструкции оборудуются возвратным устройством инерционного типа, барабан которого, автоматически выбирает слабину лямок и постоянно поддерживает небольшое предварительное натяжение прижатого к телу ремня. Инерционные ремни практически не стесняют движений пристегнутого ими человека и позволяют ему легко изменять позу на сиденье. При ДТП или резком торможении автомобиля приводится в действие фиксирующий механизм возвратного устройства. Барабан блокирует ремень, исключая возможность опасного перемещения сидящего.
Автоматические аварийные натяжители ремней безопасности
На некоторых моделях с целью обеспечения дополнительной защиты водителя и переднего пассажира ремни безопасности передних сидений снабжены устройствами, при срабатывании обеспечивающими автоматическое натяжение ремней что обеспечивает дополнительные гарантии исключения опасных перемещений водителя и переднего пассажира при лобовом столкновении.
Модули аварийных автоматических натяжителей
Срабатывание автоматических аварийных натяжителей происходит при направленных перегрузках, возникающих во время сильного лобового столкновения. Одновременно производится выброс передних подушек безопасности.
При срабатывании натяжителя ремень безопасности остается в натянутом положении до тех пор, пока скоба его пряжки не будет высвобождена из замка последней.
Аварийные натяжители ремней безопасности являются устройствами однократного использования и после срабатывания подлежат замене. |
Срабатывание контрольной лампы систем дополнительной безопасности (SRS) предупреждает водителя о возможных неполадках в устройствах аварийных натяжителей ремней (см. Раздел Панель приборов).
Принципы функционирования элементов системы дополнительной безопасности (SRS)
В число устройств и компонентов, формирующих систему дополнительной безопасности (SRS) входят:
- Две передние подушки безопасности. Модуль водительской подушки безопасности помещен в ступицу рулевого колеса. Подушка безопасности переднего пассажира помещена в специальную полость в правой части панели приборов автомобиля. Места расположения обоих модулей помечены предупредительными надписями «AIRBAG»;
Модуль водительской подушки безопасности
- Боковые подушки безопасности (при соответствующей комплектации), вмонтированные в наружные поверхности спинок передних сидений;
Маркировка на крышке модуля боковой подушки безопасности
- Датчики направленных перегрузок, срабатывающие при сильных ударах соответствующего направления;
- Электронная система самодиагностики, которая при включенном зажигании обеспечивает постоянное тестирование датчиков перегрузок, блока управления, газогенераторов подушек безопасности и соединительной электропроводки соответствующих цепей;
- Устройства автоматического аварийного натяжения ремней безопасности передних сидений;
- Контрольная лампа отказов SRS, вмонтированная в панель приборов;
- Запасной автономный источник питания, предназначенный для дублирования основной системы питания в случае выхода ее из строя при столкновении автомобиля.
Передние подушки безопасности
Датчики направленных перегрузок реагируют на превышение некоторого предельного значения, которое может возникнуть при сильном лобовом столкновении. По сигналу датчиков блок управления включает газогенераторы подушек безопасности, вызывая их мгновенное наполнение.
Эпюра направлений ударов, приводящих к срабатыванию датчиков направленных перегрузок передних подушек безопасности
Во время столкновения ремень безопасности удерживает от смещения нижнюю часть туловища сидящего. Передние подушки безопасности помогают предотвратить травмирование водителя и переднего пассажира в результате удара их головой и грудной клеткой о рулевое колесо или панель приборов.
Поскольку сигналы на срабатывание обеих подушек безопасности поступают от одних и тех же датчиков, обе подушки срабатывают одновременно. Однако не исключена вероятность инициации лишь одной из подушек, если величина возникших при столкновении направленных перегрузок находилась на грани диапазона срабатывания газогенераторов. В этом случае ремни безопасности обеспечивают достаточно надежную защиту водителя и переднего пассажира, в то время, как эффект от срабатывания подушки безопасности будет минимальным.
Сразу после срабатывания и выполнения подушками своих функций газ из них выпускается, что позволяет водителю сохранять обзорность и свободно манипулировать всеми органами управления автомобилем.
Полная продолжительность процесса от момента подачи сигнала датчиками перегрузок до выпуска газа из подушек занимает доли секунды.
После ДТП, при котором произошло срабатывание подушек безопасности, объем салона автомобиля выглядит слегка задымленным. На самом деле это взвесь тонкодисперсного порошка, которым обычно пересыпаются оболочки подушек в сложенном состоянии. Люди с заболеванием органов дыхания могут испытывать определенный дискомфорт при вдыхании попадающих в воздух продуктов, выделяемых газогенераторами подушек.
Контрольная лампа отказов SRS
Контрольная лампа SRS вмонтирована в приборный щиток автомобиля (см. Раздел Панель приборов) и предназначена для предупреждения водителя о выявленных системой самодиагностики отказах в системе дополнительной системы безопасности. На некоторых модификациях автомобиля срабатывание контрольной лампы свидетельствует о возможных неисправностях в блоках боковых подушек безопасности или устройств автоматического аварийного натяжения ремней безопасности.
При включении зажигания (ключ зажигания повернут в положение «II») К/Л загорается на короткое время, затем сразу гаснет, что подтверждает исправность функционирования всех узлов системы.
При произвольном срабатывании К/Л в любой другой момент владельцу автомобиля следует при первой же возможности обратиться за помощью к специалистам СТО Opel. К числу таких ситуаций относятся следующие:
- К/Л не включается при повороте ключа зажигания в положение «II»;
- К/Л продолжает гореть после осуществления запуска двигателя;
- К/Л включилась и горит в постоянном или мигающем режиме во время движения автомобиля.
При наличии перечисленных выше признаков неисправностей дополнительная система безопасности может отказать в случае аварии.
Пренебрежительное отношение к сигналам контрольной лампы SRS может привести к самым серьезным последствиям при отказе подушек безопасности во время аварии! |
Боковые подушки безопасности
На некоторых моделях в качестве дополнительной комплектации могут быть установлены боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира, обеспечивающие защиту головы водителя и переднего пассажира при боковых ударах. Модули боковых подушек вмонтированы во внешние торцы спинок передних сидений. Места расположения обеих боковых подушек помечены надписями «AIRBAG». К/Л SRS на приборном щитке автомобиля срабатывает при выявлении неисправностей в цепях инициации дополнительных подушек безопасности.
При сильном боковом ударе датчики направленных перегрузок фиксируют превышение возникающими нагрузками некоторого порогового значения и выдают информационный сигнал на блок управления, который вырабатывает команду на срабатывания газогенератора соответствующей боковой подушки безопасности. При этом, если удар пришелся со стороны пассажирского сиденья, пассажирская боковая подушка сработает даже при отсутствии пассажира на переднем сиденье.
Эпюры срабатывания датчиков направленных перегрузок боковых подушек безопасности
Для обеспечения наибольшей эффективности защиты, которую обеспечивают подушки безопасности, водитель и пассажир, сидящий на переднем сиденье, должны сидеть прямо и быть пристегнуты ремнями безопасности.
Техническое обслуживание элементов SRS
Пиротехнические модули подушек безопасности и устройств автоматического аварийного натяжения ремней безопасности, практически не нуждаются в регулярных проверках и техническом обслуживании. Однако владелец оборудованного соответствующим образом транспортного средства должен помнить следующее:
- После срабатывания подушек безопасности они подлежат обязательной замене вместе с блоком управления системы. Не пытайтесь демонтировать отработавшие подушки самостоятельно. Эти операции должны выполняться только в условиях мастерской автосервиса;
- Если срабатывание контрольной лампы SRS указывает на наличие отказа в системе, следует без промедления обратиться на ближайшую СТО Opel, где будут произведены полная диагностика и необходимый восстановительный ремонт системы. В противном случае подушки безопасности и аварийные натяжители ремней могут не сработать при аварии и не выполнить свою защитную функцию;
- Не вскрывайте модули газогенераторов и не изменяйте электропроводку систем подушек безопасности и устройств аварийного автоматического натяжения ремней безопасности, - такое вмешательство может привести к непроизвольному срабатыванию подушек и натяжителей и явиться причиной травмирования исполнителя или находящихся поблизости людей;
- При соответствующей комплектации не производите замену передних сидений без получения предварительной консультации на СТО Opel. Неаккуратное или некорректное выполнение замены или снятия чехлов может привести к отказу срабатывания боковых подушек безопасности в случае аварии.
Опасность отравления монооксидом углерода (СО)
В состав отработавших газов двигателя входит в высшей степени токсичный монооксид углерода (СО). При исправной выпускной системе и правильной эксплуатации автомобиля, отработавшие газы двигателя не должны попадать в салон автомобиля. Старайтесь проверять техническое состояние системы выпуска отработавших газов и герметичность соединений ее трубопроводов в следующих случаях:
- При очередной замене двигательного масла, когда автомобиль установлен на подъемник;
- При заметном на слух изменении характера шумового фона, издаваемого выпускной системой;
- После аварии, в которой могли быть повреждены детали, расположенные под днищем автомобиля.
Вдыхание монооксида углерода вызывает потерю сознания и может привести к смертельному исходу. Остерегайтесь находиться в замкнутом, непроветриваемом помещении или производить работы, при которых Вы вынуждены будете дышать воздухом, содержащим CO в большой концентрации! |
В замкнутых помещениях с плохой вентиляцией, например, в гараже, концентрация CO может быстроувеличиваться до опасного значения. Поэтому запрещается оставлять двигатель работающим при закрытых воротах гаража. Даже при открытых воротах не оставляйте двигатель работающим продолжительное время. Сразу же после запуска двигателя следует выехать из гаража и продолжить прогрев двигателя на улице.
При движении с открытой дверью задка отработавшие газы двигателя могут попасть в салон автомобиля и создать опасную ситуацию. Если возникает ситуация, когда закрыть дверь не представляется возможным, следует полностью открыть все окна и включить вентиляцию воздуха.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|